Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной док¬трине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечест¬венной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12
1.1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
1.2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
1.3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37
Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47
2.2. Апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58
2.3. Итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70
Заключение…………………………………………………..……………….……71
Список используемых источников……………………..………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

дип.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

Первый  этап ? предварительный, предположительный диагноз.

Второй  этап – уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования, хронометрирования).

Третий  этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом. Заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.

Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с  предоставлением школе больших  полномочий в оценке качества обучения и воспитания учащихся.

Контроль тесно  связан со всеми функциями управленческого  цикла, особенно заметна связь с  функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в  ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Взаимосвязь и различие этих функций отмечает Ю. А. Конаржевский [10], подчеркивая, что контроль дает богатую, систематизированную информацию о расхождении между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений. Педагогическому анализу подвергается то фактический материал, который был получен в процессе контроля.

Особенность функции  внутришкольного контроля состоит  в его настоящем и последующем  воздействии на личность учителя. Если это молодой учитель, то такое воздействие сказывается на его профессиональном становлении, если это опытный творческий учитель – на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля очень важны профессионализм и компетентность проверяющего. У современного директора школы стоит задача в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности.

В организации  внутришкольного контроля важно знать некоторые общие требования: систематичность – данное требование направлено на регулярное проведение контроля, создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность, то есть проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев; действенность, когда результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего, знающего предмет контроля, владеющего методикой контроля, умеющего увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Повышение уровня профессионально-педагогической культуры учителей, изменение ценностных ориентаций учащихся требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно, исходя из объективных данных контроля и педагогического анализа. В то же время регулирование позволяет видеть эффективность проведенного контроля, его необходимость и целесообразность.

Основу для  эффективной реализации функции  контроля составляет целенаправленное и активное применение в управленческой деятельности метода анализа, позволяющего внимательно вникнуть в рассмотрение состояния педагогического процесса, оценить эффективность управления образовательным учреждением и составить прогноз развития по всем направлениям деятельности.

 

 

Выводы  по первой главе

Во-первых, оно используется для того, чтобы охарактеризовать высокий уровень статуса и даже превосходства. Например, когда характеризуют эффективность профессионального мастерства, то говорят, о высоком качестве подготовки .

Во-вторых, понятие "качество" может быть применено для характеристики наивысших показателей и достижений в образовательной сфере. Например, говоря об успехах победителя олимпиад, мы подчеркиваем, что он имеет высокое качество предметной подготовки, развития творческих способностей.

В-третьих, "качество" характеризует степень соответствия некоторой модели, стандарту, то есть характеризует степень соответствия цели образования или воспитания.

В-четвертых, "качество" отражает и характеризует степень соответствия, степень гарантии того, что ожидают от студента, как субъекта воспитания.

В-пятых, следует обратить внимание на то, что понятие "качество" многомерно и системно отражает процесс и (или) результат воспитательной деятельности с точки зрения того, что мы ожидаем в сравнении с тем, что мы реально имеем.

Обобщая все  вышесказанное применительно к  воспитанию, можно принять за основу следующее определение: Качество воспитания - это системная характеристика воспитания, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата воспитательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата воспитательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.

Внутришкольный  контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями  общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам). Чем большим диапазоном инструментов управления владеет руководитель, тем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования школы выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Совершенствование  внутришкольного  контроля  за воспитательным процессом  в Муниципальном казенном образовательном  учреждении «СОШ №2» г. Миасса

2.1.   Анализ эффективности внутришкольного  контроля в Муниципальном        казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса

Общеобразовательное учреждение Муниципальное  казенное общеобразовательное    учреждение     «Средняя   общеобразовательная   школа   №2»

создано в  1944  году  (согласно  Книге регистрации выдачи аттестатов, 1954г)

Учредитель: муниципальное  образование «Миасский городской  округ»

Осуществляет образовательную  деятельность в соответствии с уставом, утвержденным

Постановлением Администрации  Миасского городского округа №8231 от 15.12.2011г,

Исполняющим обязанности  Главы Администрации Миасского городского округа Е.А.Степовиком  

и лицензией А №0002055 от « 27 »  января   2012 года, выданной Министерством образования и  науки Челябинской области, регистрационный  №895 на срок действия   бессрочно  на право ведения образовательных программ:

1.Начального  общего образования;

2.Основного  общего образования;

3. Среднего (полного)  общего образования.

Согласно Уставу в школе функционируют структурные  подразделения: 

- Учебно-методическое - зам.директора по УВР   учителя  начальных классов, воспитатели ГПД,  учителя – предметники.

- Воспитательная  работа и дополнительное образование-  зам. директора по ВР, классные  руководители, педагоги  дополнительного  образования.

- Социальная  защита обучающихся и охрана  прав детства - зам. директора  по ВР, ответственный за социальную  работу в школе  с функционалом  социальная защита, медицинская сестра поселковой амбулатории, классные руководители.

- Информатизация  образовательного процесса - зам.  директора по УВР, учитель информатики.

- Библиотека,  - библиотекарь школы.

- Административно-хозяйственная деятельность- завхоз .

Каждое структурное  подразделение выполняет функции  определенные образовательной программой и Уставом школы, направленные на организацию учебно-воспитательного  процесса.

Управленческая  система школы вертикальная с  привлечением коллегиальных органов управления:

 Педагогического  совета

 Родительского  комитета 

Управляющего  совета.

Управление  образовательным учреждением.

Таблица 2

Сведения  об административном составе

Ф.И.О. (полностью)

Должность

Общий

административный  стаж

Стаж  работы в данной должности в данном учреждении

Образование

Квалифика-ционная  категория

Якушев Сергей Михайлович

Директор

14 лет

10 лет

высшее

высшая

Жукова Галина Николаевна

Заместитель директора  по УВР

3 года

3 года

высшее

первая

Злобина Анна Борисовна

Заместитель директора по ВР

13 лет

13 лет

высшее

первая


Таблица 3

Социальный  состав учащихся 

Социальный  состав

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Кол-во

%

Количество

%

количество

%

Обучается  учащихся в  школе

179

100%

182

100%

180

100%

В том числе  учащиеся:

           

из многодетных  семей

31

17%

39

21,5%

37

20,5%

из неполных семей

37

20,5%

34

18,5%

33

18,3%

находящиеся под  опекой

4

2,2%

6

3,3%

5

2,7%

дети-инвалиды

3

1,6%

3

1,7%

3

1,6%

Дети из детского дома

41

21%

38

21%

40

22%


 

Традиционно школа реализует формы получения образования:

 

Таблица №4

формы обучения

2011- 2012

учебный год

2012-2013

Учебный год

Классно-урочная

175 учащихся

177 учащихся

Обучение на дому  по состоянию здоровья

6 учеников

2 ученика

экстернат

1 ученик

1 ученик


Средняя наполняемость классов:

1 - 4      -  18,5  учащихся;

5 - 7      -    14,5  учащихся;

8 - 9      -    17  учащихся;

10 - 11  -      6   учащихся;

Классы СКО  –  8  учащихся

 

Особенности образовательного процесса.

Структурная модель школы:

I ступень - начальная школа –5 классов.

Общеобразовательные классы  работают по УМК «Школа России», изучение английского языка со 2 класса, информатика  со 2 класса

Работает 3 группы продленного  дня для учащихся 3-4 классов, для  учащихся 1-2 классов внеурочная деятельность в количестве 10 часов в неделю.

II ступень - средняя школа – 7 классов

Общеобразовательные классы.

 Общеобразовательные  классы занимаются по стандартным  школьным государственным программам. .

III ступень - старшая школа – 1 класс

Общеобразовательный класс.

 

 

Деятельность классных руководителей МКОУ «СОШ №2».

Основная ответственность  за внеклассную воспитательную работу ложится на классных руководителей. Их деятельность складывается из следующих  основных направлений:

1. Работа с  классной документацией.

2. Индивидуальная работа с учащимися (в том числе учет посещаемости занятий учащимися класса).

3. Выявление  уровня воспитанности учащихся.

4. Проведение  внутриклассных воспитательных  мероприятий и подготовка учащихся  к внеклассным общешкольным мероприятиям.

5. Работа с родителями.

6. Участие в  МО классных руководителей.

7. Организация  дежурства по классу и школе.

8. Работа с  учителями-предметниками.

9. Анализ воспитательной  работы за учебный год.

Информация о работе Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания