Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Актуальность. Общественная ситуация, возникшая в России в 90-х годах, отличалась небывало высокой степенью сложности, противоречивости и нестабильности. Изменения в обществе привели к возникновению новых проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения.
Перемены, произошедшие в России в последнее время, смена прежних идеологических ориентиров на новые, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, выработать его научную концепцию.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Современное общественное развитие России остро поставила задачу духовного возрождения нации. Особую активность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. История возникновения, развития и функционирования музеев...5-24
1.1 Происхождение музеев. История создания школьных музеев…………..5-9
1.2 Организация деятельности школьного музея…………………………..10-24

Глава II Традиционные и инновационные формы работы в школьном музее как средство гражданско-патриотического воспитания школьников
(на примере музея Боевой Славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода).........................................................................................................25-43

Заключение……………………………………………………………………….44

Библиографический список……………………………………………………..45

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность

в школьных музеях

 

(реферат)

 

 

 

 

 

Выполнила:

Сорокотягина Наталья Федоровна,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

 

Глава I.  История возникновения, развития и функционирования музеев...5-24

1.1 Происхождение музеев. История создания школьных музеев…………..5-9

1.2 Организация деятельности школьного музея…………………………..10-24

 

Глава II Традиционные и инновационные формы работы в школьном музее как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

(на примере музея Боевой Славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода).........................................................................................................25-43

 

Заключение……………………………………………………………………….44

 

Библиографический список……………………………………………………..45

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Общественная ситуация, возникшая в России в 90-х годах, отличалась небывало высокой степенью сложности, противоречивости и нестабильности. Изменения в обществе привели к возникновению новых проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения.

       Перемены, произошедшие в России в последнее время, смена прежних идеологических ориентиров на новые, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, выработать его научную концепцию.

     За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Современное общественное развитие России остро поставила задачу духовного возрождения нации. Особую активность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа  патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных   в  современной  молодежной политике.

     Одним из надежных способов воспитания исторической памяти, патриотизма у школьников является их деятельность по созданию школьных музеев. Они возникают там, где ведется постоянная, углубленная и систематическая историко–краеведческая работа.

     Поэтому данная тема  в настоящее время  актуальна. Правильно организованная работа в музее, разнообразие приемов и методов, используемых педагогом, поможет воспитать патриотические чувства у учащихся, поддержит и сохранит постоянный интерес к музею и его деятельности.

Цель работы: Рассмотреть место и роль школьного музея в формировании патриотизма, гражданственности, социальной адаптации учащихся в современном обществе.

Задачи: 1. Изучить литературу: педагогическую, историческую, методическую раскрывающую сущность данной темы;

2. Изучить историю возникновения, развития музеев, методику работы в них;

3. Показать воспитательную роль школьного музея на примере изучения деятельности музея Боевой Славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода.

Степень изученности. Для написания работы была изучена методическая литература следующих авторов, раскрывающих методику организации музейной деятельности: Аронова А.А. Воспитывать патриотов, Борисова Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе, Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе, Зеленской Г.Н. Организация деятельности школьного музея: особенности экспозиционной и фондовой работы, Кудриной Т.А. Музей и школа, Приставкиной Т.А. Школьный музей: теория и практика и других, так же Интернет сайты.

Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы во внеклассной работе направленной на патриотическое воспитание молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  История возникновения, развития и функционирования музеев.

1.1 Происхождение музеев. История создания школьных музеев.

     Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребностями в собирании, сохранении и изучении объектов природы, памятников материальной и духовной культуры – документальных свидетельств, необходимых, с одной стороны, для исследования процессов, явлений, фактов исторического развития природы и общества, с другой – для удовлетворения познавательных, культурных, эстетических потребностей общества.

     История музеев нашей страны восходит к эпохе феодализма.

     Первой формой древнерусского собирательства было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах, в домах феодальной знати материальных и духовных ценностей – искусно исполненных культовых и бытовых предметов и драгоценных металлов, произведений живописи, рукописных и старопечатных книг. Высшим результатом древнерусского собирательства явились собрания Оружейной палаты в Москве. Записки иноземных путешественников, описи имущества свидетельствуют о том, что этот крупный производственно-художественный центр уже в XVI веке был известен богатством коллекций, которые содержали наследственные  сокровища русских царей, дары иностранных государств, военные трофеи, вооружение и снаряжение русских воинов.

     Возникновение первых русских музеев относится к началу XVIII века, к эпохе социально-экономических преобразований Петра I. В 1914 году была основана Петербургская Кунсткамера. В Кунсткамере хранились редкие, необычные образцы минералов, растительного и животного мира, предметы «древности» и другое.

     С практическими и политическими потребностями связано образование в начале XVIII века первых военно-исторических собраний – коллекций «достопамятного» (старинного, редкого) оружия, военного снаряжения, трофеев в Московском, Петербургском арсеналах и коллекций моделей, чертежей, снаряжения кораблей – в так называемой «Модель - камере».

     Возможность использовать музейные собрания в целях образования, просвещения, идеологического воздействия очень рано было осознано обществом.

     Ко второй половине XVIII века относит основание первых учебных музеев – «Музеума» Горного института в Петербурге, Минералогического, Зоологического, Ботанического.

     Следующий этап истории музейного дела относится к первой половине XIX века. Музеи выполняли функции хранилищ исторических источников и вместе с тем являлись своеобразными лабораториями для исследователей. Музеи создавались в составе исторических обществ, открытых в Москве, Петербурге, Казани, Риги. На их основе во второй половине XIX века сложилась сеть местных (будущих краеведческих) музеев, собрания которых содержали источники, необходимые для всестороннего изучения края. На развитие музеев оказало влияние общественно-просветительское движение 60-х – 70-х годов XIX века. Возможность использования наглядного, предметного материала для просвещения народа привлекало к организации музеев передовых ученых, интеллигенцию и политических ссыльных. Большая часть музеев создавалась без участия государства, по инициативе общественности. Существование музеев в значительной мере зависело от частных пожертвований. Музеи, особенно местные, часто распадались.

     В настоящее время в нашей стране сформирована сеть государственных музеев.

     Еще в 1919 году на первой Всероссийской конференции по делам музеев народный комиссар просвещения А.В. Луначарский подчеркнул, что музеи «должны быть опорой науки» и вместе с тем – «опорными пунктами в великом деле народного образования». С этого времени осуществление образовательно-воспитательных задач музеев тесно связано с учебно-воспитательной работой школы. Проблема связи музея и школы остается актуальной и сегодня.

     Изучение истории музейного дела и обобщение передового опыта музеев позволяют сформировать основные исторически сложившиеся социальные функции музея:

      функция документирования (доказательства, подтверждения). Ее осуществлению служат памятники природы, истории и культуры, объективных процессов и явлений природы и общественной жизни;

      функция образования и воспитания. Она обусловлена познавательно-культурным значением музейных памятников и включает в себя познавательный, патриотический, нравственно-воспитательный, эстетико-воспитательный аспекты. [6]

     Говоря о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания, необходимо рассмотреть историю «взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого времени сменилось несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (ХIХ век), «школо-центристкая» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).

     Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей» началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте. Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:

1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества учителя и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий.

2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.

3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.

4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея.

     Но некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей.

     «Кризис» школьных музеев 1990-х годов можно расценивать и как обретение ими нового качества. Этот процесс был тесно связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую образовательно-воспитательную систему.

    В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

Информация о работе Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея