Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Имидж педагога.docx

— 76.84 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

филологический  факультет

 

Кафедра педагогики

 

 

Внешний вид педагога-воспитателя и его  имидж в   школьной системе взаимодействия

Курсовая  работа

студентки очного отделения 3 курса группы 020901

Соловьёвой Кристины Николаевны

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики,

 Ерошенкова Е.И.

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2012

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6

1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6

1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13

Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22

2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22

2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26

Заключение……………………………………………………………………...30

Список литературы………………………………………………………………32

Приложения……………………………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Каждый из нас создает определенный образ-имидж- представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [4;12]

     Внимание к  имиджу актуализировалось в последние  годы в связи с обострившейся  проблемой выбора, вставшей перед  людьми, и конкуренцией на разнообразных  рынках – потребительском, политическом  и прочих. Целесообразный, адекватный  имидж совершенно необходим для  любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика[4;12].

     Чтобы образовался  имидж, мало воспринимать те  или иные характеристики объекта  человека и сформировать в  своей психике образ этого  человека, еще необходимо, чтобы  к этому образу, а точнее к  прототипу этого образа, возникло  определенное отношение и определенная  оценка этого образа и определенное  мнение о прототипе этого образа [4;15].

     Современная  ситуация в образовании интересна  тем, что учителю приходится  действовать в условиях происходящих  в стране социальных преобразований. Общество России становится все  более открытым: начинается активное  использование достижений западной  педагогики, в образовательный процесс  внедряются новые концепции и  технологии. При этом учащиеся  и учителя могут придерживаться  различных политических, идеологических  и культурных ценностей. Это  требует от учителя открытости  и терпимости, умения слушать  собеседника, обладания способностью к эмпатии. Всё вышеперечисленное особенно относится к учителю[13;16].                                                          
     Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда [13;62].

     Современные исследователи уделяют много внимания имиджу, профессиональному становлению и совершенствованию методических приемов работы учителя. Этой проблематике посвящены работы методистов, педагогов и психологов – Е.Е. Вяземского, А.А. Калюжного, М.В. Коротковой, Л.М. Митиной, П.Г. Постникова, О.Ю. Стреловой, В.В. Шогана и др.

     Проблема исследования- определить, какова роль внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия.

     Цель  исследования – представить имидж современного учителя.

     Объект данного исследования – имидж педагога-воспитателя .

     Предмет  исследования – структурные компоненты, методика построения имиджа педагога-воспитателя.

     Для реализации поставленной цели, объекта и предмета необходимо решить комплекс задач:

- изучить психолого-педагогическую  литературу по указанной проблематике;

- раскрыть понятие «имидж»  в педагогике;

- дать характеристику  структурным компонентам имиджа  учителя;

- раскрыть методику построения имиджа учителя.

     Гипотеза  исследования- мы предполагаем, что проводимое нами исследование будет эффективным при следующих условиях:

- наличие методической  литературы и исследований по  теме «Имидж педагога-воспитателя»;

- доступность материалов  для написания теоретической  части работы;

- наличие базы эксперимента (образовательное учреждение).

     Эксперимент проходил на базе МОУ «Краснооктябрьская СОШ им. А.Ф. Пономарёва» Белгородской области, Белгородского района. В процессе исследования использовались следующие методы:

теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование;

эмпирические: эксперимент, опрос, наблюдение.

     Работа состоит  из введения, где представлен  научный аппарат по теме, двух глав; заключения, где представлены выводы; приложения включающего опрос, предложенный учителям, родителям и ученикам 10 класса. В первой главе изучаются теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия. Вторая глава представляет собой практическую часть, где с помощью опроса учащихся, учителей и родителей МОУ «Краснооктябрьской СОШ им. А.Ф. Пономарёва» Белгородской области, Белгородского района, было выяснено, какой внешний вид должен быть у педагога-воспитателя и как внешний вид педагога взаимодействует с школьной системой.

 

    

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя  и его имиджа в школьной системе  взаимодействия

1.1. Характеристика общей системы взаимодействия в школе

   В последнее время в русском обществе заметно изменение взгляда педагогической общественности на роль образа педагога в его профессиональной деятельности. От характера деятельности педагога, от его личностных особенностей, ценностных ориентаций, жизненных установок и условий, которые он создает, зависит не только качество усвоения школьниками установленных образовательным стандартом знаний, но и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие[27;44].

     Внутренний  образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие[2;18].

     Внешний образ  - это техника игры и игровая  подача, особые формы выражения  своего отношения к материалу,  передача своего эмоционального  отношения к действительности, владение  умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.      В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа[2;18].

Понятие “взаимодействие  ” в самом общем значении отражает универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для  человека это характерно стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира. Через взаимодействие человек постигает природные и общественные явления, закономерности, процессы, ориентируется в окружающей реальности, определяет способы своего мышления и поведения. С этим понятием связана и потребность человека к общению, обучению, образованию, собственному развитию[27;44].

Взаимодействие одна из философских  категорий, отражающая процессы воздействия  различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами[1;22].

Взаимодействие- согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей предметно- практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект- межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке [1;23]

Педагогическая наука  оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается  как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в  различных исследованиях, посвящённых  рассмотрению особенностей педагогического  процесса, особенностей педагогического  общения и другими вопросами  педагогической деятельности [28;39].

Педагогическая наука  говорит о том, что взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит  общению (специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью [28;39].

Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях [5;81].

Педагогическое взаимодействие- систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего [5;84].

В авторитарной парадигме  взаимодействие трактовалось как педагогическое воздействие педагога на ученика, как обусловленность и порождение поведения ребёнка активными действиями взрослого, а также как готовность принять воспитывающее воздействие взрослого. Если прежняя педагогика была построена на принципе активного (чаще всего командного) и одностороннего воздействия, то современная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности, что предполагает искусное создание более тонких педагогических ситуаций развития. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера [6;43].

Предметом педагогической деятельности является другой человек, обладающий собственной  активностью, и поэтому она не может быть ничем иным как взаимодействием, хотя оно и носит чаще всего ассиметричный характер [6;46].

Педагогический потенциал  педагогического взаимодействия открывает  широкие перспективы для совершенствования  всей системы образования, для углубления профессионализма, для формирования новой концепции взаимодействия “учителя и ученика ” в целом [5;27].

В рамках этого взаимодействия между двумя сторонами педагогической деятельности складываются определённые отношения. Они могут быть отношениями  сотрудничества, внимания, работы, а  могут быть отношениями доминирования, диктата, требований, то есть авторитарными  отношениями [6;50].

Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия