Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

 

какими свойствами они обладают.

    Названные  понятия выражают первую и  главную экологическую идею: любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определённым условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника.

      Из второго раздела  биоэкологи – демэкологии – в настоящее время, в виду недостаточности исследований, использовать какие либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным [6, 7].

       Третий  раздел биоэкологи – синэкология  – рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущее понятие до уровня познавательных возможностей дошкольников. Главное понятие синэкологии – экосистема, которое определяется как сообщество живых существ и его среда обитания, объединенное в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинноследственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например: трухлявый пень), мезоэкосистемы (например: лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например: океан, континент). Подчиненным понятию «экосистема» является понятие цепи питания, которое обозначает пищевую взаимосвязь представителей экосистемы.  Для построения методики можно выделить специальные экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые взаимодействия на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья.

       Таким образом,  названные понятия биоэкологи, адаптированные уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста, составляют содержательную основу новой методики – экологического воспитания дошкольников.

 

1.2 Истоки и содержание экологического  воспитания детей старшего дошкольного возраста

        

            Все выдающиеся мыслители и  педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли; революционеры демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

           Идеи  ознакомления дошкольников с  природой получили дальнейшее развитие в теории и практики  советского дошкольного воспитания  в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Е.И.Волкова и др.).

 

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. В этот период ознакомление с природой использовалось как средство всестороннего развития детей - нравственного, эстетического и умственного. Шел поиск и отбор содержания знаний, их систематизация, велись разработка и определение форм и методов ознакомления дошкольников с природой, осуществлялась проверка организационных моментов: устройство цветников, огородов, уголка природы. Занимаясь исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний детей дошкольного возраста, С.Н. Николаева отмечает, что исследования шли «вширь» - создавалась методика ознакомления детей с природой, но не методика экологического воспитания.

          В начале 70-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников.

 

 Такими учеными как И.А.Хайдурова,  С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева были  проведены, отобраны и  систематизированы природоведческие знания, отражающие ведущие закономерности живой, а также И.С.Фрейдкиным неживой природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно  зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой [6, 33].

      Определим  следующее  понятие - «воспитание». По мнению  Ашикова В.И. и Ашиковой С.Г. воспитание – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего самому жить по человечески [10].

                    В своих работах В.И.Логинова  и П.Г.Саморукова дали определение  «воспитанию», как педагогическому  явлению, которое означает целенаправленную, планомерную и систематическую передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков, специальный отбор содержания, средств и методов формирования всесторонне развитого человека [11].

      Раскрыв два  понятия «экология» и «воспитание», мы можем раскрыть сущность понятия «экологическое воспитание».

          Н.С.Дежникова,  И.В.Снитко рассматривают экологическое воспитание как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром  [12].

        «Под экологическим  воспитанием – писала Л.П.Молодова  – я понимаю, прежде всего,  воспитание человечности, т.е. доброты.  Ответственного отношения и к  природе, и к людям, которые  живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для   полноценной  жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно научить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения» [13].

 

        Целью экологического  воспитания Бондаренко Т.М. считает  формирование человека нового  типа с новым экологическим  мышлением, способного осознавать  последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой [14].

          Сармановой  К.А. и Кореньковой Л.Г. выделены  задачи экологического воспитания – это заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости  условий их жизни [15].

        А.Е.Манкеш  отмечает, что для выполнения  задач экологического воспитания необходимо: формировать у детей бережное и заботливое отношение к природе, ко всему живому; воспитывать аккуратность и бережливость; развивать эстетические чувства и нравственное отношение к окружающему миру; формировать представления о взаимосвязях явлений природы; осуществлять экологическое воспитание на базе знаний, полученных в детском саду, в семье [16].

          С.Н.Николаева  даёт такое определение экологическому  воспитанию дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [6, 33].  

Таким образом, стержнем экологической  науки являются различного вида связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа - общество». Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей [17].

       С.Н.Николаева  считает, что результатом экологического воспитания является осознанно правильное отношение детей к природе. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить. Поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма. Что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформулировано у маленького ребёнка. Если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных. Которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, представляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях [18].

      Развитие отношения  к природе тесно связанно с особой организацией педагогического процесса. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

         Значимой  характеристикой отношения является  его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания – к нему  должны подключиться личностный смысл,

понимание, осознание объективности происходящего.

        Обстоятельное  психологическое исследование В.А.Ясвина, посвящённое проблеме   формирования  субъективного отношения к природе  на основе единения с ней, показало, что сложившийся культурно-исторический опыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить её сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладает прагматизм – природу рассматривают лишь с позиции пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

         Исследованиями  установлено, что новым типом  отношения к природе должно стать субъективно – этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнёрское (с позиции этических норм) взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может, является поступок. Формирование субъективно – этического отношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие на эмоциональную и практическую сферы личности. А так же выявлен ряд общезначимых  факторов.

        Отношение  к природе поддаётся формированию: у дошкольников отношение не  носит обобщённый характер – это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их  жизнедеятельности. Личностное (субъективное) отношение к природе у ребёнка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.

       Формирование  отношения и его проявление  всегда связанны с деятельностью  – трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью, наблюдения. Первоосновой возникновения у ребёнка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное и практическое взаимодействие с живыми существами. Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций – чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение. Формирование отношения к природе, появление у ребёнка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приёмов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания. Отношение к природе может носить разные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережливое и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии её достижения. Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении [19].

       Убедительно это  показано в исследовании И.А.Комаровой. Она помечает, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса.

В одних случаях эффект достигается  включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демон страция картин, просмотр телепередач и др.), в третьих – взаимодействием, общением с живыми существами (особенно с животными). Так же обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе [20].

        С.Н.Николаева считает, что формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным её продуктом и показателем. Каким может быть    это отношение? Экологическому подходу более других отвечает характеристика  отношения как осознанно – правильного. При этом под «правильным» понимается такое отношение, которое сложилось на знании конкретных экологических зависимостей между любым  живым организмом и средой его обитания. Без учёта потребностей конкретного растения, животного невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним. Под «осознанным» подразумевается то, что ребёнок владеет пониманием экологических зависимостей на  вербальном уровне: он может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи) понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональный аспект отношения присутствует в нём как обязательный, так как он обеспечивал весь процесс его формирования [6,108].

      Таким образом,  осознанно – правильное –  это общее (базовое) отношение дошкольника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок.

Красивое в природе, например с  экологических позиций, рассматривается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо, которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растёт, развивается и функционирует. Им можно любоваться - это красота здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому (хилому, слабому из – за плохих условий) – надо сочувствовать и помогать.

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста