Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Актуальность. Общественная ситуация, возникшая в России в 90-х годах, отличалась небывало высокой степенью сложности, противоречивости и нестабильности. Изменения в обществе привели к возникновению новых проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения.
Перемены, произошедшие в России в последнее время, смена прежних идеологических ориентиров на новые, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, выработать его научную концепцию.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Современное общественное развитие России остро поставила задачу духовного возрождения нации. Особую активность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. История возникновения, развития и функционирования музеев...5-24
1.1 Происхождение музеев. История создания школьных музеев…………..5-9
1.2 Организация деятельности школьного музея…………………………..10-24

Глава II Традиционные и инновационные формы работы в школьном музее как средство гражданско-патриотического воспитания школьников
(на примере музея Боевой Славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода).........................................................................................................25-43

Заключение……………………………………………………………………….44

Библиографический список……………………………………………………..45

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Абонент отличается от буклета тем, что основное содержание, которое он несет – это тематика экскурсий по возрастным особенностям учащихся, по степени услужения. (приложение 8)

         Создание научно – исследовательских работ.

Научно-исследовательская деятельность молодежи в образовательных учреждениях  организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение.     

Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.

Исследовательская деятельность учащихся – это и:

      путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

      инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;

      способ профориентации и начальной профессиональной подготовки.

      средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через приобщение к культурным традициям научного сообщества. Это, прежде всего, – способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете – воспроизводством культуры социума от поколения к поколению.  

Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе научно-исследовательскую работу, которая способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

Именно благодаря подобной работе в музее  ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и села; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность., справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

     По материалам нашего школьного музея были написаны ряд научно- исследовательских работ с которыми воспитанники школы успешно выступали на городских, областных олимпиадах по школьному краеведению, Всероссийской конференции учащихся «Первые шаги в науку» в г. Обнинске (приложение 9).

     Исследовательская работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение.

     Титульный лист является первой страницей работы. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.

     Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (методы) исследования, дается характеристика работы – относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

     В основной части научно- исследовательской работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

     Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала. Должно быть подчеркнута самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое значение полученных результатов.

     В конце работы приводится список использованной литературы (библиографический список). В тексе работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник.

     В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики.

     В данной работе были описаны только некоторые формы работы в школьном музее, но основная их цель активизировать музейную деятельность.

     Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей, как средство обогащения учебного процесса, как способ формирования патриотизма, гражданственности, духовности личности, социализации и адаптации ее в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Трудно переоценить потенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельности учащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений, который позволяет осуществить следующее:

— в процессе воспитательной деятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержания патриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального, деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;

— проводить деятельность по пропаганде здорового образа жизни.

Кроме того, музей является центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива учителей и учащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опыта социальных отношений у учащихся.

      Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Гражданско - патриотическое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

 

 

 

Библиографический список

1.      Аронов А.А. Воспитывать патриотов.- М.: Просвещение, 1989.- 167 с.

2.      Борисова Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе.- М.: Просвещение, 1982.- 112 с.

3.      Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1978. - 234 с.

4.      Зеленская Г.Н. Организация деятельности школьного музея: особенности экспозиционной и фондовой работы. Методические рекомендации. – Белгород: Управление образования администрации города Белгорода.- Научно-методический информационный центр, 2009. – 23 с.

5.      Кириллова Н.А. Информационные технологии в работе школьного музея: http: // vio.fio.ru/museum/ de fault.htm

6.      Кудрина Т.А. Музей и школа.- М.: Просвещение, 1985.- 73 с.

7.      Приставкина Т.А. Школьный музей: теория и практика: Учебно-методическое пособие.- Белгород: ООО ГиК, 2007.- 176 с.

8.      Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М.: Просвещение, 1964.- 332 с.

9.      Тараненко Е.В. Музей в образовании. Материал из ИОТ ВИКИ – проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»: http:/wiki.iot.ru/index.php/

10. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи.- М.: ДОСААФ, 1985.- 52 с.

 

2

 



Информация о работе Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея