Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование экологических  знаний и отношения к природе у детей

старшего дошкольного  возраста

 

 

Автор составитель Кушнир М.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау2007 г. 
 
Содержание:

 Введение 6

1. Теоретические основы  экологического

 воспитания детей  старшего дошкольного

возраста 12

1.1 Научная основа построения  содержания экологического воспитания  старших дошкольников 12

1.2 Истоки и содержание экологического  воспитания детей старшего дошкольного возраста 18

1.3 Психолого-педагогические основы  экологического воспитания старших дошкольников 28

2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55

2.1 Анализ раздела Государственного  общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55

2.2 Технология  формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61

2.3 Основные результаты  экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76

Заключение 139

Список использованных источников 141

 

Введение

          

          Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все, - это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения ныне живущего поколения. Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах.

        Процесс осознания  того, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы 20 в.: на Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972г.) впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровождают научно-технический процесс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.

       Яркий след в истории экологического образования оставила Третья Всесоюзная конференция проведённая осенью 1990г. В Казани, где была показана необходимость нового – экологического образования, центом которого должна стать забота о Доме - нашей планете Земля. На конференции впервые были обозначены основные позиции экологического воспитания детей дошкольного возраста.

      В 1992 году в Рио–де Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств – участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия»(1972 -1992гг.) планеты. Форум в Рио – это осмысление мировым сообществом глобальных экологических проблем, выражающему угрозу всему живущему на Земле.

           Отдельные  статьи Конституции РК  позволяют  судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты, о заботе государства о своих гражданах. Статья 31 Конституции РК гласит: «Государство ставит целью охрану окружающей среды благоприятной для жизни и здоровья человека». Особенно значимой является статья 38, прописывающая обязанности граждан: «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относится к природным богатствам» [1].

        Годы независимости в Казахстане стали годами образования и становления совершенно новой государственной системы обеспечения экологической безопасности. Так принятая Концепция об Экологической безопасности государства на 2004-2015 годы возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. В документе подчеркивается необходимость создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное [2].

          В наши  дни, когда мир находится на  грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются оной из актуальнейших проблем современности.    

 

           Маленький ребёнок познаёт мир  с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить  следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии» [3].

       Рыжова Н. в  своей статье писала, что  «современная наука, изучающая тонкие энергии и их связь с человеком, пришла к выводу, что человеческая мысль – сильнейшая энергия, влияющая на всё окружающее и на самого человека в том числе. Качество мыслей  есть нравственное начало человека. Доброкачественность мышления, его позитивный созидательный характер определяет здоровье духа человека. Духовное здоровье – главное. От него зависит, как человек (положительно или отрицательно) влияет на окружающий мир» [4].

       Изучая опыт  педагогов новаторов, Л.И.Грехова  открыла огромные перспективы в решении данной проблемы. По её мнению, опыт В.А. Сухомлинского, который до сих пор не нашел должного применения ни в школе, ни в дошкольных образовательных учреждениях. Его ценность и новизна его подхода к решению проблемы экологического воспитания созвучна с требованиями времени и заключается в  рассмотрении экологического воспитания не как составляющей часть формирования всесторонне развитой личности, а как основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы – воспитание детей через природу.  Природа, по глубокому убеждению В.А.Сухомлинского, должна быть «не каким то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как многогранная духовная жизнь в годы детства требует постоянного общения детей с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление личности ребёнка [5].

Цель исследования, дать теоретический анализ проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и определить эффективные пути и способы  формирования экологических знаний и отношения старших дошкольников к природе.

      Для достижения  поставленной цели нам необходимо решить следующие

задачи:

1. Выявить адаптированные до  понимания старших дошкольников научные понятия из области экологии, являющиеся основой построения и содержания экологического воспитания.

2.Определить истоки и содержание экологического воспитания старших дошкольников.

3.Раскрыть психолого-педагогические  основы экологического воспитания старших дошкольников.

4.Разработать и подобрать задания  для формирования экологических  знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

5. Проверить путём опытно-экспериментального  исследования эффективность формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: целенаправленный систематический процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются формирование у детей экологических знаний и отношения к природе через раскрытие экологических связей.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень экологической воспитанности дошкольников повысится, если будет систематически осуществляться формирование экологических знаний и положительное отношение к природе через раскрытие экологических связей.

 

Методы исследования:

- анализ научно-педагогической и методической  литературы;

- проведение педагогического эксперимента;

- изучение продуктов детского  творчества и наблюдение за результатами практической деятельности в природе;

- теоретическое обобщение полученных  фактов в ходе исследования, на основе анализа и сопоставления.

Новизна исследования заключается в том, что разработан учебный материал, направленный на формирование экологических знаний и правильного отношения к природе  детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость  исследования заключается в том, что предлагаемый  учебный материал поможет воспитателям ДОУ и студентам-практикантам повысить уровень экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: дети двух подготовительных групп, школы – сада  №37 “Алёнушка” г. Кокшетау.

 

1 Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

1.1 Научная основа построения  содержания экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

   Николаева С.Н.  определяет значимые понятия при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста [6].

          Первое  понятие, которое необходимо определить  это понятие «экология». Дадим  определение понятию «экология». Современное определение этого понятия дают авторы учебного пособия «Экология» Чернова Н.М. и Былова А.М.и характеризуют его как науку о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на земле. Эта сложность отражена в структуре и содержании экологической науки. Ее название образованно сочетанием двух греческих слов «ойкос», что означает «дом-жилище», и «логос» - наука, изучение.

 

Это название ввёл немецкий учёный зоолог Эрнест Геккель в 1866г.

Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме.

   Нельзя не согласиться  с мнением профессора В.В.Алпатовым,  который считает, «что экология  – наука будущего. И возможно само существование человека, будет зависеть от ее прогресса» [7].

          Веретенникова С.А. отмечает, что наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией [8].

             В.И.Ашиков считает, что «истинная  экология как наука должна  быть знанием с большой буквы пронизанным, любовью и гуманизмом» [9].

         Л.И.Грехова  считает, что экология в современном  понимании – это сложный научный  практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность людей [5, 14].

      С.Н.Николаева определяет  экологию, как биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой [6, 33].

         Биоэкология  имеет три раздела, в которых  рассматриваются взаимосвязи:

1) отдельно взятого организма  со средой обитания (аутэкология); 2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология); 3) сообществ живых организмов со средой  совместного их проживания (синэкология).

     Учитывая специфику  дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность [6, 35].

     Самым подходящим  для дошкольников является раздел аутэкологии – дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребёнку с экологической позиции – в их непосредственном взаимодействии со средой

обитания.  Первое экологическое  понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания.  Оно обусловлено тем, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребность в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовывать себя во всех сферах жизни [6, 5].

          Следующее  важное понятие из раздела  аутэкологии – морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания – по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому, и, в целом, знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) так же доступны наглядно-образному мышлению ребёнка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать внешними органами (частями тела) в таких условиях. Маленького ребёнка так же привлекает динамичность поведения животных: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его ещё неустойчивое внимание и восприятие, даёт «пищу» для размышлений. Конкретизацией первого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами они окружены,

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста