Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной док¬трине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечест¬венной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12
1.1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
1.2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
1.3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37
Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47
2.2. Апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58
2.3. Итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70
Заключение…………………………………………………..……………….……71
Список используемых источников……………………..………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

дип.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный  педагогический университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЧГПУ»)

Институт  дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа по программе  профессиональной переподготовки «Менеджмент  образования» с дополнительной квалификацией  «Менеджер образования»

 

Тема: «Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания»

 

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                  слушатель группы №209

                                                   Злобина Анна Борисовна

                                                    Научный руководитель:

                                    к. п.н., доцент

                                                            Корнеев Дмитрий Николаевич

 

 

 

Челябинск, 2013


 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный  педагогический университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЧГПУ»)

Институт  дополнительного профессионального образования

АННОТАЦИЯ

Выпускная работа содержит 95 страниц машинописного текста, 9 таблиц, 11 рисунков, список из 37 информационного источника, 5 приложения.

Ключевые слова: воспитание, качество, эффективность  управления, внутришкольный контроль.

В работе:

  1. Изучены особенности внутришкольного контроля и его виды.
  2. Понятие и компоненты эффективности управления.
  3. Понятие качества управления образовательным учреждением.
  4. Качество воспитания и влияние на этот процесс системы внутришкольного контроля.
  5. Разработаны рекомендации по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в  МКОУ «СОШ №2».
  6. Предоставлены итоги реализации рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за воспитательным процессом в  МКОУ «СОШ №2».

 

 

 

 


Оглавление:

 

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические  аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12

    1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
    2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
    3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37

Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45

Глава 2. Совершенствование  внутришкольного  контроля  за воспитательным процессом  в Муниципальном казенном образовательном  учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47

2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47

2.2.   Апробация  рекомендаций по совершенствованию  внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58

2.3.    Итоги апробации  рекомендаций совершенствованию  внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63

Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70

Заключение…………………………………………………..……………….……71

Список используемых источников……………………..………………………73

Приложения………………………………………………………………………..76


Введение

Актуальность  исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечественной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.

В доктрине определены следующие стратегические цели обучения и воспитания: преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Традиционная  стратегия образования тормозит развитие ребенка как человека культуры, снижает общую потребность личности в принятии общечеловеческих и культурных ценностей, ограничиваясь набором необходимых знаний, умений и навыков. Среди причин такого дисгармоничного развития ребенка в процессе образования можно назвать следующие:

-общее снижение качества образования, его прагматическая ориентированность;

-снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом;

-сохранение в массовой практике школ репродуктивных педагогических технологий.

Проблема качества воспитания неразрывно связана с проблемой качества жизни человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует культуру личности как фактор эволюции общества. Такая тенденция в образовании прослеживается на протяжении многих лет в трудах Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, Э.М.Короткова, В.В.Розанова, Н.А.Селезневой, В.П.Симонова, А.И.Субетто и др. Следовательно, соответствие качества воспитания ожиданиям и запросам общества – необходимое условие существования любого образовательного учреждения. С этой целью возрастает необходимость разработки качественно новых подходов к организации и управлению образованием. В этой связи представляется значимым поиск новых путей активизации управленческого потенциала школы, соотнесенность ее образовательной и воспитательной политики с другими институтами социализации, такими как семья.

Ретроспективный анализ монографических работ ряда авторов: М.Н.Аплетаева, В.А.Беликова, Б.С.Гершунского, Т.М.Давыденко, С.М.Дереминой, В.И.Загвязинского, В.С.Лазарева, А.Н. Малинина, Н.В.Мушина, А.Я.Найна, В.П.Панасюка, М.М.Поташника, И.А.Рогачевой, Г.Н.Серикова, В.П.Симонова, А.Г.Соколова, М.Т.Тюркина, О.Г.Хомерики, Т.И.Шамовой, И.К.Шалаева, Е.Ш.Ямбурга и др., - показывает, что на первый план сегодня выдвигается проблема управления в единстве с оценкой качества образования. Это обусловлено рядом следующих факторов, а именно:

- необходимостью  соотнесения целевых установок  развития образовательного учреждения  с государственной образовательной  политикой, одной из доминант  которой стал курс на создание  государственной системы качества образования и государственной системы оценки качества образования;

- высоким уровнем  разработанности категорий «качество», «управление качеством» во многих  отраслях научного знания и  принципиальной возможностью их  переноса в педагогическую теорию  и практику в целях уточнения дефиниций, употребляющихся в частных подходах и традиционных парадигмах образовательных исследований;

- интеграцией  наук о человеке, социальных системах, возможностью применения в педагогике  достижений философии, психологии, социологии, теории управления, квалиметрии и других наук в целях усовершенствования процессов управления качеством в сфере образования.

Различные аспекты  управления качеством воспитания и образования отражены в работах С.Я.Батышева, А.Г.Гостева, Л.М.Кустова, Ю.А.Конаржевского, В.Ю.Кричевского, А.Я.Найна, М.М.Поташника, Г.Н.Серикова, В.П.Симонова, Н.С.Сунцова, Т.И.Шамовой и др.

Определению эффективности  управления образовательными учреждениями посвящены публикации В.Н.Аверкина, А.П.Беляевой, С.Т.Ступника, Р.Х.Шакурова, И.К.Шалаева и др.

Исследования  В.С.Безруковой, Ю.К.Бабанского, В.И.Гречухина, Т.Д.Кирилловой, Ю.А.Конаржевского, В.П.Симонова, И.М.Старикова и др. посвящены  раскрытию специфики отдельных  функций управления качеством воспитания и образования с позиции подготовки педагога к организации образовательной и воспитательной деятельности.

В трудах В.А.Беликова, А.Г.Гостева, С.М.Дружина, Э.Ф.Зеера, И.О.Котляровой, А.И.Кочетова, А.М.Кузьмина, Л.М.Кустова, Ю.Н.Кулюткина, А.К.Марковой, С.Г.Молчанова, К.А.Нефедовой, С.А.Репина, Л.Д.Рогожкиной, М.Л.Портнова, Е.А. Шумиловой и др. раскрываются содержание и особенности управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений, пути повышения их управленческой компетенции.

К обоснованию  критериев и показателей эффективности управления качеством образования обращались: С.Т.Анушкина, В.С.Брагин, В.П.Беспалько, В.М.Блинов, Н.Н.Булынский, Н.К.Зотова, В.В.Ким, Г.С.Костюк, Е.А.Климов, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов, В.П.Симонов и другие ученые.

Анализ исследований в области философии, социологии, культурологии, психологии, педагогики и широкой практики внутришкольного  руководства показывает, что в  теории сложились определенные противоречия между:

а) возросшими требованиями к качеству педагогического взаимодействия школы и семьи в образовательном процессе и медленным развитием современной образовательной системы школы, доминированием в ней традиционных укладов и подходов к организации и оцениванию такого рода взаимодействий;

б) общей потребностью руководителей общеобразовательных учреждений в развитии системы управления качеством воспитания и частнопрактическим воплощением актуальных методик, технологий управления в пределах одной школы;

в) необходимостью осуществления мониторинга качества воспитания и несовершенством оценочных методик и процедур, отсутствием в педагогике единой методологии измерений качественных параметров оценки работы с семьей;

г) наличием в  практике школы необходимости в  руководителе нового типа, способном  организовывать эффективность управления качеством воспитания.

Разрешение  данных противоречий определило актуальность проблемы исследования и обусловило необходимость разработки методики и технологии управления качеством воспитания и выявление влияния на эффективность данного процесса системы внутришкольного контроля.

Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная  научная и практическая разработанность  проблемы обусловили выбор темы  исследования: «Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания».

Цель  исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация рекомендаций  по совершенствованию внутришкольного контроля в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса.

         Объект исследования: процесс эффективного управления качеством воспитания.

Предмет исследования: внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания.

 Гипотеза исследования. На основе анализа литературы по социальному управлению, психолого-педагогической литературы, законодательно-нормативных документов мы выдвигаем следующие предположения:

1. Результативность внутришкольного контроля в общеобразовательном учреждении повысится, если в основе его организации будет личностно-правовой подход, базирующийся на обеспечении и уважении всех прав и свобод участников образовательного процесса в рамках установленных норм.

2. Внутришкольный контроль сможет реализовать свое назначение, если он строится на научно-обоснованной модели функционирования.

3. Развитию демократических  принципов управления будет способствовать  привлечение органов школьного  самоуправления к разработке  локальной правовой базы управления  школой и контролю над их  соблюдением. 

4. Эффективность внутришкольного контроля, способствующего максимальному использованию потенциала каждого работника и коллектива школы, повысится, если в основе его сущности лежит идея объективной оценки и оказания профессиональной помощи каждому работнику.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования.

  1. Проанализировать состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе.
  2. Выявить роль и место контроля в системе внутришкольного управления.
  3. Раскрыть влияние внутришкольного контроля на эффективность управления качеством воспитания.
  4. Осуществить анализ реализации внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса.
  5. Разработать и апробировать рекомендации по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания  в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса.
  6. Подвести итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания  в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса.

Информация о работе Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания