Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на разнообразных рынках- потребительском, политическом и прочих. Современная ситуация в образовании интересна тем, что учителю приходится действовать в условиях происходящих в стране социальных преобразований.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешний вид педагога.docx

— 19.50 Кб (Скачать файл)

Внешний вид педагога-воспитателя  и его имидж в школьной системе взаимодействия

Введение. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми, и конкуренцией на разнообразных рынках- потребительском, политическом и прочих. Современная ситуация в образовании интересна тем, что учителю приходится действовать в условиях происходящих в стране социальных преобразований.

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности.

Данная курсовая работа состоит из введения, где представлен научный аппарат по теме, двух глав; заключения, где представлены выводы; приложения включающего опрос, предложенный учителям, родителям и ученикам 10 класса. В первой главе изучаются теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия. Вторая глава представляет собой практическую часть, где с помощью опроса учащихся, учителей и родителей МОУ «Краснооктябрьской СОШ им. А.Ф. Пономарёва» Белгородской области, Белгородского района, было выяснено, какой внешний вид должен быть у педагога-воспитателя и как внешний вид педагога взаимодействует с школьной системой.

Глава 1. 1.1. В первой главе нами была рассмотрена характеристика общей системы взаимодействия и имидж педагога.

Взаимодействие- согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

Педагогическое взаимодействие- систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика, это воздействие и на самого ученика, причём вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию взаимодействующего.

Способность к педагогическому  взаимодействию означает универсальную  особенность педагога, характерную  для выполнения его функций в  педагогическом процессе, оказывать  влияние на других людей в совместной деятельности зависит возможность  достигнуть желаемых результатов, комфортность педагогического процесса

1.2. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж– это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.

В образе конкретного учителя соединяются  индивидуальный, профессиональный и  возрастной имиджи. Окружающие выносят  суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.    

Таким образом, для педагога-профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с детьми, поэтому определяющей частью его имиджа являются: высокая самооценка, уверенность в себе; социальная и личная ответственность; желание меняться и повышать свою профессиональную самооценку.

Глава 2. 2.1. Вторая глава посвящена практической части изучению внешнего вида педагога в школьной системе взаимодействия и даны методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога.

Изучение теоретической части  внешнего вида педагога-воспитателя, дала основу для изучения практической части  нашей курсовой работы. Для этого  был проведён опрос, который содержал два вопроса:

1.Как, по вашему мнению, должен  выглядеть педагог-воспитатель? 

2.Как вы думаете, какое воздействие  оказывает  внешний вид педагога  на учеников?

В опросе приняли участие родители учеников, учителя и ученики 10 класса.

Анализируя первый вопрос, мы пришли к выводу, что у опрашиваемых старшего и младшего поколение схожи отношения к внешнему виду педагога.

Одинаково родители, учителя и ученики  считают, что педагог должен выглядеть  строго, не вызывающе и придерживаться классического стиля в одежде. Родители и учителя добавляют, что  не должно быть вульгарности в одежде и обязательно должна присутствовать опрятность.

Что же касается учеников, то они обращают внимание не только на внешний вид  педагога, но и на определённые внутренние качества учителя, на его манеру поведения с детьми. Они обращают внимание на то, что педагог должен иметь приятную внешность. Большее предпочтение они отдают учителям, которые выглядят опрятно, строго и соблюдают стиль в одежде. Так же, они считают, что учитель должен быть добрым, активным, пунктуальным, объективным, понимающим, заинтересованным в своей работе и любить детей.

Анализируя второй вопрос, можно  сказать, что внешность педагога оказывает немалое влияние на ученика.

Родители и учителя в основном считают, что внешний вид педагога оказывает влияние на дисциплину в классе и нравственное воспитание детей.

Ученики считают внешний вид  педагога примером для себя и хотят  видеть учителя в такой одежде, которая бы не отвлекала их от учебного процесса. Они так же считают, что  внешний вид учителя влияет на дисциплину в классе, на стимулирование учебного процесса, на нравственное, эстетическое и облагораживающее воспитание.

Таким образом,  можно сделать  вывод, как ученики, так учителя  и родители, хотят видеть педагога-воспитателя  опрятным, строгим и нравственно  воспитанным. Только такой педагог  является положительным примером для  своих подопечных.

2.2.Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств идеальной модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.

Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности  общения учителя.

Основной стиль учителя –  это классика. Классический стиль  – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.    

Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и  на наше окружение. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют.

Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных  камней.

Классический стиль подразумевает, что макияж учителя будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Лицо учителя должно быть доброжелательно – заинтересованным.    

Для имиджа педагога очень важны  деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.

Заключение. Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях.

Таким образом, мы можем считать  нашу курсовую работу актуальной и  достаточно изученной в наше современное  время.

Список литературы:

1. Вяземский, Е.Е. Историческое  образование в России: проблемы  и Тенденции [Текст] //Е.Е. Вяземский  // История. – 1997. – №26. – 54 с.

2. Калюжный, А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя [Текст] // А.А. Калюжный // PR в образовании. –2004. № 3. 186 с.

3. Смирнова, Н.Е. Имидж учителя [Текст]//Н.Е. Смирнова.- Преподаватель, 2001, №1.

4. Новокшонова, М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство [Текст]//М. Новокшонова.-Учитель №3, 2005.


Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия