Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия………...6
1.1.Характеристика общей системы взаимодействия школе…………………..6
1.2.Внешний вид и имидж педагога……………………………………………13
Глава 2.Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа…………………………………………………….22
2.1.Изучение внешнего вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия………………………………………………………………….22
2.2.Методические рекомендации по формированию внешнего вида педагога-воспитателя и его имиджа в школьной системе взаимодействия…………....26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Имидж педагога.docx

— 76.84 Кб (Скачать файл)

     Имидж учителя  проявляется в некоторой обобщенной  форме, которая может содержать  следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие [12;73].

     В образе  конкретного учителя соединяются  индивидуальный, профессиональный  и возрастной имиджи. Окружающие  выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о  чисто профессиональных качествах педагога [11;44].

     В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты [13;87].

     Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку [13;87].

     Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение [13;87].

     Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. [13;88].

     «Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению[13;89].

     Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

     Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

     Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

     В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

     Что такое  хороший учитель? 

     Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный [22;47].

     На наш взгляд, качества, входящие в образ стереотипа  «идеального» учителя, можно расценивать  как «систему требований», предъявляемую  учениками к имиджу учителя  в современных условиях. Творческое  же соотнесение со стереотипным  образцом идеального учителя  должно стать внутренним стимулом  совершенствования и саморазвития  каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала [22;48].

     При этом  никто не призывает учителя  к некритическому следованию  образцу (идеальной модели), несовместимому  с его конкретным индивидуально-психологическим  складом [22;48].

Педагогический авторитет  во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть  речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т.п.). Внешность  учителя и его культура поведения  в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя  на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты  и организованы. Личным примером они  воспитывают такие же качества и  у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя[11;60].

     Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей [11;60].

     Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме [11;61].

     Школьники любят аккуратность в костюме, подтянутость и культуру в поведении. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в костюме (оторванная пуговица, не почищенная обувь и пр.), не причёсанные волосы у учителя снижают его авторитет. В том случае, когда учитель не следит за собой, нарушается в классе дисциплина, с приходом его в класс слышатся нелестные отзывы, перешептывания, смех [11;61].

     Лучшие учителя в этом отношении предъявляют к себе строгие требования. Само собой понятно, что внешность и культура поведения только в том случае является фактором, определяющим авторитет учителя, когда они свойственны ему, наряду с другими положительными качествами его как учителя и воспитателя [11;62].

     Как правило, хороший педагог всегда подтянут, опрятен, требователен к своему поведению и поведению других. Вместе с тем у любимых учителей школьники не замечают и не желают замечать некоторых внешних недостатков. И наоборот, у плохого учителя, не пользующего у них авторитетом, они подмечают все мелочи [11;62].

     Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход - перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет [16;20].

     Немаловажное значение для учителя имеет его умение держать себя в классе. Не только спокойствие, выдержка, тактичность, но и известная дисциплинированность педагога на уроке являются положительными его качествами. Неуместная мимика, чрезмерная жестикуляция, хождение учителя по классу во время объяснения урока не нравится школьникам . Это рассеивает их внимание, они хуже воспринимают и усваивают объясняемый материал [16;22].

     Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники, особенно младших классов, подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение [20;73].

     Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом - мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью - двадцатью оттенками [20;73].

     Таким образом, недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

     Понятие имидж в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого ...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом» [8;51].

     Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

     В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики [20;98].

     Модель имиджа педагога - это структурированная совокупность взаимосвязанных компонентов: внутреннего (знания, умения, способности, установки, ценности, самооценка, Я-концепция), внешнего (габитарный, вербальный, кинетический, средовой и овеществленный элементы) и процессуального (стиль руководства и стиль общения), проявляющихся во взаимодополняющих друг друга функциях (коммуникативная, информативная, когнитивная, конативная, эмотивная, мотивационная, организационная, дисциплинарная, избирательная, компенсаторная, представительская, креативная, воспитательная, адаптивная, здоровье сберегающая) [20;98].

     Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, на наш взгляд, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие[10;23].

     Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для профессионального роста педагога:

· имидж влияет на тех, кто  принимает решения в вопросах профессионального роста;

· мы верим тому, что видим;

· мы все занятые люди и часто принимаем решения  на основе первого впечатления;

· мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей  профессии или организации;

· хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для  вас.

     Для педагога-профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с детьми, поэтому определяющей частью его имиджа являются: высокая самооценка, уверенность в себе; социальная и личная ответственность; желание меняться и повышать свою профессиональную самооценку [11;33].

Таким образом, мы рассмотрели  структурные понятия имиджа и  внешнего вида педагога-воспитателя. 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть по изучению внешнего вида педагога-воспитателя  в школьной системе взаимодействия

2.1. Изучение внешнего  вида педагога-воспитателя в школьной системе взаимодействия

Изучение теоретической  части внешнего вида педагога-воспитателя, дала основу для изучения практической части нашей курсовой работы. Для  этого был проведён опрос, который  содержал два вопроса:

1.Как, по вашему мнению, должен выглядеть педагог-воспитатель?

2.Как вы думаете, какое воздействие оказывает внешний вид педагога на учеников?

     В опросе  приняли участие родители учеников, 3 учителей и ученики 10 класса в количестве 11 человек.

     По итогам опроса родители на первый вопрос дали  ответы:

1.Педагог-воспитатель должен соответствовать строгому классическому стилю.

2.Педагог-воспитатель должен выглядеть строго, опрятно, не должно быть вульгарности.

На второй вопрос был дан  ответ:

1.Внешний вид педагога настраивает или не настраивает ученика на получение знаний.

2.Внешний вид педагога должен настраивать детей  на правильное поведение в классе.

     Анализируя опрос учителей, мы увидели такие ответы:

На первый вопрос:

1. Учитель должен быть современным, понимающим, открытым.

2. Внешний вид педагога должен быть опрятным, официальным.

3. Своим внешним видом педагог должен подавать пример ученикам.

На второй вопрос:

1. Внешний вид педагога на своих учеников оказывает нравственное воздействие.

2. Внешний вид педагога оказывает влияние на атмосферу в классе, настроение учеников, на дисциплину.

3. Внешний вид педагога оказывает определённое влияние на учеников, поэтому он должен одеваться строго, чтобы не развращать подопечных.

     Учениками 10 класса были даны ответы:

Первый вопрос:

1. Педагог-воспитатель должен выглядеть ухоженно, опрятно. Всем своим видом внушать серьёзность.

2.Одежда педагога-воспитателя должна быть в меру строгой, не вызывающей.

3. Педагог-воспитатель должен следить за своим внешним видом, прилично одеваться.

4. Педагог должен быть одет строго и опрятно. Он должен быть воспитанным, образованным и добрым.

5. Педагог должен выглядеть серьёзно, в классическом стиле.

6.Педагог-воспитатель должен  выглядеть серьёзно.

7. Педагог-воспитатель должен иметь располагающую привлекательную внешность, уверенное поведение и стиль в одежде.

8. Педагог должен выглядеть молодо, красиво, опрятно, стильно, строго.

9. Педагог должен быть доброжелательным, терпеливым и понимающим.

10. Педагог должен быть  активным, заинтересованным своей  работой, любить детей, уметь  решать конфликты.

11. Педагог-воспитатель должен быть строгим, объективным, пунктуальным, опрятным.

Второй вопрос:

1. Внешность педагога оказывает большое влияние на дисциплину ученика.

2. Педагог-воспитатель своим внешним видом оказывает нравственное, эстетическое, облагораживающее, приятное влияние. 

3. Ученик может взять пример с педагога. Его внешность, его стиль могут вдохновить ученика, стимулировать на учёбу.  

4.Педагог-воспитатель своим внешним видом даёт возможность не отвлекаться от учёбы.

5. Внешний вид педагога должен в учениках вызывать уважение, желание присутствовать на уроке.

6. Внешний вид педагога должен быть примером для учеников.

Информация о работе Внешний вид педагога-воспитателя и его имидж в школьной системе взаимодействия