Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Имидж педагога.docx

— 76.84 Кб (Скачать файл)

7. От внешнего вида педагога зависит серьёзность учеников по отношению к предмету.

8. Внешний вид педагога-воспитателя-  основа. Как он будет выглядеть, так к нему и будут относиться.

10. Педагог- это образец для учеников. Значит учитель должен выглядеть приятно и не вызывающе, чтобы не оттолкнуть учеников.

11. Хорошая одежда педагога- это залог хорошего начала контакта.

     Таким образом,  анализируя первый вопрос, мы пришли к выводу, что у опрашиваемых старшего и младшего поколение схожи отношения к внешнему виду педагога.

     Одинаково родители, учителя и ученики считают, что педагог должен выглядеть строго, не вызывающе и придерживаться классического стиля в одежде. Родители и учителя добавляют, что не должно быть вульгарности в одежде и обязательно должна присутствовать опрятность.

     Что же касается  учеников, то они обращают внимание  не только на внешний вид  педагога, но и на определённые  внутренние качества учителя,  на его манеру поведения с  детьми. Так же они обращают  внимание на то, что педагог  должен иметь приятную внешность.  Большее предпочтение они отдают  учителям, которые выглядят опрятно,  строго и соблюдают стиль в  одежде. Так же, они считают, что  учитель должен быть добрым, активным, пунктуальным, объективным, понимающим, заинтересованным в своей работе и любить детей.

     Анализируя  второй вопрос, можно сказать,  что внешность педагога оказывает  немалое влияние на ученика.

     Родители и  учителя в основном считают,  что внешний вид педагога оказывает  влияние на дисциплину в классе  и нравственное воспитание детей.

     Ученики считают  внешний вид педагога примером  для себя и хотят видеть  учителя в такой одежде, которая  бы не отвлекала их от учебного  процесса. Они так же считают,  что внешний вид учителя влияет  на дисциплину в классе, на  стимулирование учебного процесса, на нравственное, эстетическое и  облагораживающее воспитание.

     Таким образом,  можно сделать вывод, как ученики, так учителя и родители, хотят видеть педагога-воспитателя опрятным, строгим и нравственно воспитанным. Только такой педагог является положительным примером для своих подопечных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Методические  рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия

     Современный  образ учителя определяется, на  наш взгляд, не только набором  черт, качеств идеальной модели  учителя в сознании ученика,  но и новым коммуникативным  имиджем школьного педагога, который сложился в современной России [9;88].

     Коммуникативный  имидж объединяет все вербальные  и невербальные особенности общения  учителя. Однако если речь педагога  является предметом его постоянного  анализа, визуально воспринимаемая  информация часто остается на  периферии сознания. Поэтому рассмотрим  подробнее роль внешнего облика  учителя в формировании его имиджа [9;88].

     Отдельный  компонент внешнего облика учителя  несет в восприятии учащихся  свою смысловую нагрузку, но в  каждой конкретной ситуации на  уроке он может быть важным  или малозначительным. В одном  случае для ребенка важна мимика, в другом жест, в третьем — костюм учителя [9;89].

     Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическую гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков [22;49].

     Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей? [22;49].

     Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт [23;56].

     Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках [23;56].

     Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

     В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день [23;57].

     Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца [22;53].

     Если вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы [22;53].

А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам [22;53].

     То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем [22;53].

     К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает учащихся, да и самого учителя [22;54].

     Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей [22;54].

     Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение) [22;56].

     В стандартных ситуациях общения предполагаются стандартные выражения лиц у его участников. Психологи называют такие стандартные выражения лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной стороны, ее наличие позволяет личностно не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию [22;57].

     Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам [23;47].

     Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти [22;60].

     Для имиджа  педагога очень важны деловые  качества – профессиональная  и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость [23;49].

     Щепетильное  отношение к чужому времени.  Уважение к чужому труду. Потребность  к самообразованию: хронический  интерес к научно-методическим новинкам [23;50].

     В школе  никак не обойтись и без  хороших манер в разговорах  с учащимися, общении с коллегами,  родителями школьников и в  то же время – без знания  делового этикета, соблюдения субординации [23;50].

     Учителю важно  контролировать свои жесты, особенно  необходимо избавляться от агрессивных,  которые на бессознательном уровне  отталкивают детей от личности педагога [23;51].

     Мимика должна  быть только доброжелательной.

     Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами [23;51].

     Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж [22;50].

     Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной) [22;50].

Таким образом, в данной главе  нами был рассмотрен образцовый внешний  вид педагога-воспитателя. Нами были даны достаточные рекомендации для  внешнего вида педагога-воспитателя.

 

Заключение

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в  массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно  переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [20;18].

     Понятие имиджа  преподавателя тесно связано  с таким понятием как авторитет.  Авторитет педагога - это, прежде  всего, средство воспитательного  воздействия на учащегося. Авторитетной  личности как бы авансируется  успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и  в других областях. Происходит  как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный  феномен, который качественно  характеризует систему отношений к педагогу [20;18].

     Отношения  учащихся к авторитетному педагогу  положительно эмоционально окрашены  и насыщены. И чем выше этот  авторитет, чем важнее для воспитанников  науки, основы которых преподает  учитель, тем справедливее кажутся  его требования, замечания, тем весомее каждое его слово [20;18].

     Таким образом,  качества, входящие в образ стереотипа  «идеального» учителя, можно расценивать  как «систему требований», предъявляемую  учениками к имиджу учителя  в современных условиях. Творческое  же соотнесение со стереотипным  образцом идеального учителя  должно стать внутренним стимулом  совершенствования и саморазвития  каждого педагога с актуализацией  собственных возможностей, с развитием творческого потенциала [20;19].

     Недостаточность  общего развития учителя, его  низкая речевая культура подрывает  авторитет педагога-воспитателя  и снижает качества учебно-воспитательной  работы. Требовательность учителя  проявляется во всем - в выполнении  домашних заданий, в оценке  знаний школьников, в соблюдении  правил поведения на уроке и вне урока [20;20].

     Взаимовлияние  внутреннего, внешнего и процессуального  компонентов имиджа педагога  рассматривается как типичный  случай взаимоотношения диалектических  противоположностей, характеризующихся  как единством содержания и  формы, так и противоречиями  и конфликтами между ними, что  характеризует определенный уровень  сформированности имиджа педагога [20;20].

     В рамках  данной курсовой работы нам  удалось изучить рассматриваемую  нами тему, достичь поставленных  целей и задач, а именно:

- выявить сущность понятия  «имидж»;

- зафиксировать основные  тенденции в современном изучении  данного вопроса;

- использовать собранную  нами теоретическую основу о  внешнем виде педагога-воспитателя  в наблюдении;

- определить конкретные  педагогические условия.

     Таким образом,  мы можем считать нашу курсовую  работу актуальной и достаточно  изученной в наше современное  время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие//Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.

2. Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя [Текст] И. Андреева//Народное образование- 2006, №2.

3.Баранов, П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования [Текст]//П. А. Баранов. – М. : ПИОШ, 2001. – 124с.

4. Браун, Л. Имидж – путь к успеху [Текст]//Л. Браун. – С - Пб., 1996.

5.Вяземский, Е.Е. Историческое  образование в России: проблемы  и Тенденции [Текст] //Е.Е. Вяземский // История. – 1997. – №26. – 54 с.

Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия