Воспитание культуры поведения школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения детей разного возраста .
Задачи:
-раскрыть понятие и компоненты культуры поведения.
-рассмотреть освоение культуры поведения детьми разного возраста;
-охарактеризовать методы и приемы воспитания культуры поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие и компоненты культуры поведения…………………………...6 1.1 Освоение культуры поведения детьми разного возраста…………….10 1.2.Нравственное воспитание школьника………………………………….14 Глава2Теоретические основы воспитания культуры поведения школьников 2.1Сущность и особенности воспитания культуры.......................................18 2.2 . Методы и средства воспитания культуры поведения……………..... 27 Заключение………………………………………………………………..…..35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике..doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая: Воспитание культуры поведения школьника

План                                                                                                                                Введение…………………………………………………………………………...3                                                                                                                    1. Понятие и компоненты культуры поведения…………………………...6                                           1.1 Освоение культуры поведения детьми разного возраста…………….10                              1.2.Нравственное воспитание школьника………………………………….14 Глава2Теоретические основы воспитания культуры поведения школьников                                                                                                                   2.1Сущность и особенности воспитания культуры.......................................18                             2.2 . Методы и средства воспитания культуры поведения……………..... 27 Заключение………………………………………………………………..…..35  Литература……………………………………………………………………..36

  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

                                                                          

 

  «Берегите эти земли, эти воды,

     даже малую былиночку любя.

     Берегите всех зверей внутри  природы,

     Убивайте лишь зверей внутри себя »

                                                             Е. Евтушенко

Введение

Человек, как существо социальное постоянно  взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. В связи с этим, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова. Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Воспитание  культуры поведения означает научить  ребенка везде и во всем уважать  общество в целом и каждого  его члена в отдельности. Правило  очень простое, но увы в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.

Культура  труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться, причем прививать основы культурного поведения необходимо и в дошкольников и у школьников.

В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в  играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Целеустремленная, систематическая работа из воспитания навыков и привычек культурного  поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям из раннего лет, то позже приходится заполнять этот пробил и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.

Каждый  из нас может по личным поступкам  определить почти безошибочно степень воспитанности ребенка, преобладания у него привычки думать или не думать об интересах окружающих.

В каждой эпохе преобладает свой культурный стиль, у каждого общества принят свой кодекс правил поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Культивирование ценностей нравственного приличного поведения начинается с детства. Хотя фактически воспитание нравственности необходимо начинать с колыбели, ведь когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. Впоследствии и в детском саду, и в школе необходимо усложнять процесс воспитания и прививания нравственных и культурных норм поведения. При этом центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка – это учителя, однако главенствующую роль в воспитании культуры поведения ребенка традиционно отдают семье.

Цель  данной работы – рассмотреть проблему воспитания культуры поведения детей  разного возраста .

Задачи:

-раскрыть  понятие и компоненты культуры  поведения.

-рассмотреть  освоение культуры поведения  детьми разного возраста;

-охарактеризовать  методы и приемы воспитания культуры поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и компоненты культуры поведения

Культура  ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам  и в отсутствии её - причина многих бед.

Культура  деятельности – проявляется в  поведении ребенка на занятиях, в  играх, во время выполнения трудовых поручений, домашних заданий и заданий  на уроке в школе. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте родители учат ребенка регулировать соотношение отдыха и занятий в течение дня, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда в школе. В младшем школьном возрасте ребенок должен уметь рационально организовывать режим труда и отдыха, правильно выделять четко выделенное время на домашние задания, на прогулки, посещение секций, кружков, просмотр телевизора и т.д.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно  использовать такие показатели, как  умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Данные показали родителям необходимо развивать и регулировать, начиная с детского сада, и активно поддерживать и укреплять в младшем школьном возрасте.

Хотя  на сегодняшний день специалисты  нередко отмечают неспособность  школьников средних классов и  даже старшеклассников организовать распределение  труда и отдыха в течение рабочего дня, рационально организовать себя во время отдыха, зачастую старшеклассники тратят время бездарно, а в итоге не успевают выполнить домашние задание и сделать самое главное. В этом также проявляется неразвитость культуры поведения.

Культура  общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Зачастую можно быть свидетелями использования школьниками в речи нелитературных выражений, что во многом объясняется невысоким уровнем культуры родителей и других членов семьи, т.к. подобное поведение зачастую является следствием копирования взрослых, а так в детском саду и школе это практически не встречается, то можно вполне однозначно говорить о значительном влиянии культуры общения родителей как образца на развитие культуры общения их детей.

Культура  общения предполагает не только поступать  в соответствие с принятыми культурными  нормами и стандартами поведения, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей, особенно в школьном возрасте.

Говоря  о воспитании культуры поведения, важно  отметить сущность воспитания как такого. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Таким образом, воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

Целями  воспитания являются ожидаемые изменения  в человеке, осуществляемые проведением  специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Однако  главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка  как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни  в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

Целью воспитания культуры школьников и дошкольников является формирование духовно богатой, физически здоровой, социально направленной личности ребенка, обладающей национальным самосознанием, этическим и эстетическим потенциалом и современным речевым развитием.

Главная задача воспитания культуры — формировать моральные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их следствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как умное необходимость, очевидная для младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Освоение культуры поведения детьми разного возраста

С раннего  детства ребенок вступает в сложную систему социальных связей и взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду или школе, на секциях, кружках, на улице и т.д.) и приобретает опыт общественно принятого поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками – одноклассниками или одногруппниками в детском саду – дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать  сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста, поэтому именно с описания воспитания культуры в данном возрасте и начнем.

Как правило, прививая культурные нормы  с детьми, воспитатели детского сада уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде, ставя акценты именно на нормы труда и правила игр, при этом недооцениваются возможности повседневной бытовой деятельности, редко развиваются нормы общения и поведения, т.е. фактически воспитатели зачастую игнорируют педагогические ценности, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

Речь  идет о том, что не используются возможность  регулярного культивирования детям  ценностей и норм, т.к. воспитатели  находятся с детьми в течение всего дня, в отличие от родителей и от учителей в школе. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек культурного общения и поведения. В частности, можно приучать детей каждый день здороваться друг с другом и с воспитателями, прощаться, убирать за собой игрушки после игры, самостоятельно умываться и одеваться / раздеваться на прогулку и после нее.

Информация о работе Воспитание культуры поведения школьника