Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 16:56, реферат

Краткое описание

Актуальность. Общественная ситуация, возникшая в России в 90-х годах, отличалась небывало высокой степенью сложности, противоречивости и нестабильности. Изменения в обществе привели к возникновению новых проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения.
Перемены, произошедшие в России в последнее время, смена прежних идеологических ориентиров на новые, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, выработать его научную концепцию.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важную ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Современное общественное развитие России остро поставила задачу духовного возрождения нации. Особую активность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. История возникновения, развития и функционирования музеев...5-24
1.1 Происхождение музеев. История создания школьных музеев…………..5-9
1.2 Организация деятельности школьного музея…………………………..10-24

Глава II Традиционные и инновационные формы работы в школьном музее как средство гражданско-патриотического воспитания школьников
(на примере музея Боевой Славы 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода).........................................................................................................25-43

Заключение……………………………………………………………………….44

Библиографический список……………………………………………………..45

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

10. Занятия школьных факультативов, кружков, обществ;

11. Проведение учебно-практических конференций и т.д.

     Экскурсия в музее – это форма сотрудничества музея и школы является наиболее распространенной. Правильный выбор тем, частота посещений школьниками музеев во многом определяются планированием экскурсионной работы в школе. (приложение1)

     В организации посещения учащимися музея следует выделять три стадии:

1. Подготовка воспитанников к встрече с музеем;

2. Проведение экскурсии;

3. Закрепление знаний, приобретенных при знакомстве с музейным материалом.

     На каждом этапе этой работы у музея и школы есть свои задачи. Учитель, прежде чем вести ребят в музей, должен побывать там, изучить экспозицию, побеседовать с научным сотрудником. Это поможет ему подготовить учеников к экскурсии, дать им предварительную информацию о музее. Важное значение учителя придают предварительной беседе, в ней даются некоторые сведения о теме предстоящей экскурсии, о музее, общие правила поведения нем. Педагог объясняет учащимся, что музейная экспозиция является важным источником знаний, а потомку экскурсия – не развлечение. Иногда можно предложить ребятам прочитать книги, связанные с тематикой будущей экскурсии. Можно наметить необходимый круг вопросов, которые надо иметь в виду при разработке беседы со школьниками перед посещением музея:

      дать общие сведения о музее и понятие специфики музейной информации;

      сформировать тему и цель экскурсии;

      продумать вопросы для самостоятельной работы учащихся во время ее проведения;

      познакомить школьников с нормами поведения в музее.

     Существуют следующие формы после музейной работы с учащимися:

1.      Беседа по материалам экскурсии на уроке или классном часе. План беседы, вопросы продумываются заранее;

2.      Доклады, сообщения учащихся на темы музейной экскурсии, подготовленные по заданию учителя;

3.      Сочинения, связанные с теми впечатлениями и знаниями, которые получили школьники в музее. [3]

     Урок – экскурсия. Эта форма работы музея со школьной аудиторией получила широкое распространение. Урок в музее является одной из форм учебной работы, поэтому к нему предъявляются те же требования, что и к школьному уроку.

      Структура урока в музее:

      проверка выполнения домашнего задания;

      изложение нового материала;

      закрепление новых знаний;

      домашнее задание на следующий урок.

     Все эти признаки урока – экскурсии делают его отличным от учебной экскурсии в музее. Урок – экскурсия проводиться за счет учебного времени, имеет свои специфические особенности. Главное отличие в том, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники природы, истории и культуры, представленные в экспозиции. При объяснении нового материала учитель пользуется приемами и методикой экскурсии.

     Урок в музее должен быть построен так, чтобы значительное место в нем занимала самостоятельная работа учащихся по предварительному заданию учителя. На уроке в музее школьники получают новые задания при помощи «исследовательского метода», делают обобщения, опираясь на конкретный музейный материал. Все это развивает познавательную активность учащихся.

     Определенную популярность у школьных преподавателей, кроме урока- экскурсии в музее, завоевала форма выездного урока. Проводит такой урок научный сотрудник, который привозит с собой в школу музейные материал: фотографии, слайды, копии документов, коллекции чучел, птиц, нумизматику. Иногда на уроке сотрудник демонстрирует передвижную музейную выставку. [8]

     Вечера истории – одна из форм внеурочной деятельности, которую можно организовать в школьном музее. Отличительная особенность вечеров состоит в сочетании научности содержания с занимательностью, яркостью и эмоциональностью.

     Задача историко-краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления. Переживаемые совместно с другими школьниками эмоции глубоко влияют на формирование их личности, на развитие чувства любви к Родине, ненависти к врагам, сочувствия к угнетенным.

     К организации и содержанию вечера предъявляются педагогические требования:

1. Вечер рассматривается не как самоцель, а как средство воспитания, поэтому он должен иметь идейную направленность, т.е. должен вызывать такие переживания детей, которые ведут к воспитанию у них основ нравственности, патриотизма, внимательного и заботливого отношения к людям.

2. Одно из важнейших педагогических требований к вечеру -привлечение к нему самого широкого круга учащихся, чтобы каждый школьник мог проявить свои дарования и свое желание быть активным. Это требование в свою очередь вызывает необходимость дифференцированного подхода к каждому подростку, внимательного учета его индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

3. Вечер должен быть интересным, занимательным. Интерес вечера зависит от многих условий. Однако одно из условий – разнообразие форм подачи материала. Здесь может быть и доклад, и чтение стихов, и встречи с участниками исторических событий, и обязательно элементы искусства – пение, музыка, инсценировка, хореография и игра, викторины, конкурсы.

4. Устройство вечера – большое дело. Это значит, что активность, связанная с вечером, несет в себе элементы общественно полезной деятельности. Уже при подготовке отдельного номера программы тем или иным подростком в нем воспитывается чувство общественного долга, ответственности перед коллективом.

     При проведении вечера необходимо избегать укоренившегося трафарета, когда он обязательно начинается с доклада. Значительно интереснее проходит вечер, если материал доклада включается в другие формы и преподносится учащимся в виде отрывка из очерка и стихотворения, песни и коллективного доклада.

     Тематика историко-краеведческих вечеров разнообразна. Особенность вечера состоит в том, что, наряду с разнообразием жанра, наблюдается тематическая целенаправленность, как сообщений, так и художественной части.

     Подготовительный этап вечера:

      определение темы и воспитательной направленности;

      отбор познавательного, значимого материала;

      составление докладов, выступлений;

      разработка литературного сценария;

      оформление музея;

      оборудование тематической выставки.

     Различной может быть  и программа исторического вечера:

      в одном случае она состоит из двух отделений: из докладов или сообщений учащихся и музыкального сопровождения;

      в другом случае вместо докладчиков выступает ведущий, который своим изложением соединяет отдельные части художественной программы в одно целое.

      в третьем случае докладчиков или ведущих нет, исторический материал и художественные произведения слиты в единый сценарий. [3]

     По методам проведения краеведческого вечера, можно их разделить на следующие виды: киновечер, вечер докладов, вечер-монтаж, вечер путешествий, вечер инсценировки, вечер игр и загадок, вечер-отчет, вечер встречи и др.

     Киновечер предусматривает демонстрацию кинофильмов, диафильмов, слайдов краеведческого содержания в сопровождении кратких комментариев учителя, учащихся или других лиц. Основными требованиями к докладам на вечере являются: лаконичность, яркость, насыщенность интересным материалом, образность и эмоциональность изложения.

     На вечерах получили распространение историко-краеведческие монтажи, когда тема раскрывается с помощью кратких речёвок, декламации, музыки, песни, показа иллюстраций и т.п. Ценность такого вечера в том, что в его подготовке и проведении участвует большое количество школьников.

     Урок Мужества – одна из самых распространенных форм внеклассной работы. (приложение 2)

     По форме Урок Мужества может быть рассказом, повествованием, диспутом. Его зачастую проводят ветераны. Важно не только определить состав приглашенных гостей, но и обязательно провести с ними предварительную беседу. Цель подобной беседы состоит в том, чтобы приглашенный выбрал оптимальное содержание (обоснованный отбор эпидотов, расстановка акцентов, связанных с пожеланиями в адрес учащихся) и форму (продолжительность рассказа, доступность лексики, эмоциональность, использование наглядности и т.д.) своего выступления. Необходима предварительная подготовка: беседа с учащимися,  по теме будущего урока, сообщение некоторых сведений о приглашенных, подготовка сообщений, исполнение литературно-музыкальной композиции. После Урока Мужества, через несколько дней необходимо подвести итого: провести обсуждение, обменятся впечатлениями. Проведение обсуждения формирует у школьников опыт анализа, объективного осмысления услышанного и увиденного, помогает скорректировать собственные оценки и суждения.[1]

     В школьном музее можно подготовить и провести читательскую конференцию или диспут. Чтобы интересно и эффективно прошла читательская конференция, ее надо тщательно готовить:

1. Выбор книги должны сделать сами учащиеся. Это привлечет их внимание к конференции;

2. Руководитель читательской конференции или диспута заранее намечает вопросы для обсуждения. Эти вопросы вывешиваются для всеобщего обозрения.

     Цель читательской конференции – выяснить мнение воспитанников по предлагаемым вопросам, разъяснить трудные воспитательные проблемы. Заканчивается конференция принятием определенных рекомендаций или практических предложений.[2]

     Диспут. На конференциях, в сочинениях, эссе, на встречах у старшеклассников возникают спорные вопросы. В таких случаях организуются диспуты. Например, для одного из диспутов была избрана тема: «Что такое подвиг?». За две недели до проведения диспута старшеклассникам было рекомендовано подготовить вопросы для обсуждения, которые систематизируются и вывешиваются на доске:

1.      Что такое подвиг? Каждый ли человек может совершить его? Является ли подвигом выполнение воинского долга?

2.      Возможен ли подвиг в будничной жизни или для него нужна особая «героическая обстановка», исключительных обстоятельств?

3.      Может ли быть вся жизнь человека подвигом? Какими примерами из жизни и литературы можно это доказать?

4.      Известно, что для совершения героического поступка нужно быть смелым, мужественным, находчивым. Что бы вы сделали, чтобы стать таким?

     Подготовленные вопросы должны вызвать интерес всех учащихся, включить их в дискуссию. Подведя итог, педагог должен выявить, не осталось ли сомнений у учащихся по волнующей их теме. [10]

Музей в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте. [5]

     Школьный музей 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады в МОУ СОШ № 33 г. Белгорода был создан в 1973 году и прошел длительным путь своего развития. (приложение 3)    

     В практике школьного музея используются следующие формы работы:

1. Виртуальная экскурсия;

2. Мультимедийная мастерская;

3. Представление музейного предмета;

Информация о работе Внеурочная деятельность как средство формирования патриотического сознания современного школьника через деятельность в школьных музея