Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

       Пятое  задание было представлено в форме игры «Кому нужны деревья в лесу?». Целью было выявить знания детей о зависимости животных от окружающей среды.

Детям предлагалось выбрать картинку с изображением животного и подойти к дереву и объяснить свой выбор. Взяв картинку с изображением зайца, ребёнок так объяснил свой выбор «заяц зимой питается корой деревьев», к картинке с изображением белки ребёнок пояснил так «Белка прячется в дупле» и т. д. Заслушав ответы детей можно сделать вывод, что не все дети правильно аргументировали свой выбор, недостаток знаний они компенсировали воображением. Но большинство детей способны устанавливать некоторые связи и зависимости, однако не всегда могут растолковать их.

        Шестое задание. Выяснив ранее, умеют ли дети различать живую и неживую природу мы решили провести обследование детей на то, как дети понимают их взаимосвязь, в частности роли ветра в жизни растений, семена которых  он разносит. Рассмотреть коллекцию различных семян деревьев и растений. Предложить детям  разобрать летающие и нелетающие семена и объяснить свой выбор. Чем они отличаются, как и по каким признакам, они сделали свой выбор. Анализируя ход задания,  мы сделали вывод, что многие дети знакомы с ролью ветра в жизни растений, приводят самостоятельные примеры из личного опыта, с легкостью распознают семена деревьев и растений, растущих на участке и на территории города. Рассматривая строение семени, они правильно называют его части приспособленные для полёта (крылышки и парашютики).

      Седьмое  задание было направленно на то, чтобы выяснить представления детей об отношении различных комнатных растений к воде, теплу, свету. Их понимание того, как важен правильный уход человека за комнатными растениями. Для этого была создана игровая ситуация «Что будет если…» 

      Педагог  вспоминает  с детьми, какие они знают комнатные растения, что необходимо растениям для нормальной жизни, и в одинаковой ли степени.

Затем предложили детям организовать лабораторию, где все дети будут научными сотрудниками, а он (педагог) их руководителем.

Каждому ребёнку-сотруднику давалось задание выбрать одно из комнатных растений уголка природы, а ребёнок должен выбрать необходимые для данного растения условия жизни, т.е. определить оптимально правильное место для правильного роста того растения, которое он выбрал, правильно провести полив, рыхление и все действия сопровождать пояснениями, почему тому или иному растению требуются данные условия для нормальной жизнедеятельности.. Если ребёнок правильно выполнил задание, то педагог показывает ему карточку с изображением благоухающего растения. Если неправильно – то с изображением чахлого растения. С решением данного задания дети справились без особого труда, практически все понимают зависимость роста и развития растения от факторов окружающей среды. Многие показали хорошие результаты в знании того, что не всякое растение любит свет, избыток влаги, но замечали, что всякому растению нужно тепло.

       В  восьмом задании мы предложили детям рассмотреть модель леса, где и была создана проблемная ситуация – в лес пришли лесорубы. Что будет? Для начала дети по просьбе воспитателя разместили животных в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются. Дети наглядно увидели, что практически все животные остались без «дома».  Дети экспериментальной группы объясняли создавшуюся ситуацию «Птицам негде сидеть и вить гнёзда, мелким зверям нельзя прятаться и они легко становятся добычей хищников и т. д.», но ещё дети заметили, что животные лишились не только дома, но и пищи. Дети установили, что первыми пострадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут. Когда растительноядных животных станет меньше. Начнут испытывать голод и хищные. Также дети обратили внимание на то, не только крупные звери пострадают, но и улитки, черви, насекомые, ящерицы и т. д.

На вопрос «Почему же всё это  произойдёт?» дети обеих групп данное задание оказалось трудным, они смогли определить только некоторые взаимосвязи, ответы были краткими, не обобщались, не могли доказать ту или иную точку зрения.

      В заключительном девятом задании встала задача выяснить, насколько развито отношение детей к природоохранной деятельности. На столе у педагога разложены карточки с изображениями знаков поведения в природе. Предложить каждому ребёнку взять по одному знаку и объяснить его назначение. Большинство детей эмоционально откликнулись на выполнение данного задания, поясняя содержание каждого сюжета изображённого на карточке. Многие знают основные правила поведения в природе, приводят доводы, анализируют конкретную ситуацию, приводят примеры из личного опыта. На основе анализа данного задания следует сделать вывод, что многие из обследуемых детей понимают причинно-следственные связи в природе, а также негативное влияние человека на окружающую среду.

         Из материалов  данного обследования видно: что  старшие дошкольники способны  усвоить экологическую зависимость растений от факторов внешней среды (в тепле, свете, влаге, почве): одним растениям нужно больше влаги, другим меньше или совсем мало; одни растения нуждаются в большем количестве света, любят стоять на солнце. Другие от него страдают. Им больше подходит северная сторона и т. д. Так же дети имеют представление о многообразии животного мира  и могут объединять их по классам (домашние, дикие животные, птицы, насекомые и т.д.) Однако это условие проявляется лишь при условии, когда  ребёнку все компоненты комплекса животное – среда показаны в иллюстративно – описательной форме.

Большая часть детей контрольной  и экспериментальной групп имеют представления о строении растений, деревьев, кустарников, называют их сходство и различие, имеют представления о росте, развитии растений.

     Результаты обследования показали: у детей обеих групп имеются правильные представления о живых существах. В ряде случаев они лишь ограниченны по содержанию. Старшие дошкольники различают живые и неживые объекты, но содержание представлений о живом неполно – оно включает в себя главным образом животных и человека. Доминирующим в этом случае является признак движения, обеспечивающего перемещение тела в пространстве или изменении его положения, т.е. признак поведения. Именно его отсутствие у растений не позволяет некоторым детям причислить их числу живых. Обнаружилось, что важные признаки живого – способность к обмену веществ (питание), росту, развитию и размножению – занимают второстепенное место как в представлениях о животных, так и в представлениях о растениях. Можно считать, что именно поэтому представление детей о живых существам являются ограниченными,  а зачастую и искаженными.

       Мы установили, что старшие дошкольники способны устанавливать не только единичные связи в природе, но и более сложные (многозвеньевые) связи, цепочки связей: некоторые биоценологические связи внутри лесного сообщества, луга, водоёма; причины отлёта птиц; связь комплекса и зависимость жизни растений и животных, обитателей определённой территории – леса, луга и т. д.

     При определении знаний фактов взаимодействия человека с природой, разнообразной деятельностью взрослых в природе, практической работы по охране природы, выявилось, что дети обеих групп отвечают непоследовательно, ответы были слишком краткие, иногда выводы носили характер предположений.

      На основе анализа  результатов обследования и опираясь на представленную О.Соломенниковой оценку результатов деятельности [42] были определены следующие уровни  экологических знаний  детей:

  Уровень высокий  -  27-23 баллов

     Ребёнок знает объекты неживой природы и  правильно называет их отличительные особенности, Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.

   Ребёнок классифицирует  растения по видам, знает их  характерные особенности. Называет  условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. Он проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к ним.

      Ребёнок знает  представителей животного мира  и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

      Уровень средний – 22 -14 баллов

Знает объекты неживой природы  и правильно  называет их отличительные особенности. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужном порядке. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Ребёнок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к ним.

        Уровень низкий – 13-9  баллов

Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные особенности, характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.

Ребёнок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки.  Не знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформулированы практические умения и навыки ухода за ними.         

     Результаты уровня  сформированности экологических знаний  в таблице указывают о том, что для детей обеих групп оказались сложными задания на соотношение взаимообратных процессов у растений в связи со сменой времён года (задание № 2), затруднение вызвал вопрос о зависимости животных от окружающей среды (задание №5), практически никто из детей назвать хищных животных, дать им характеристику, а также указать главные поведенческие признаки (задание № 8).

       Далее нами была проведена диагностика детей для определения уровня развития действенно-практического отношения детей к природе. Задания диагностики были разработаны с опорой на методику предложенную  Л.В.Кокуевой [43].

Задание 1. Цель: изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.

Используется метод индивидуальной беседы с ребёнком в ходе, которого ему задаются вопросы:

  1. Любишь ли ты животных и растения?
  2. С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?
  3. Зачем нужны животные и растения?
  4. Могут ли люди прожить без животных и растений?
  5. Может ли человек прожить без других людей?
  6. Почему?

 Задание 2. Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребёнка о нормах отношения к живому.

Используется метод индивидуальной беседы. Ребёнку предлагается ситуация, в которой герой предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы:

  1. Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
  2. Как бы ты поступил на его месте?
  3. Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Задание 3. Цель: выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

       Используются  наблюдения за отношением детей  к объектам в группе. На участке  детского сада, во время прогулок  и экскурсий.

Задание 4. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

     Используются наблюдения  за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаются в том. Что некоторым из живых существ нужна помощь (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.) Для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и др.) Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться тем, чем они хотят. Если ребёнок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов:

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста