Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Орлюк.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

     – освоение ИКТ в образовательной и воспитательной практике;

     – компьютерное сопровождение учебных и воспитательных занятий как средство реализации современных педагогических технологий;

     – психодиагностика и профориентация обучающихся;

     – медиаобразование;

     – издательская деятельность и электронный документооборот;

     – мониторинг качества образования и воспитания;

     – сетевое он-лайн общение и др. [6]

     Рассмотрим, как реализуется воспитательный потенциал внеурочной воспитательной деятельности  учителя информатики МОУ «СОШ №40».

     В  МОУ СОШ № 40 г. Старый Оскол созданы  хорошие условия для применения учителем ИКТ во внеурочной воспитательной деятельности. В школе 141 современный компьютер, 134 из них объединены в единую локальную сеть и имеют круглосуточный доступ к Интернет-ресурсам, три мобильных компьютерных класса, 10 интерактивных досок, 2 интерактивных комплекта.

     В школе созданы видеоклассы, которые  обладают массой преимуществ перед  всеми ранее существовавшими  оснащенными техникой кабинетами. Видеокласс, в котором проводятся  как уроки, так и внеурочные мероприятия, предельно компактен и занимает минимум площади. Кабинет оснащен компьютером с выходом в Интернет, принтером, интерактивной доской. В кабинете имеют CD диски с аудио и видео разработками для уроков. В учебно-методическом комплексе преподавателя  есть электронные уроки и электронные учебники.

        Все оборудование современное, имеет хорошие технические характеристики, поэтому в кабине практически не требуется затемнение, имеются лишь легкие жалюзи от прямых солнечных лучей.

     Видеофильмы и все материалы, которые создаются на компьютере, тут же транслируется на весь класс. Аппаратура установлена таким образом, чтобы, работая с  ней, учитель мог обозревать всю аудиторию.

     Педагог имеет возможность создавать  любой учебный материал на компьютере, тут же размножить его на принтере и раздать детям, например, для индивидуальной работы или как индивидуализированное домашнее задание.

     Из беседы с учителем информатики Степучевой Галиной Анатольевной мы выяснили, что в школе используются разные формы внеурочной воспитательной работы.  Особое внимание педагог уделяет работе с одаренными учащимися, с ребятами, испытывающими повышенный интерес к предмету. В начале учебного года она проводит опрос с целью выявления таких учащихся. По его результатам формирует группу учащихся для дополнительных занятий по предмету.

     Ребята, работающие в группе, не просто дополнительно занимаются информатикой. Они являются прекрасными помощниками в деле обслуживания школьных компьютеров, разрабатывают электронные материалы, необходимые учителям-предметникам на уроках, являются генераторами идей по разработке информационных ресурсов школы.

     В рамках школьной недели информатики педагог проводит конкурс компьютерных рисунков по различной тематике. Такой конкурс является традиционным и пользуются большой популярностью. Работы представляются учениками с помощью компьютерных графических программ (Adobe Photoshop, Corel Draw, Macromedia Flash и др.). Особенно удачные работы отправляются на городской конкурс компьютерной графики и анимации. Под руководством Галины Анатольевны дети принимают участие и побеждают в различных конкурсах, олимпиадах во всероссийских играх-конкурсах таких как Инфознайка, «КИТ» (приложение 2).

      В связи с новыми потребностями общества встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу человека. Поэтому в центре внимания Галины Анатольевны находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов. Обучение в системе проектной деятельности позволяет разнообразить внеурочной воспитательной деятельности с учащимися.

      Современный человек должен уметь нестандартно мыслить, рассуждать, планировать, анализировать и т.д. Эти навыки необходимо закладывать в школе, занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися.

      Планируя исследовательскую деятельность, педагог стремится использовать в своей работе современные компьютерные технологии и обучает им школьников. Учащиеся оформляют свои работу на электронном носителе, использует графический редактор, фотолаборатории, сканер, видеоматериалы, данные, полученные из сети Интернет.

      Метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности учащихся позволяет устанавливать интеграционные связи между образовательными областями (физика, химия, биология, информатика, искусство), что обеспечивает целостность, истинность знаний; предоставляет возможность многофункциональной подготовки учащихся в новых социально-экономических условиях.

          Наиболее одаренные дети, проявляющие хорошие знания в области информатики и имеющие  способности  к режиссерской деятельности привлекаются к работе в студии «Золотой кадр». Она  является одним из подразделений Центра развития творчества детей и юношества № 2 и действует на базе МОУ СОШ №40 с 2003 года. Кстати, такая форма взаимодействия с учреждениями дополнительного образования получает все большее распространение. Особенно активно она будет применяться в связи с введением новых ФГОС начального образования.

     Основателем и бессменным руководителем студии является   Бойко Вадим Николаевич - настоящий энтузиаст своего дела. Владение информационной грамотностью является  для школьников мощным стимулом к тому, чтобы стать членом студии. Основная группа студийцев – старшеклассники, которые хорошо владеют современными компьютерными программами, необходимыми для создания и монтажа видеофильмов: Мадымарова Дилора, Паршина Лена, Карпенко Ира, Рябоконь Вероника, Габрукова Валерия, Ризнечук Женя, Иванова Алена, Бойко Владислав, Климов Даниил, Андрейчев Матвей.

     При создании проектов дети учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий [11]. Перечислим навыки, которые приобретают обучающиеся:

    • работа со звуком: запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий;
    • работа с видео: запись (съемка), оцифровка, обработка, видеомонтаж;
    • работа с графической информацией: сканирование, обработка, создание собственных графических проектов;
    • работа с профессиональными мультимедийными программами, не изучаемыми в школьном курсе (Adobe Premiere, Pinnacle, Ulid, Nero) и т.д.;
    • совместная работа разновозрастных групп учащихся по подготовке и проведению школьных развлекательных мероприятий;
    • создание мультимедийных учебных продуктов;
    • консультирование учителей и учеников по мере необходимости;
    • самостоятельное подключение и настройка теле-, аудио-, видеоаппаратуры.

     Такая работа носит не только образовательный, но и воспитательный характер. Фильмы, которые создаются детьми, различны по тематике. «Храм Рождества Христова», «Чужих детей не бывает», «Наша мама», «В чате». Эти проекты побеждали на многочисленных кинофестивалях в Белгороде, Пскове, Туапсе, Симферополе и других городах. А фильм «Братский мемориал», ставший лучшим православным фильмом Третьего Открытого Всероссийского фестиваля «Мир глазами детей» и победителем Всероссийского конкурса кинематографистов «Десятая муза», принес студийцам Президентский гранд.

     Проблемы, которые затрагивают авторы, очень  актуальны: наркомания, расовая и  национальная нетерпимость, взаимоотношения со сверстниками. Ценность фильмов в том, что с их помощью юные кинематографисты говорят с подростками на их языке, их словами, выражая их отношение к миру.

     Мы узнали, что работа в студии является для ее участников хорошей школой духовно-нравственного воспитания. В период подготовки и создания фильмов ребята ездят по разным уголкам страны, встречаются с ветеранами войны, посещают школы-интернаты и социальные приюты. Они открывают перед собой жизнь, которая бывает жестокой и несправедливой по отношению к одиноким старикам, маленьким детям и просто к каждому из нас. Участники студии верят в добро и не перестают это доказывать окружающим. Студийцы подарили «День памяти» жителям Старооскольского «Дома Ветеранов», организовали в школе праздник для детей городского социального приюта.   

     Конечно, многое зависит от руководителя. Вадим  Бойко не просто человек творческий, неординарный, но и способный увлечь детей, стать для них учителем, воспитателем, настоящим другом.  Он - человек, который может увидеть в ребенке творческие задатки и помочь раскрыть их в полной мере.

     Учитывая  вышесказанное, мы разработали и провели внеурочное мероприятие с применением современных информационных технологий,  в том числе,  среды MS Power Point (приложение 3). Нами представлен  один из вариантов реализации учителем информатики  второго направления воспитательной работы, в частности, компьютерное сопровождение внеурочного мероприятия - "Интеллектуальная игра по информатике «Круговой сектор»" в 9 Б классе.

     Его цели:

    • обобщить и систематизировать знания по предмету информатика;
    • создать условия для повышения познавательного интереса к предмету;
    • способствовать развитию аналитико-синтезирующего мышления;
    • способствовать формированию умений и навыков, носящих общенаучный и обще интеллектуальный характер;
    • воспитание чувства сплоченности, ответственности, коллективизма.

     Класс был разделен на 4 команды, каждая из которых должна была придумать название команды, девиз, выбирать командира.

     Дети  были увлечены идеей, активно обсуждали предложенные задания, проявляли творчество и фантазию. Конкурсная форма проведения мероприятия значительно повысила активность детей. Работа в командах стимулировала к тому, чтобы дети повторили изученный ранее материал, закрепили содержание последних тем курса. К мероприятию они активно готовились, Школьникам очень понравилась форма представления заданий, где они сами, посовещавшись с командой, могли выбрать номер задания.

     Задания, представленные в игровой форме, позволили систематизировать и обобщить полученные ранее знания по предмету информатика, а работа в команде способствовала воспитанию чувства ответственности за себя и за других, сплоченности детского коллектива.

     При подготовке к мероприятию была создана  презентация, созданная на основе программы  MS Power Point с применением гиперссылок. Был оформлен основной слайд, разбитый на пять секторов разных цветов, на котором размещались ссылки на задания конкурса. При выборе задания демонстрировался слайд с вопросом (заданием, задачей), на который команда должна была ответить, после чего демонстрировался правильный ответ на задание, затем возвращались на основной слайд с номерами заданий, где уже выбранные задания были выделены другим цветом. Это обеспечивало мобильность выбора и выполнения задания, фиксировала внимание детей на доску. Включение в мероприятие элементов соревновательности способствовало тому, что оно проходило живо, эмоционально и в то  же время было насыщено познавательным содержанием.

     Цели внеурочного мероприятия были достигнуты, дети остались очень довольны, получили эмоциональную разрядку, а педагог выяснил, насколько хорошо они усвоили полученные ранее знания по предмету информатика. Работа с мультимедийной презентацией,  а также сотрудничество в команде сплотила школьников, которые получили заряд положительных эмоций на весь день, что считаю полезным с точки зрения здоровьесберегающих технологий.

     Применение мультимедийной презентации позволило лучшему закреплению материала, развитию воображения и формированию эстетического вкуса.. Такая организация работы позволяет активно вовлекать школьников в сферу мультимедиа-технологий. Очевидно, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой урочной и внеурочной воспитательной деятельности.

   На  завершающем этапе разработки заявленной темы была поставлена задача – создать электронный сборник методических материалов (приложение 4).

     Материалы электронного методического сборника можно использовать в организации внеурочной воспитательной деятельности. Они могут стать основой разработки различных форм и видов мероприятий, направленных на организацию и проведение внеурочной воспитательной деятельности учителей информатики, классных руководителей, учителей-предметников.

     Для работы над электронным методическим сборником мы использовали материалы  специальной психолого-педагогической литературы, Интернет-ресурсы.

Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики