Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной док¬трине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечест¬венной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12
1.1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
1.2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
1.3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37
Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47
2.2. Апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58
2.3. Итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70
Заключение…………………………………………………..……………….……71
Список используемых источников……………………..………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

дип.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

 Технология контролирующей деятельности.

Первый этап – подготовительный.

Необходимо  создать годовой план-график проведения инспекционных проверок и довести  его до всех контролируемых.

Второй этап – организационно-практический.

На данном этапе  обследуется состояние воспитательного процесса, и выявляются его результаты.

С этой целью  используется разработанный в подготовительный период диагностико-аналитический  инструментарий (анкетирование, собеседования  с клас.рук-ми, посещение классных часов и т.д.).

Третий этап – оценочно-аналитический.

В этот период сопоставляются результаты, полученные в ходе обследования, с запланированными.

Зафиксированные в ходе проверки результаты обобщаются и систематизируются в составляемых по итогам проверки документах – справке, приказе, проекте решения педагогического совета или производственного совещания. Подготовленные материалы обсуждаются на заседании какого-либо органа школьного самоуправления. В обсуждении принимают участие и те, кто проверял, и те, кого проверяли.

Четвёртый этап – коррекционный.

Он необходим в том  случае, если в процессе проверки зафиксированы  значительные отклонения от целевых  ориентиров и первоначального замысла.


 


 



 


 

Рис.4. Этапы внутришкольного контроля

 Примерные  темы контроля по воспитательной работе:

Работа по исполнению законодательства о защите прав детства.

 Ведение классными руководителями установленной школьной документации.

 Состояние  работы в группах продленного  дня.

 Результаты  деятельности педагогов по соблюдению  охраны труда и созданию безопасных условий при организации внеклассных занятий.

 Организация  деятельности молодого (вновь назначенного) классного руководителя

 Работа классного  руководителя  по профилактике безнадзорности и правонарушений.

 Состояние  работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.).

Работа классного  руководителя с родителями учащихся

Планы воспитательной работы классов

  Внутришкольный  контроль  - основа качественного управления образовательным учреждением. Диагностика должна быть направлена на изучение и анализ положения дел в образовательном учреждении, установление (и предупреждение) тех или иных недостатков, выявление их причин, определение путей их скорейшей ликвидации. Только при таком условии внутришкольный контроль выполнит свою диагностическую, стимулирующую и воспитывающую функции.

Требования  к контролю

 В условиях  демократизации школьной жизни  администрация школы не только  не освобождается от контроля за учебно-воспитательным процессом, но и становится как бы главным государственным инспектором за деятельностью педагогического коллектива.

Практика свидетельствует, что контроль и анализ несут в  себе элементы демократичности при  выполнении следующих условий:

1. Высокая компетентность  школьного руководства, достаточный  уровень его мировоззренческой,  научно-теоретической подготовки, основательное знание педагогики, дидактики, частных методик, возрастной и педагогической психологии, психологии учителя, теории и методики воспитания, способность верно оценивать работу педагогов.

2. Общественный  характер контроля: привлечение  к проверкам лучших учителей  школы, руководителей методических  объединений и творческих групп.

3. Гласность  и объективность контроля - непременные условия для обеспечения информацией педагогического коллектива и контролируемых лиц; одновременно гласность становится обязательным условием регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса.

4. Наличие органической  взаимосвязи контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, педагогических явлений, деятельности учителя и учащихся, конечной целью которого является принятие педагогических и управленческих решений, а также прогнозирование дальнейшего развития изучаемого процесса или отдельных сторон этого процесса.

 Совершенствуя  внутришкольный контроль, необходимо  иметь в виду:

 • нацеленность  контроля на качество конечных  результатов и рациональных путей  их достижения;

 • повышение  самостоятельности всех звеньев  работы школы через их автономизацию (передача полномочий кафедрам, методическим объединениям и т.д.) и повышение ответственности каждого за качество конечных результатов; стимулирование перехода автономных структур, а также отдельных учителей на самоконтроль и самооценку в сочетании с отслеживанием конечных результатов руководителями школы;

 • создание системы внутришкольного контроля, предусматривающей охват контролем всех компонентов, обеспечивающих стабилизацию, перевод школы в режим развития или ее функционирования в этом режиме;

 

 

    1. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания

Для эффективного функционирования образовательного учреждения важны все компоненты внешней  и внутренней среды. Эффективность  функционирования образовательным  учреждением зависит от механизма  и качества обратной связи.

Под управлением  понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, на анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управление школой означает воздействие руководителей на участников учебно-воспитательного процесса с целью достижения запланированного результата. Объектом управления в данном случае являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия, а целью – эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала, повышение его эффективности. Эффективность управления образовательным учреждением во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития образовательного учреждения, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагогического коллектива[14].

Эффективность управления образовательным учреждением  – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения. Если нужные свойства результата достигаются быстро и с экономией ресурсов, правомерно говорить об эффективном управлении школой.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации  образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе технологического подхода. Управленческая деятельность может быть представлена в виде технологической цепочки (рисунок 6) [4].

Рис. 5. Технологическая цепочка управленческой деятельности

Управленческая практика подтверждает, что мотивация на успех в любой инновационной деятельности возможна только через успех достижений в решении предшествующих задач.

Поэтому успешное управление – это управление целенаправленным движением школьного коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач.

Оценка эффективности  успешного управления является чрезвычайно  важной и вместе с тем малоразработанной  и противоречивой проблемой.

С одной  стороны, возможна оценка эффективности управления по показателям самого управления, т. е. по оценкам качества осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля и регулирования независимо от конечных результатов деятельности школы как системы или отдельных подсистем.

С другой же стороны, управление – не самоцель, и эффективность его следует оценивать по тому, какова динамика педагогических процессов в школе и как осуществляемые преобразования оказывают влияние на развитие личности каждого обучаемого и воспитываемого в ней ученика.

Повышение эффективности  управления школой необходимо начинать с создания или преобразования системы  информационного обеспечения. Руководителя школ должны иметь обязательный объем  информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Планирование  является важнейшим средством повышения  эффективности образовательного процесса. Планирование – это процесс определения  основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения взаимодействия управления школой, педагогами, учащимися и их родителями в ходе образовательного процесса. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля [19].

К основным направлениям повышения эффективности реализации организационно-исполнительской функции  нужно отнести реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппарата органов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива; рациональную организацию труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления. Эффективность использования организационных форм управления школой, прежде всего, определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигают своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости [14].

Эффективность организационного регулирования измеряется тем, насколько рационально удается  с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.

Контроль, является одним из средств повышения эффективности, так как в результате контроля выявляются не только недостатки, но и  положительный опыт, который в  дальнейшем получает распространение  в деятельности всей организации.

Эффективность характеризует степень успешности функционирования педагогической системы  в достижении цели. Поскольку цели могут быть различными (дидактические, воспитательные, образовательные, управленческие), существуют соответствующие составляющие педагогической эффективности, которые, в свою очередь, являются функциями двух переменных – затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) участников образовательного процесса и результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта педагогической деятельности.

Результаты  педагогической деятельности, отражены в определенных показателях, которыми характеризуется состояние объекта  педагогической деятельности.

Для эффективного управления школой руководителям необходимо знать, что является критериями ее успешности или, наоборот, чем вызваны проблемы, и отслеживать динамику по этим критериям, анализируя результаты и корректируя управленческий стиль. Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, так как неверно выбранные показатели не позволяют достичь результатов, которые определены целью.

 


Критериальный комплекс включает в себя четыре группы критериев, конкретизированные в их важнейших показателях и индикаторах (признаках).

Таблица 1

Критериальный комплекс

Оценка эффективности  управления по выделенным показателям  осуществляется на основе сравнения  оцениваемого параметра с определенным эталоном (нормативом).

Таким образом, рассмотрев эффективность управления образовательным учреждением и  выделив критериальный комплекс, конкретизированный в важнейших  показателях, было показано, что все  функции менеджмента влияют на эффективность управления. Контроль, является одним из средств повышения эффективности. Рассмотрим теперь структуру внутришкольного контроля.

Внутришкольный  контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями  общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам). Чем большим диапазоном инструментов управления владеет руководитель, тем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования школы выше.

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической  деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы  помогает рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин, а это важнейшая задача обновления школы. Именно это позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы.

Выделяются  три основных этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов  в управлении школой.

Информация о работе Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания