Характеристика речи современного школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:13, научная работа

Краткое описание

Во время обучения в школе происходит становление и развитие языковой личности подростков. Через несколько лет они станут полноправными членами общества и будут оказывать влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем.

Содержание

II. Основная часть
Глава 1. История изучения понятия «ненормативная лексика» в лингвистике.
Глава 2.Исследование особенностей речи современного школьника.
III. Практическая часть
IV. Выводы
V. Литература
VI. Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

работа Характеристика речи.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

МБОУ «Толстихинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица 10 класса

Гилева Елена Евгеньевна

07.10 1996

663911, с. Толстихино, ул. Кирова, 68

МБОУ «Толстихинская СОШ»

Научный руководитель

Писаревская Наталья Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Толстихинская СОШ»

 

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение

II. Основная часть

  1. Глава 1. История изучения понятия «ненормативная лексика» в лингвистике. 
  2. Глава 2.Исследование  особенностей речи современного школьника.

III. Практическая часть

IV. Выводы

V. Литература

VI. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

           Во время обучения в школе происходит становление и развитие языковой личности подростков. Через несколько лет они станут полноправными членами общества и будут  оказывать  влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.

ПРОБЛЕМА:

            Почему в речи современного  школьника большую часть составляет  ненормативная лексика?

ЦЕЛЬ:

    • Проанализировать речь учащихся 8-11 классов сельской школы  с точки зрения использования ими ненормативной лексики
    • определить уровень формирования языковой личности современного старшеклассника

ЗАДАЧИ:

  • Определить понятие « ненормативная лексика».
  • Провести анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных  слов и выражений ненормативной лексики.
  • Собрать  необходимый языковой материал для изучения данной проблемы, обработать и систематизировать  его.
  • Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи ненормативной лексики.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Изучение научной литературы по данной проблеме.
  • Анкетирование учащихся среднего звена МОУ « Толстихинская СОШ».
  • Наблюдение.                                                   
  • Анализ  употребляемой учащимися  бытовой лексики, не входящей в состав общеупотребительной лексики, в процессе неформального общения или неподготовленного речевого акта.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ

  • Неформальное общение учащихся,  неподготовленный речевой акт.
  • Анализ отдельных речевых ситуаций..

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: речь старшеклассников

ГИПОТЕЗА: В процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется нелитературная лексика, что является в средних и старших классах современной  средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.

        Чтобы опровергнуть или подтвердить данную гипотезу, было проведено анкетирование среди учащихся  8-11 классов  МОУ Толстихинской СОШ на тему: «ненормативная лексика» (см. Приложение 4)

Анкета состояла из 4 вопросов.

  1. Как Вы считаете, насколько Ваша разговорная речь отличается от нормативной лексики?
  2. Какие слова из молодёжного сленга Вы используете в своей повседневной речи?
  3. Хотели бы Вы овладеть нормативной лексикой?
  4. Что для этого необходимо?

 

        Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние , переданное нам нашими

предшественниками…

Обращайтесь почтительно

с этим могущественным орудием; в руках умелых

оно в состоянии совершать  чудеса…

                                                                                               И.С.Тургенев.

               Я начала свою работу с высказывания великого классика русской литературы И.С.Тургенева неслучайно. Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19 века, в начале 21 столетия оказалась очень актуальной.  И общественные деятели, писатели, ученые современной России, все те, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу, связанную с проблемами русского языка, которому угрожает опасность. Чем же вызвана эта тревога?

               Прежде всего тем, что нравственный облик современной молодежи и подростков  желает быть лучшим. Поэтому в стране большое внимание уделяется прежде всего патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Для этого делается очень много. В частности в 2010 году губернатор Волгоградской области А.Бровко при активной поддержке Президента Д.А.Медведева принял очень своевременное решение о создании в Волгограде центра патриотического воспитания.  Но подростки не осознают того, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу  своего Отечества, ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются прежде всего в языке, потому что, по словам Д.С.Лихачева , «наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.»

              Обеспокоенность за судьбу русского языка привела к тому, что при Президенте Российской Федерации был создан Совет по русскому языку, который выработал в 2005 году законопроект, призванный защищать русский литературный язык от варваризации, от засорения через средства массовой информации, через рекламу типа: « Поцелуй меня в пачку!»                                             

             Современная молодежь видит себя успешной в жизни, в профессии, но, к сожалению, не понимает, что эти желания напрямую связаны с культурой речи. Мой научно-исследовательский реферат  посвящен исследованию ненормативной лексики в речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной сельской школы. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что я сама являюсь учащейся старшего звена средней школы, потому что понимаю, что ненормативная лексика настолько глубоко вошла в нашу разговорную речь, что обойтись без нее бывает довольно сложно. А ведь именно нам предстоит строить будущее России, а значит, и быть ответственными за дальнейшее развитие языка. А это значит, что подростки должны твердо уяснить, что по-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды ругаться и употреблять ненормативные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА» В  ЛИНГВИСТИКЕ

            Анализируя научную литературу  по данной проблеме, я выяснила, что в разные периоды истории человеческого общества, возникали сообщества людей, объединенных общим делом, интересами, сознанием братства и отчужденности от окружающего мира, которые изобретали свои, особые способы общения, используя при этом приемы шифрования, сокрытия информации. Именно так и возникает ненормативная лексика, происхождение которой тесно связано с общественно-политическими процессами в обществе в целом.

           Но и это еще не все. Так как ненормативная лексика имеет ярко выраженный эмоционально-экспрессивный оценочный характер, то ее истоки своими корнями уходят в древнерусскую литературу, где встречались уже тогда отдельные элементы экспрессивно окрашенной лексики, близкой по своим функциям и роли в языке и обществе с современными жаргонизмами. Такую лексику ученые обнаружили в «Молении Даниила Заточника», в «Исповеди» протопопа Аввакума, в письмах Ивана Грозного. И производителем такой лексики было молодое поколение, для которого было очень важно иметь свой, непонятный для других язык.

            Поэтому было бы несправедливо считать, что этот пласт лексики недостоин изучения и научного обоснования. Напротив, время показало, что молодежная форма общения всегда существовала, существует и будет существовать, так как молодежь и подростки составляют целую социальную группу русскоязычного населения России, различную по своим интересам, способную завоевывать олимпийского золото на спортивных соревнованиях, выходить в декабре 2010 года на Манежную площадь в Москве и участвовать в погромах и поэтому вызывающая особое беспокойство общества, в том числе и в области языка.

           Поэтому первостепенной моей задачей в процессе работы над рефератом стало теоретическое обоснование понятия «ненормативная лексика». Так что же это такое?   Для того чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась прежде всего к различным  толковым и энциклопедическим словарям и выяснила, что во многом определение в них этого понятия совпадает.  К проблеме изучения ненормативной лексики обращались многие ученые.  Я обнаружила, что толкование этого понятия дано в энциклопедическом словаре Эфрона еще в 1907 году, который был издан в Санкт-Петербурге.

           В 20-30 годах 20 века разговорную речь захлестнули волны новых языковых вливаний – митинговый язык революции 1917 года, язык революционных солдат и матросов, воров и  новой волны беспризорников. Появились работы ученых лингвистов Г. Виноградова, С. Я. Капорского. В это время был создан Институт живого слова, занимающийся изучением речи различных социальных слоев, в том числе и жаргонов в среде школьников.

          Не осталась в стороне от этой проблемы и современная лингвистическая наука. «Лингвистический энциклопедический словарь» гласит следующее: «Жаргон(от французского jargon) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста».

           Жарго́н1 (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

         Часть жаргонной лексики — принадлежность не одной, а многих (в том числе и уже исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова их «общего фонда» могут менять форму и значение: «темнить» в арго — «скрывать добычу», потом — «хитрить (на допросе)», в современном молодёжном жаргоне — «говорить неясно, увиливать от ответа».

         Авторы учебника «Современный русский литературный язык»(1999 года издания под редакцией П.А.Леканта) к данной формулировке добавляют еще одну группу носителей русского языка, использующую жаргонизмы. Это люди, связанные совместным времяпровождением. Иногда термин «жаргон» применяют для обозначения искаженной неправильной речи. Поэтому его часто заменяют терминами «сленг, арго».

        Сленг2, слэнг (англ. slang), экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы (термин "С." чаще всего употребляется применительно к английскому языку и его функционированию в Англии и США). Распространён главным образом среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. С. подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений. Легко проникая в литературный язык, используется для речевой характеристики героев и авторской речи; например, в сов. литературе у Ф. И. Панферова, Ф. В. Гладкова, И. Э. Бабеля, И. Ильфа и Е. Петрова, В. Аксенова и др., в английской и американской у Ч. Диккенса, У. Теккерея, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, Дж. Д. Сэлинджера и др. Термин "С." является частичным синонимом терминов арго и жаргон.

Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:

             Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Из этого определения следует, что сленг – разновидность  нелитературной речи.

К литературной речи относятся:

1) книжные слова, 

2) стандартные разговорные слова, 

3) нейтральные слова. 

Нелитературная же лексика делится  на:

1) профессионализмы,

2) вульгаризмы, 

3) жаргонизмы,

4) лексику неформальных молодежных  объединений и молодежной среды,  часто именуемую сленгом. 

            Впрочем, существуют две точки зрения на то, что такое сленг. Некоторые ученые объединяют в это понятие всю нелитературную лексику (кроме мата), то есть и профессионализмы, и вульгаризмы, и жаргонизмы, и молодежную лексику.

          Арго – это(франц. argot — жаргон) язык отдельных социальных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (иногда “потайной” язык), отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным. Школьное арго. Студенческое арго. Спортивное арго. Арго картежников. Воровское арго.

          Арго́3 (от фр. argot) — язык какой-либо социально замкнутой группы лиц, характеризующийся специфичностью используемой лексики, своеобразием её употребления, но не имеющий собственной фонетической и грамматической системы.

         Не следует путать жаргон и арго. Жаргон обычно имеет профессиональную прикреплённость, арго же может употребляться вне зависимости от профессии.        Например, в современном французском языке многие слова арго используют как молодёжь из бедных кварталов, так и менеджеры с высшим образованием.

            Часто под арго подразумевается язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих. Фактически арго стало синонимом слова «феня». Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргоном и просторечием, образуя специальный лексический пласт — сленг.

            Часто арго отождествляется с понятием тайный язык.

Информация о работе Характеристика речи современного школьника