Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель - выявление условий осуществления эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе.
Гипотеза: система специально организованной внеклассной деятельности эстетической направленности способствует повышению уровня эстетической культуры у младших школьников. Объект исследования – эстетическое воспитание младших школьников. Предмет исследования – формы и методы формирования эстетической культуры у младших школьников во внеклассной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
1.1 Формирование эстетической культуры как основная задача эстетического воспитания 5
1.2 Психолого–педагогические особенности младших школьников 11
1.3 Опыт работы школы по формированию эстетической культуры младших школьников 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 23
2.1 Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников 23
2.2 Планирование и организация формирующего эксперимента 26
2.3 Анализ результатов опытной работы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Формиров. эстетич. культ. мл. шк-ов во внекл. работе.doc

— 2.50 Мб (Скачать файл)

Каждый предмет  в детской музыкальной школе  отвечает соответствующим дидактическим  требованиям. Исходя из специфических  особенностей уроков музыки, педагогами выделены следующие дидактические требования:

1. Содержательность  музыкального материала, его эмоциональность,  разнообразие, гибкость приемов  и методов музыкальной работы, живой темп урока, опора на  связь музыки с жизнью.

2. Четкость основной учебной цели, целенаправленность песенного и слушательного репертуара, подчиненность всех методов музыкальной работы единой теме урока.

3. Целенаправленный  подбор музыкального материала  для каждого урока в зависимости  от целей музыкально-эстетического воспитания.

4. Продуманный  отбор наиболее эффективных приемов  и методов музыкальной работы  для каждого вида музыкальной  деятельности (пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений  и т.д.).

5. Организация  учащихся на уроках (разделение  на голоса, выявление групп по музыкальным интересам, склонностям и др.).

6. Работа учителя  с отстающими в певческом отношении  учащимися, пропустившими ряд  уроков музыки.

7. Сочетание  коллективной и индивидуальной  формы работы как в певческой  деятельности, так и в деятельности по слушанию музыки и другим разделам.

8. Организационная  четкость работы, единство построения  уроков музыки, единство музыкальных  требований к учащимся, единство  певческой установки и т.д.

9. Неразрывность  образовательных и воспитательных  задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара, направленного на формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников.

Вывод: уроки музыки в школе являются органической частью системы эстетического воспитания. Педагоги УО «Детская Ратомская Музыкальная школа» считают, что музыка может и должна стать доступной всем, чтобы обогатить детские души радостью и наслаждением, неоценимым богатством мира звуков, так как музыка важнейшее средство формирования духовной культуры школьников.

 

 

Выводы по 1 главе

 

Проведенный теоретический  анализ исследований развития младших  школьников показывает, что в этот период происходит значительная перестройка  психической организации личности ребенка, важные изменения происходят в познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной и нравственной сферах. Это создает необходимую базу для успешной учебной деятельности и формирования основ эстетического воспитания.

Под эстетическим воспитанием подразумевается формирование у учащихся средствами природы и искусства и в процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество во всех сферах жизнедеятельности. Эстетическая культура – элемент культуры человечества, способствующий преобразованию высших эстетических ценностей (красоты, совершенства, гармонии, созидания, творчества, эстетического наслаждения), в субъективные потребности личности обучающегося.

Смысл и назначение деятельности по эстетическому воспитанию в учреждениях образования определяются следующими приоритетными направлениями: развитие творческих способностей учащейся молодёжи путем включения в разные виды художественного творчества (театр, изобразительное искусство, музыка, хореография и т. д.) и потребности в эстетической деятельности; приобщение учащихся к национальному творчеству, возрождение народных ремесел и промыслов на основе оптимального сочетания образовательной, развивающей и трудовой деятельности; гармонизация внутреннего мира учащихся, межличностных отношений; расширение эстетического кругозора, формирование эстетического вкуса и потребности в самообразовании.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ  РАБОТЕ

 

 

2.1 Диагностика уровня развития эстетической культуры младших школьников

Исследование  проводилось на базе УО «Детская Ратомская Музыкальная школа»: 3 «А» класс – экспериментальный (15 человек), 3 «Б» класс – контрольный (15 человек) и осуществлялось по следующим этапам:

1. Определение  экспериментальной и контрольной групп для проведения эксперимента.

2. Подбор диагностического  материала, оформление необходимого  стимульного материала.

3. Организация  исследования, обработка полученных  данных.

4. Составление  программы проведения формирующего  эксперимента, осуществление эксперимента в соответствии с программой.

5. Оценка результативность  проделанной работы.

С целью определения  эстетического кругозора младших  школьников мы выбрали следующие  диагностические методики [10, с.346-347]:

Методика  «Копилка настроений»

Цель: изучение художественно-эстетического кругозора учащихся, адекватности восприятия и оценки произведений искусства.

Инструкция: учитель показывает учащимся рисунки с изображением гномов. У каждого гнома своё настроение (радостное, шутливое, грустное, трагическое, мечтательное и др.). Предлагается назвать как можно больше произведений искусства (изобразительного, музыкального и др.), которые отображают настроение каждого из гномов.

Обработка данных: проводится качественный анализ ответов.

Методика «Я даю интервью»

Цель: выяснить степень развития у младших школьников умения выделять в художественном произведении его эстетическую ценность, эстетическую значимость.

Инструкция: непосредственно после восприятия произведения (изобразительного, музыкального, литературного) с учащимися проводится интервью по вопросам:

- Что тебе  удалось увидеть (услышать)?

- Что тебе  понравилось (не понравилось)  в произведении? Почему?

Обработка данных: проводится качественный анализ ответов, в ходе которого учитель может выделить следующие уровни развития эстетического восприятия:

1) высокий (эстетический): наиболее продуктивный уровень,  где происходит личностно значимое  освоение нравственно-эстетических  идеалов, принимающее вид обобщённого  суждения о произведениях искусства; восприятие произведения осуществляется в единстве содержания и формы;

2) средний (аналитический): предполагает анализ содержания  произведения, его основного конфликта,  но единство содержания и формы  остаётся незамеченным;

3) низкий (констатирующий): происходит главным образом освоение сюжета произведения, его непосредственно эмоциональное восприятие.

Для диагностики  уровня развития эстетической культуры младших школьников нами взяты за основу следующие критерии:

  1. Эстетические знания, художественно-эстетические интересы и потребности.
  2. Эстетическое восприятие и эстетическая оценка.

Результаты  констатирующего эксперимента обобщены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 –  Результаты констатирующего исследования

Имя, фамилия

Методика «Копилка настроений»

(кол-во названых произведений)

Методика «Я даю интервью»

(уровень развития  эстетического восприятия)

3 «А» класс  (экспериментальный)

1

Алина П.

5

высокий

2

Артём Д.

4

средний

3

Богдан Р.

5

высокий

4

Виктор С.

3

средний

5

Виктория К.

3

низкий

6

Герман К.

4

средний

7

Дарина Л.

4

низкий

8

Егор Ф.

4

средний

9

Зинаида Л.

5

низкий

10

Леонид В.

7

низкий

11

Марина К.

3

средний

12

Мария Ф.

4

низкий

13

Ольга Ш.

4

средний

14

Пётр Д.

5

низкий

15

Раиса Г.

4

средний

3 «Б» класс  (контрольный)

1

Артур Н.

3

низкий

2

Валентина Ш.

4

средний

3

Виолетта К.

4

высокий

4

Кирилл Б.

5

низкий

5

Клементий Ф.

4

средний

6

Марк Н.

4

высокий

7

Никодим В.

4

низкий

8

Ольга К.

5

средний

9

Павел Д.

7

средний

10

Роман Ц.

3

высокий

11

Светлана З.

5

низкий

12

Татьяна В.

4

средний

13

Фёдор Н.

5

низкий

14

Янина Н.

3

средний

15

Яков С.

3

средний


 

Полученные  данные можно изобразить схематически (рис.2.1).

Рисунок 2.1 - Уровень развития эстетического  восприятия (%)

Проанализировав данные, полученные в результате диагностики учащихся обоих классов, мы видим, что уровень эстетической культуры у учащихся как контрольного, так и экспериментального классов примерно одинаков. Средний показатель по методике «Копилка настроений» у учеников 3 «А» - 4.3, а у учеников 3 «Б» класса – 4.2.

Среди учеников 3 «А» класса 13% имеют высокий уровень  развития эстетического восприятия, 47% - средний, 40% - низкий.

Среди учеников 3 «Б» класса 20% имеют высокий уровень  развития эстетического восприятия, у 47% учеников - средний, а у оставшихся 33% - уровень развития эстетического восприятия низкий.

Вывод: необходима целенаправленная работа по повышению  уровня эстетической воспитанности  младших школьников.

 

 

2.2 Планирование и организация формирующего эксперимента

 

В результате полученных в ходе констатирующего эксперимента данных целесообразной является организация внеклассной деятельности с целью формирования эстетической культуры младших школьников.

Формирующий эксперимент проводился на базе 3 «А» класса. Составленная нами программа досуговой деятельности рассчитана на два месяца.

Цель  программы: Развитие эстетических качеств и творческого потенциала личности.

Достижению  поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка;
  • создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;
  • формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей.
  • воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.

Источниками и  средствами эстетического воспитания младших школьников является окружающая их жизнь: общественная среда с ее эстетикой труда, поведения и быта; искусство и природа.

План внеклассной деятельности в рамках формирующего эксперимента приведён в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - План внеклассной деятельности младших школьников

Тематика занятия

Форма проведения

1

«Хоровод цветов» (Приложение 1)

Литературно-художественный праздник

2

«Литературный ринг»

Игра 

3

«Театр теней»

Практическое  занятие

4

«Мелодии леса»

Заочное путешествие

5

«Дождик босиком  по земле прошёл»

Прогулка

6

«Текстильная  открытка» 

(Приложение 2)

Творческая лаборатория

7

«Чудесный остров»

Коллективное  творческое дело

8

«Слушаем и  танцуем польку»

Практическое  занятие

9

«Золотая осень»

Выставка рисунков

10

«Удивительный мир искусства»

Викторина


Все занятия  проводились во внеурочное время  при высокой степени активности самих учеников и их родителей.

 

2.3 Анализ результатов опытной работы

 

С целью проверки эффективности проделанной нами работы было проведено повторное  обследование уровня эстетической культуры учеников экспериментального и контрольного классов с использованием вышеназванных диагностических методик.

Результаты  контрольного эксперимента обобщены в  таблице 2.3.

Таблица 2.3 –  Результаты контрольного исследования

Имя, фамилия

Методика «Копилка настроений»

(кол-во названых  произведений)

Методика «Я даю интервью»

(уровень развития  эстетического восприятия)

3 «А» класс  (экспериментальный)

1

Алина П.

5

высокий

2

Артём Д.

5

высокий

3

Богдан Р.

6

высокий

4

Виктор С.

4

средний

5

Виктория К.

3

средний

6

Герман К.

5

высокий

7

Дарина Л.

5

средний

8

Егор Ф.

6

высокий

9

Зинаида Л.

5

средний

10

Леонид В.

7

низкий

11

Марина К.

5

высокий

12

Мария Ф.

4

средний

13

Ольга Ш.

5

высокий

14

Пётр Д.

5

низкий

15

Раиса Г.

5

средний

3 «Б» класс (контрольный)

1

Артур Н.

3

низкий

2

Валентина Ш.

4

средний

3

Виолетта К.

4

высокий

4

Кирилл Б.

5

низкий

5

Клементий Ф.

4

средний

6

Марк Н.

4

высокий

7

Никодим В.

5

средний

8

Ольга К.

5

средний

9

Павел Д.

7

средний

10

Роман Ц.

3

высокий

11

Светлана З.

5

средний

12

Татьяна В.

5

средний

13

Фёдор Н.

5

низкий

14

Янина Н.

3

средний

15

Яков С.

3

средний

Информация о работе Формирование эстетической культуры младших школьников во внеклассной работе