Виды мажоритарной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:41, реферат

Краткое описание

Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума[2]. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса[3].

Вложенные файлы: 1 файл

Виды мажоритарной системы.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

Виды мажоритарной системы

 

    1. По  методике определения победителя

 

Существуют три разновидности  мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

 

В первом случае избранным  считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос  избирателя.

 

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства  кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно  больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов  конгресса и др. Мажоритарная избирательная  система относительного большинства  чаще всего применяется в одномандатных  избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы —  система «первого, который считается  избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post)[1].

 

Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного  «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов  равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это  блоковая система неограниченного  вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система  ограниченного вотума[2]. В предельном случае гражданину может быть предоставлена  возможность голосования только за одного кандидата — система  одного (или единственного) непередаваемого  голоса[3].

 

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное  большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется  при решении конституционных  вопросов.

[править]

По методам выдвижения кандидатов

 

В одних государствах кандидат может самовыдвигаться, в других — только от партии. С одной стороны, самовыдвижение позволяет попасть  в парламент популярной личности; с другой — самовыдвиженцы отчитываются только перед избирателями, но могут  и примыкать к удобной для  них партии. Самовыдвижение в парламент  — удобный приём для преступников, желающих получить депутатскую неприкосновенность, но правоохранительные органы могут инициировать процедуру по ее лишению.

 

 

Различают три разновидности  мажоритарной системы:

 

 1. При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов – свыше 50 %. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.

 Как правило, выборы  по мажоритарной системе абсолютного  большинства способствуют формированию  относительно стабильных партийных  блоков, исключая влияние малочисленных,  раздробленных партий. В результате  образуется система крупных взаимо­зависимых политических партий. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства  является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места  по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного  большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается  из избирательного списка.

 

2. При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место последний считается избранным без голосования.

Мажоритарная система  относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе  и в США.

Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, по­стоянно чередующихся у власти политический партий.

 

3. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большин-ства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большин-ство голосов (2/3, 3/4 от общего числа поданных голосов), которое устанав-ливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства, поэтому она применяется редко.

 

 

Основные достоинства  мажоритарной избирательной системы  следующие:

 

1) она обеспечивает победившей  партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных  и смешанных формах правления  формировать устойчивое правительство;

 

2) предполагает формирование  крупных политических партий  или блоков, способствующих стабилизации  политической жизни государства. 

 

3) способствует формированию  прочных непосредственных связей  между избирателями и кандидатом (впоследствии депутатом).

 

Недостатки мажоритарной избирательной системы:

 

1) эта система искажает  реальную картину социально-политических  сил страны в пользу победившей  партии. Избиратели, проголосовавшие  за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести  своих представителей в выборные  органы. Тем самым нарушается  принцип всеобщности избирательного  права.

 

2) данная система может  способствовать ослаблению легитимности  власти.

 

3) непосредственная зависимость  депутатов от выборщиков конкретного  избирательного округа побуждает  их защищать местные интересы  в ущерб общегосударственным.

 

4) частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

 

 В условиях остроконфликтного  общества мажоритарная система  достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и  противопоставляя кандидатов, она  может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения  общественных проблем, а на  критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

 

 

Избирательное право  и избирательная система в  Республике Беларусь.

 

В современных обществах  демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического  процесса, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом обеспечения  контроля над ней. Политические выборы — это способ формирования высших и местных органов государственной  власти и управления обществом с  помощью выражения политической воли граждан в соответствии с  действующей избирательной системой.

Порядок проведения выборов  и способы подсчета голосов в  каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные  должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статус избирателей  и избирательных блоков; устанавливаются  процедуры предвыборной агитации и  голосования, порядок определения  результатов голосования и способы  их обжалования.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом  демократического политического режима. Избирательная система – это  совокупность конституционных принципов  организации и проведении выборов, установление принципиальных отношений  между избирателями и избранными.

Согласно данным нормативным  правовым актам избирательная система  Республики Беларусь — это мажоритарная система абсолютного большинства.

Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным  в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется  государством. Выборы депутатов Национального  собрания и других лиц, избираемых в  Беларуси на государственные должности  народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь закреплены следующие принципы избирательного права:

    всеобщее избирательное право (ст. 64 Конституции Республики Беларусь: «…право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет». Исключение составляют граждане, которые признаны судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; и лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей);

    выборы являются равными (ст. 66 Конституции Республики Беларусь: «…избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях»);

   прямое избирательное право (ст. 67 Конституции Республики Беларусь: «…депутаты избираются гражданами непосредственно».

   тайное голосование (ст. 68 Конституции Республики Беларусь: «….контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается».

 

 

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно  избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

 Избирателями являются  граждане Республики Беларусь, достигшие  возраста 18 лет. В выборах не  участвуют граждане, признанные  судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда  в местах лишения свободы. В  голосовании не принимают участия  лица, в отношении которых в  порядке, установленном уголовно-процессуальным  законодательством, избрана мера  пресечения – заключение под  стражу.

 Глава государства  – Президент Республики Беларусь  избирается сроком на 5 лет. Кандидатом  в Президенты может быть гражданин  Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным  правом и проживающий на территории  Республики Беларусь не менее  10 лет, предшествующих выборам,  в поддержку которого собрано  не менее 100 000 подписей избирателей.  Количество сроков, на которые  может избираться Президентом  Республики Беларусь одно и  то же лицо, законом не ограничивается. С момента введения поста Президента  в Республике Беларусь выборы  Президента проходили дважды: в  1994 году и в 2001 году.

 Парламент Республики  Беларусь – Национальное собрание  Республики Беларусь – состоит  из двух палат. Нижняя палата  Парламента – Палата представителей  – состоит из 110 депутатов, избираемых  гражданами Республики Беларусь  сроком на четыре года. Кандидатом  в депутаты может стать достигший  21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории  государства. 

 Верхняя палата Парламента  – Совет Республики – является  органом территориального представительства  и состоит из 64 членов, 56 из которых  избираются на 4-летний срок на  основе косвенного избирательного  права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

 Депутаты местных Советов  депутатов избираются населением  страны на срок 4 года. Кандидатом  в депутаты местного Совета  депутатов может стать обладающий  пассивным избирательным правом  гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий  либо работающий на территории  соответствующего Совета. В выборах  депутатов местных Советов депутатов  наравне с белорусскими гражданами  участвуют граждане Российской  Федерации. 

 В избирательном законодательстве  Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета  Республики не могут быть выдвинуты  граждане, не имеющие права в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь занимать  должности в государственном  аппарате в связи с наличием  судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Информация о работе Виды мажоритарной системы