Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Актуальность. Общественная ситуация, возникшая в России в 90-х годах, отличалась небывало высокой степенью сложности, противоречивости и нестабильности. Изменения в обществе привели к возникновению новых проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения.
Перемены, произошедшие в России в последнее время, смена прежних идеологических ориентиров на новые, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, выработать его научную концепцию.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Современное общественное развитие России остро поставила задачу духовного возрождения нации. Особую активность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. История возникновения, развития и функционирования музеев...5-24
1.1 Происхождение музеев. История создания школьных музеев…………..5-9
1.2 Организация деятельности школьного музея…………………………..10-24

Глава II Традиционные и инновационные формы работы в школьном музее как средство гражданско-патриотического воспитания школьников
(на примере музея Боевой Славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода).........................................................................................................25-43

Заключение……………………………………………………………………….44

Библиографический список……………………………………………………..45

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

4. Создание буклетов, путеводителей;

5. Создание исследовательских работ и проектов.

     Современные компьютерные технологии используются в школьном музее для поиска, презентаций, исследований, для хранения экскурсионных рассказов, сценариев, и других материалов, для выпуска печатной продукции: положений о конкурсах, приглашений, буклетов, путеводителей и программ, для анализа и статистической отчетности, для накапливания фондов демонстрационных электронных ресурсов по темам работы музея с целью их презентации педагогическому сообществу.

     Для ведения учета и документации в музее разработана программа «Фонд музея. Программа «Фонд музея» отражает структуру учетной карточки, в которую регистрируются экспонаты музея. Это дает возможность легко находить и систематизировать материалы музейного фонда.

Виртуальная экскурсия  в школьном музее.

    Проведение виртуальной экскурсии будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии.

    Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий. Но характерными признаками виртуальной реальности будут являться следующие: моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

    Объектами экскурсии станут размещаемые в сети Интернет  изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий исторических личностей,  фотогалереи,  иллюстрации, памятники культуры,  озвученные произведения исторических личностей, критические материалы… Следовательно, при предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному месту, а он будет знакомится с информацией того или иного сайта, который впоследствии по его настойчивой рекомендации посетят учащиеся.

     Цель виртуальной экскурсии: развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды  (информационно-компьютерной грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации).

     План подготовки и проведения виртуальной экскурсии:

1. Определяется цель экскурсии;

2. Выбирается объект изучения;

3. Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

4. Формулируются проблемы;

5. Определяются задачи, которые учащимся необходимо будет решить;

6. Определяется последовательность ознакомления с сайтами и создание путеводителя для учащихся по сайтам;

7. Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

       Экскурсия может быть проведена несколькими способами:

1. Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель отбирает, какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. При подготовке к виртуальной экскурсии учитель должен учитывать  стихийность и неконтролируемость  размещаемой в Интернете информации. Учитель  готовится к виртуальной экскурсии не накануне ее проведения, а за несколько дней, так как во время проведения экскурсии могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: низкая скорость передачи информации по выделенному каналу, остановка работы или, наоборот, обновление сайта или странички, на которую была дана ссылка. Создание сайта виртуальной экскурсии поможет исключить подобные неприятности и в значительной мере облегчит предварительную работу учителя при подготовке виртуальной экскурсии, а учащимся предоставит возможность вновь обратиться к материалам экскурсии, но уже самостоятельно. Все сайты в глобальной сети Интернет по своей структуре похожи друг на друга, и отличаются своим дизайнерским оформлением и содержанием. Любой сайт начинается с главной странички, на которой приводится название сайта, его краткое структурное описание (какие разделы содержит сайт) или описание его содержания (какие основные темы).  После проведения виртуальной экскурсии учитель может предложить учащимся разнообразные способы отчетности. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора:  создание презентации Power Point или разработки веб-узла, эссе, сочинение и другие.  Информация, собранная школьниками во время виртуальной экскурсии, может получить материальное воплощение в виде Flash-роликов и использоваться при проведении внеклассных мероприятий и уроков. 

2. Создание и защита презентации.

     На первом этапе перед учащимися ставится цель, задачи, объект исследования.

     На втором этапе учащиеся  знакомятся с материалами на сайтах. Собирают и обмениваются информацией. Собранный материал размещается в презентации.

     Третий этап отчетность по экскурсии: защита презентации, письменны6е отзывы от экскурсии на сайте и другие. (приложение 4)

     Изучение музейного предмета очень интересный вид деятельности, который можно провести  как в самом музее, так и вне его, но обязательно при наличии самого предмета. Хранение и изучение музейных предметов является одной из главнейших функций музея. Необходимо различать термины «музейный предмет», «музейный экспонат».

В современном музееведении музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания.

     Экспонат – предмет, выставленный для обозрения на экспозиции [7].

Главной целью изучения музейного предмета является определение культурного, исторического, информационного потенциала, который несет в себе музейный предмет. Этот вид деятельности музея способствует организации источниковой базы, на основе которой музеем осуществляются культурно-просветительские задачи.

Изучение музейного предмета можно назвать непрерывным процессом, в ходе которого происходит накопление и фиксация сведений о предмете или коллекции. Однако в процессе изучения музейного предмета условно можно выделить несколько этапов:

      Сбор первоначальной информации;

      Уточнение и/или дополнение информации, собранной в процессе комплектования;

      Каталогизация музейного предмета или коллекции в соответствии с собранными в ходе изучения сведениями.

Музейный предмет или коллекция изучаются с двух сторон: во-первых, как материальный объект деятельности человека; во-вторых, как материальный объект, содержащий информацию об определенном историческом, культурном событии или об историческом периоде. Соответственно можно определить основные позиции, в соответствии с которыми собирается информация о музейном предмете.

      Происхождение предмета – название (научное или местное), функции, автор, дата и место производства, бытование предмета (этническая, социальная среда)

      Историческая или культурная значимость предмета (типовой, редкий, уникальный, мемориальный, связанный с историческим или культурным событием или процессом); информативность предмета, его репрезентативность, аттрактивность;

      Определение материала, техники исполнения предмета, размера, веса, цвета и т.д.;

      Стиль исполнения предмета;

      Определение степени физической сохранности музейного предмета, возможности его длительного хранения, изучения, экспонирования.

Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание.

В процессе атрибуции составляется общая характеристика музейного предмета. Она включает в себя определение назначения предмета; материала, из которого изготовлен предмет, техники, даты, места создания; размера, цвета; фиксируются и расшифровываются знаки, клейма, печати, надписи, подписи, стиль художественного исполнения предмета (в том числе производится фотофиксация знаков, клейм, печатей). Для письменных источников необходимо раскрыть содержание, значение, репрезентативность информации. При атрибуции музейного предмета необходимо представить характерные признаки в комплексе.

В ходе классификации и систематизации музейного предмета проводится сравнительный анализ по характерным признакам с другими аналогичными или сходными по происхождению предметами. Для проведения сравнительного анализа могут быть привлечены подобные предметы, находящиеся в музее, каталоги, определители и т.д. По мере проведения классификации и систематизации выявляются общие и отличительные признаки, которые присущи конкретному музейному предмету.

Путем классификации и систематизации сведения о предмете обобщаются и структурируются, что в свою очередь позволяет более адекватно интерпретировать культурную, социальную, историческую информацию, носителем которой является музейный предмет.

Наконец, завершающим этапом в изучении музейного предмета является составление его научного описания. Описание музейного предмета составляется в соответствии с существующими в музее формами и включает в себя описание предмета и обработанных сведений о нем. Описание музейного предмета может варьироваться в зависимости от цели для которой оно составляется: общемузейная инвентарная карточка, учетная карточка, паспорт, каталог, картотека и т.д.

В школе можно организовать и провести конкурс на лучшее описание школьного предмета, как это было сделано в нашей школе. Конкурс носил более упрощенный характер описания, но с элементами творчества. (приложение 5)

Создание путеводителя и буклета по школьному музею.

     С целью популяризации деятельности  школьных музеев, выявления и распространение опыта работы музеев образовательных учреждений, а также с целью формирования  патриотизма и гражданственности воспитанникам школы можно предложить интересный вид работы в музее с использованием компьютерных технологий – это создание путеводителя по школьному музею или буклета.

Путеводитель — издание справочного характера, «помогающее ориентироваться среди наблюдаемого и обозреть все, что следует». В путеводителе в соответствии с рекомендуемым маршрутом по залу (залам) музея раскрывается научная концепция экспозиции и выраженное через экспозиционные материалы ее историческое содержание; в нем сообщаются также сведения о задачах музея, его истории, коллекциях. Для путеводителя характерна универсальность, т.е. доступность разновозрастным группам посетителей. Этому способствует методическое и техническое оформление текста: четкое членение, соответствующее экспозиционным залам и комплексам, схемы маршрутов по залам, иллюстрации (общие виды залов, наиболее значительных комплексов, отдельных экспонатов), применение разных шрифтов. Возможно создание путеводителей-каталогов, в которых дается характеристика всех экспонатов в порядке их расположения или по типам материалов.

Путеводитель — средство, содействующее усвоению увиденного и услышанного и сохранению его в памяти. Путеводитель по музею образовательного учреждения должен носить рекламно-информационный характер, тем самым способствовать активизации научно-просветительской деятельности музея и привлечению большего количества посетителей.

При изготовлении путеводителя следует учитывать следующие  критерии:

      уровень подачи материала, эстетика оформления путеводителя;

      грамотность, литературная обработка;

      наличие фото, схем;

      информационная наполняемость;

      сложность техники исполнения;

      оригинальность замысла.

     Эта форма работы в школьном музее развивает творческие способности учащихся, формирует интерес к музейным экспонатам. (приложение 6)

     Буклет - от английского booklet  - книжечка.

Если вам в руки попал яркий и красочный лист - не формата листовки, - содержащий информацию на обеих своих сторонах, сложенный самым хитроумным способом (от гармошки до сложного подобия оригами), знайте – это буклет. Главное, что отличает буклет от брошюры, путеводителя – это отсутствие скрепки, прошивки, клея и прочих скрепляющих элементов.

Буклеты - одни из самых востребованных и одновременно распространённых рекламных носителей. Их раздают на выставках, презентациях, выставочных залах музеев.

     Задача буклетов школьного музея, как рекламных носителей, кратко информировать о целях, задачах, основных направлениях деятельности, разделах экспозиции, формах работы музея. Поэтому при создании буклета применяются самые различные художественно-оформительские и технологические решения, делающие буклет ярким и привлекающим внимание.

     Создание буклетов – не простое дело. Дизайн буклета должен учитывать такие составляющие, как информативный материал, совмещенный с визуальным рядом и дополненный контактной информацией о музее. Разработка буклета должна изначально учитывать и тот факт, что целью создания буклета является – реклама школьного музея.
     На начальном этапе создания буклета выбирают его формат, качество и плотность бумаги, продумывают дополнительные полиграфические технологии  для его производства.  В соответствии с этим подбираются изобразительные материалы для его иллюстрации и необходимое информационное наполнение.

     В дизайне буклета можно применять оригинальные художественные решения, чтобы сделать его максимально привлекающим внимание посетителям музея, при этом оставаясь в рамках поставленной задачи. Дизайн буклета, его информационное наполнение должны вызывать у посетителя только положительные эмоции, не должен быть переполнен информацией. (приложение 7)

Информация о работе Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея