Эстетическая культура сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Показатели развития эстетической культуры курсантов МВД (потребностно-мотивационный: высокий уровень развития эстетического сознания, эстетического восприятия, воображения, вкуса, эстетическое саморазвитие средствами природы, труда, общения, искусства, исследовательской деятельности, познавательный: художественно-гуманитарный тип организации методологических, теоретических знаний в области эстетического воспитания, активное отношение к духовным ценностям, участие в создании эстетического многообразия мира; эмоционально-оценочный: развитие эмоциональной сферы; умение воспринимать эстетическое в действительности и искусстве как ценность; профессионально-деятельностный: умение работать над собственным эстетическим развитием в условиях службы в МВД.

Содержание

Профессиональная деятельность и эстетическая культура сотрудников ОВД………………………………………………………………………….3
Эстетическое воспитание сотрудников ОВД…………………………….6
Роль искусства и эстетической культуры в развитии профессиональных качеств работников милиции…………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Кр по эстетике ОВД.docx

— 31.33 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа по Эстетической культуре

сотрудников ОВД

Тема  № 7 
 
 

План 

  1. Профессиональная  деятельность и эстетическая культура сотрудников ОВД………………………………………………………………………….3
  2. Эстетическое воспитание сотрудников ОВД…………………………….6
  3. Роль искусства и эстетической культуры в развитии профессиональных качеств работников милиции…………………………………………….11

Список  литературы………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профессиональная  деятельность и эстетическая культура сотрудников  ОВД 
 

       Любая профессиональная деятельность предъявляет  к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток  на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить, какими эстетическими качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности должен обладать сотрудник органов  внутренних дел, необходимо подвергнуть  психологическому анализу саму эту  деятельность, выявить ее специфические  особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение  закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить  ее, но и разработать систему организационных  мероприятий, направленных на ее совершенствование.

       Деятельность  сотрудника органов внутренних дел  характеризуется следующими специфическими особенностями:

       - во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел – одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органах внутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). 
Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. /1, С. 287/

       К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести  дефицит времени и наличие  перегрузок в его работе. Оперативность  и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования  преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы  уйти от ответственности, уничтожить следы  своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Ну и конечно  профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического  их осуществления.

       Познавательная  деятельность. Трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться  ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее компонентов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного  осуществления других действий сотрудника. /2, С. 329/

       Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении  информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем  зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

       Моральная культура сотрудника тесно связана  с культурой эстетической, но если первая отражает внутреннюю культуру личности, то вторую, как правило, рассматривают  как культуру внешнюю. Бесспорно, что  внутренняя культура человека играет определяющую роль в его деятельности и поведении. Однако нельзя недооценивать и внешнюю культуру, ее влияние на культуру внутреннюю. Так, форменная одежда сотрудника и даже стиль, качество его партикулярного (штатского) платья сами по себе оказывают влияние (и порой существенное) на поведение работника.

       Служебная эстетика включает в себя культуру труда и речи сотрудника, этику  служебного быта и внешний вид работника.

       Термин  “эстетика” (как и “этика”) применяется  как в научном, так и в обыденном  его понимании. Если в первом случае он представляет собой науку об искусстве, эстетическом освоении мира, то во втором - отражает реальную практику, культуру быта, поведения, труда.

       Факторы, влияющие на развитие эстетической культуры – это: постановка цели развития эстетической культуры, выбор эстетически выразительного материала, педагогической технологии или форм и методов, четкая организация  структуры занятий, применение системной  диагностики уровней развития эстетической культуры, эстетически выразительная  речь преподавателей, положительный  эмоциональный фон. /2, С. 330/

       Показатели  развития эстетической культуры курсантов  МВД (потребностно-мотивационный: высокий  уровень развития эстетического  сознания, эстетического восприятия, воображения, вкуса, эстетическое саморазвитие средствами природы, труда, общения, искусства, исследовательской деятельности, познавательный: художественно-гуманитарный тип организации  методологических, теоретических знаний в области эстетического воспитания, активное отношение к духовным ценностям, участие в создании эстетического  многообразия мира; эмоционально-оценочный: развитие эмоциональной сферы; умение воспринимать эстетическое в действительности и искусстве как ценность; профессионально-деятельностный: умение работать над собственным  эстетическим развитием в условиях службы в МВД.  
 

  1. Эстетическое  воспитание сотрудников ОВД
 

       В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности.

       Это специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у  последнего системы ориентации в  мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями  об их характере и назначении. /6, С. 217/

       В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод  их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается  способность человека к эстетическому  восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

       Воспитание  красотой и через красоту формирует  не только

       1) эстетико-ценностную ориентацию  личности, но и 

       2) развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей  в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении  и, конечно, в искусстве (это  следует считать в качестве  главной задачи эстетического  воспитания).

       3) развивает познавательную способность  личности.

       4) учит индивида воспринимать уже  готовые продукты эстетической  деятельности.

       Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое  мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

       Эстетическое  образование, приобщение людей к  сокровищнице мировой культуры и  искусства - все это лишь необходимое  условие для достижения главной  цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам  красоты. /4, С. 187/

       Эстетическое  воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетическо-ценностной ориентации личности; развитие ее эстетически-творческих потенций.

       Основные  задачи эстетического воспитания можно  свести к следующим положениям: вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление; учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства; развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею; сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в быту и личном поведении.

       Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие  структурные компоненты эстетического  воспитания:

       - эстетическое образование, закладывающее  теоретические и ценностные основы  эстетической культуры личности;

       - художественное воспитание в  его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении,  формирующее художественную культуру  личности в единстве навыков,  знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и  самовоспитание, ориентированные на  самосовершенствование личности;

       - воспитание творческих потребностей  и способностей. Среди последних  особую значимость имеют так  называемые конструктивные способности:  индивидуальная экспрессия, интуитивное  мышление, творческое воображение,  видение проблем, преодоление  стереотипов и др.

       Принципы  эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них, применительно к процессу эстетического воспитания.

       1. Связь воспитания с жизнью. Методологически  этот принцип опирается на  положение о единстве теории  с практикой и требует в  связи с формируемыми эстетическими  убеждениями такой организации  деятельности студентов, в которой  не только реализовались бы  усвоенные знания о мире, но  и содержался эстетический элемент.

       2. Единство воспитания, обучения и  развития. Данный принцип реализуется  в воспитывающем характере обучения, в единстве учебной и внеучебной  деятельности воспитываемых.

       Любая деятельность молодежи должна носить эстетическую направленность; в ходе ее должны формироваться не только идейно-политические, нравственные, но и эстетические идеалы.

       3. Комплексный подход ко всему  делу воспитания. Данный принцип  предполагает единство объективных  и субъективных факторов в  процессе формирования эстетически  развитой личности.

       На  практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов  эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.

       4. Систематичность и последовательность воспитания. Воспитание, являющееся сложным, диалектически противоречивым процессом, требует систематического и последовательного взаимодействия воспитателей и воспитуемых с целью формирования у последних тех или иных качеств. Свою реализацию этот принцип находит в планировании работы по эстетическому воспитанию, в четкой организации всей воспитательной деятельности, в следовании всем этапам выработки эстетических взглядов, убеждений, идеалов, в преемственности содержания, методов и форм воспитания. Принцип исключает такую организацию воспитательного процесса, когда она представляет простую совокупность отдельных художественных мероприятий, мало связанных между собой, не учитывающих имеющийся эстетический опыт студентов, их интересов.

Информация о работе Эстетическая культура сотрудников ОВД