Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть расточительным хозяином, любящим и понимаю щим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформулировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. В Государственном общеобразовательном стандарте образования РК, определены государственные требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения. Здесь также указано, что «в базовый минимум содержания основных ДОП должны входить следующие направления развития ребёнка:….игры и занятия по ознакомлению с окружающим миром, основам экологии»

Содержание

Введение 6
1. Теоретические основы экологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста 12
1.1 Научная основа построения содержания экологического воспитания старших дошкольников 12
1.2 Истоки и содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Психолого-педагогические основы экологического воспитания старших дошкольников 28
2. Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Анализ раздела Государственного общеобразовательного стандарта РК « Ознакомление с основами экологии» и программы воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» 55
2.2 Технология формирования экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 61
2.3 Основные результаты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 76
Заключение 139
Список использованных источников 141

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 2.06 Мб (Скачать файл)

 

Цикл наблюдения за елкой  во время прогулки

1.   «Как узнать  ель?»

Цель: рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее то других деревьев.

2.  «Какие у ели иголки?»

Цель: провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветви у ели покрытые елками, которые растут вместо листьев, что иголки короткие, острые, колются, темно зеленного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваться.

3.«Сравниваем ель с игрушечной елкой»

Цель: уточнить с детьми отличия натуральной ели от игрушки (живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы); у нее нет корней, она не растет; с нею можно играть, ее можно украшать игрушками).

4.«Сколько лет нашей  ели?»

Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет очень медленно:  маленькая ёлочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребёнка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.

5. « Кто может обидеть  ель, и как мы можем ей  помочь?»

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в морозную зиму. Человек    может повредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить её к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжёлого снега, бережно с ней обращаться.

6. « Наша ёлочка  красивая»

Цель: учить детей видеть красоту дерева в разное время года (стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы, густо покрытые иголками), наслаждаться ароматом ели.

 

Продолжая акцию «Зелёная ёлочка –  живая иголочка», предложить детям  сосчитать выброшенные на улицу (загубленные) ёлочки, рассмотреть их (некрасивые, с сухими ветками, с осыпающимися иголками).

Работа с календарём природы в подготовительной группе

 

Занятие. Как заполнять  календарь природы?

Программное содержание: познакомить детей со страницей календаря, условными обозначениями; учить пользоваться трафаретами, рисовать значки, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Материал: страница календаря, страница календаря с условными обозначениями; трафареты значков, квадратиков дней недели, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель вызывает интерес у детей к различным явлениям природы, используя загадки, стихи, музыку. Затем знакомит со страницей календаря, обращает внимание их  на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему: «Живая природа». Рассказывает, что сегодня начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовать в календаре с помощью условных обозначений (значков).

2. Ознакомление детей со значками. Воспитатель демонстрирует страницу «Условные обозначения», уточняет последовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматривает с детьми значки, обозначающие явления погоды, животных.

Для уточнения понимания символики  значков воспитатель проводит с детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или я загадала воробья. Каким значком он обозначается? Покажите». И т. п.

3. Формирование практических умений  в изображении значков. Воспитатель  предлагает детям нарисовать 3-4 квадратика  – «дни недели», затем закрасить контуры двумя способами – без трафарета и с ним. Обращает внимание на тщательность закрашивания, уточняет, какой день по цвету изобразил тот или иной ребёнок.

Дети упражняются в рисовании  значков, обозначающих погодные явления, учатся рисовать фигуру человека, раскрашивать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых.

Дети рисуют новые квадратики и  учатся изображать в них солнечную  или дождливую погоду, пробуют  рисовать значками птиц.

На прогулке воспитатель организует наблюдение за погодой. Предлагает всем посмотреть на небо и сказать, какого оно цвета, что на нём (облака, тучи, солнце). Идёт ли снег, дождь? Даёт по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, и т. д.) Затем дети определяют, есть ли сегодня ветер (ищут признаки, по которым его можно определить). Воспитатель даёт такое определение погоды: ветреная, (тихая). В заключении обсуждаются температурные особенности погоды. Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, на её соответствие погоде и сезону. Подвести итог. Воспитатель предлагает детям запомнить это определение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты наблюдения в календаре природы.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Воспитатель помогает тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасит клеточку.

Вторник.

Организуя наблюдения, воспитатель  может воспользоваться приемом сравнения: «Дети, вы, конечно, помните, какая вчера была погода и как мы ее отметили в календаре. интересно, сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Правильно, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определите, есть ли ветер, и сравните со вчерашней погодой». Дети ищут и называют признаки ветра, сравнивают погоду. Воспитатель подводит итог: «Да, сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Теперь скажите, тепло сегодня или прохладно и как вы одеты - так же, как вчера, или иначе. Может быть, сегодня мамы одели вас теплее, чем вчера?» Воспитатель помогает детям выяснить, какие изменения произошли в их одежде. Дает общее определение погоды: «Ну вот мы с вами и выяснили: сегодня погода пасмурная, ветреная, прохладная. Запомните это, потому что мы будем опять отмечать погоду в календаре».

В группе после прогулки повторяется  процедура заполнения календаря: воспитатель уточняет с детьми день недели, помогает найти нужную клеточку на странице календаря, определить, какими значками следует отметить погоду сегодняшнего дня, заполнить соответствующие клеточки. Все вместе рассматривают календарь, сравнивают по значкам погоду понедельника и вторника.

Среда:

   Для того чтобы детям и самому воспитателю было интересно, в наблюдении за погодой используется новый прием - игровой. Собирая детей на прогулку, педагог предлагает взять с собой кого-нибудь из кукол: «Дети, ваш любимый зайчик шепнул мне, что он тоже хотел бы погулять. Возьмем его с собой!» Наблюдение проводится так же, как и в предыдущие дни (по той же схеме). Дети рассказывают зайчику, который раньше никогда не бывал на улице и ничего не знает и не умеет, как по небу, ветру, одежде определять состояние погоды.

Воспитатель побуждает детей к  самостоятельным суждениям и высказываниям. В такой же функции зайчик используется и при заполнении календаря. Прием даст хороший результат, и дети будут вовлечены в ситуацию обучения зайчика лишь в том случае, если воспитатель разыграет его роль, произнося от его имени реплики, вопросы, совершая несложные действия.

Четверг:

Стремясь повысить уровень активности детей, воспитатель использует новый прием: в начале прогулки дает всем задание самостоятельно понаблюдать за погодой, чтобы потом в группе рассказать о ней и правильно заполнить календарь.

      Во время прогулки  со всеми детьми проводится  наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Воспитатель обстоятельно рассматривает с дошкольниками одно из деревьев (затем оно будет зарисовано в календаре) , выясняя, как называется дерево, какого цвета у него листья, каких листьев больше - желтых или зеленых, где расположены желтые листья и где зеленые, есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета, где листьев больше - на дереве или под ним, красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями. 3атем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени.

Важно, чтобы воспитатель обращал  внимание детей на красоту осенних красок и побуждал их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Дети, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему, что вы заметили прекрасного». Ответы детей надо внимательно выслушать, а затем сказать примерно следующее: «Я вам тоже расскажу о том, что мне

нравится. Я каждый день любуюсь  рябиной. Она очень нарядная, с гроздьями ярких ягод и чуть краснеющими, резными, как кружева, листьями. Березка красива по-другому: ее мелкие листочки начали желтеть на макушке. Как будто шапочку осеннюю надела! А вот нижние ветки по-прежнему свисают зелеными косами. И стоит русская красавица на белой ножке в зеленом сарафане и желтой шапочке!»

Затем рассматривается растительный покров земли, определяется его сезонное состояние. Надо обратить внимание детей на то, что трава еще зеленая, на ней ярко выделяются опавшие листья, они еще не пожухли и имеют чистую желтую окраску, что много цветущих растений. Пусть дети рассмотрят и назовут их.

  В группе со всеми детьми  проводится занятие по изодеятельности - каждый ребенок рисует дерево, которое рассматривалось особенно подробно, и покров земли. Формат бумаги, на которой рисуют дети, соответствует размерам графы «Живая природа» в календаре. Воспитатель дает детям установку нарисовать как можно точнее и правдоподобнее то, что они наблюдали,- самый похожий рисунок будет помещен в календаре. Техника рисования и материалы могут быть любые, главное - сходство в передаче объектов природы. По окончании занятия все рассматривают рисунки и сообща выбирают наиболее удачливый. Для уточнения правильности изображения рисунок можно сравнить (из окна комнаты или на прогулке) с натурой. Воспитатель в присутствии детей подправляет рисунок и помещает его в календарь.

Пятница:

 Выйдя детьми на прогулку, воспитатель дает им задание выяснить, какие в этот период сентября (в начале осени) встречаются животные, т. е. каких можно увидеть птиц, обнаружить насекомых, червей, улиток. Просит детей понаблюдать за животными - уточнить, в каком месте они найдены, что делают (например, в отношении насекомых - активно передвигаются или замерли). Небольшой группе детей (3-4 человека) поручает понаблюдать за погодой.

В конце прогулки воспитатель обсуждает  со всей группой самостоятельные наблюдения детей - выясняет, каких и где они встретили животных, и что эти животные делали. Хвалит тех, кто не забыл выполнить задание. Потом предлагает послушать детей, которым было предложено наблюдать за погодой. Дети рассказывают, воспитатель помогает им выдерживать последовательность, привлекает всех остальных к оценке правильности наблюдений и рассказа. В заключение делает обобщение: «Сегодня пятница. Мы с вами пять дней подряд наблюдали за погодой. Она каждый день была разная. Сегодня, как правильно подметили ребята, облачная, ветреная, прохладная погода."Такая погода часто бывает осенью».

     В группе те, кто  наблюдал за погодой, отмечают  ее в календаре. Воспитатель помогает им все сделать правильно. Остальных детей он просит изобразить в графе «Живая природа» животных, которых они

обнаружили на участке.

Вечером все вместе рассматривают  страницу календаря. Выясняется, что  до конца недели осталось два дня - суббота и воскресенье. Воспитатель предлагает детям самостоятельно по наблюдать в эти дни за погодой и рассказать о ней в  понедельник.

 

          Проект: Красная книга – сигнал опасности.

Цель: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бёрежное отношение к исчезающим видам растений.

Воспитатель предлагает на обсуждение детям такие вопросы: какие растения края (области) вы знаете? А часто ли вы встречаете такие растения, как ландыш, белая лилия. Где вообще моно их увидеть?

Организовать экскурсию в те места, где можно увидеть эти растения. Обратить внимание детей на то, что встретить эти цветы - большая редкость.

В группе предложить детям посмотреть Красную книгу. Объяснить, что в Красную книгу вносят названия исчезающих или редко встречающихся видов животных и растений.

Растения, о которых мы говорили, встречаются редко не только в крае (области), но и в других краях, поэтому они занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Для чего вообще нужна Красная книга?

Совместно с воспитателем дети делают выводы, воспитатель конкретизирует: «Мы с нами должны бережно относиться к редким и исчезающим видам растений. А Красная книга поможет нам узнать, какие растения родного края находятся на грани исчезновения, и даст нам советы по их спасению».

 

     Проект: Красная книга нашего региона – сигнал опасности.

Необходимо детей познакомить  с тем, что такое Красная книга, для чего она нужна? И существует ли необходимость создания такой Красной книги в нашем регионе?

Информация о работе Формирование экологических знаний и отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста