Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Орлюк.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

     Электронный методический сборник мы создавали при помощи языка разметки гипертекста (HyperТext Markup Language, HTML). Всемирная паутина соткана из Web-страниц (Web-pages), а эти страницы создаются при помощи HTML языка.

     Поскольку электронное издание воспринимается с экрана, то оно имеет свои особенности. Само электронное пособие выполнено в виде классического по структуре Web-сайта.

     На  экране текст сборника располагается  во фрейме. Фрейм – это прямоугольная  область экрана. Так же на фрейме мы поместили оглавление в виде вертикального столбца, расположенного с правой стороны, к которому пользователь сможет обратиться в любой момент, и ему не нужно будет постоянно щелкать на кнопку возврата к предыдущей странице.

     Основной  цвет фона для электронного сборника нами выбран белый. Для оформления электронного сборника нами выбран шрифт Times New Roman. Мы залили его темно-коричневым, почти черным цветом, потому что темные буквы на светлом фоне лучше воспринимаются.

     Вообще, между цветовым решением и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Основной текст на страницах обычно имеет небольшой размер, так как сильно мелкий, или сильно крупный шрифт не читается.  Для того, чтобы выделить заголовки из основного текста, мы использовали текст больший по размеру и и применяли к нему полужирное очертание.

     Электронный сборник мы выбрали не случайно, так как XXI век – это век  информационных технологий. Электронные пособия стали неотъемлемой частью нашего общества. Самое большое преимущество электронных пособий то, что они компактны, легко читаемы, содержат не только материалы обычных учебников, но и тестовые задания. Так же немаловажно и то, что их можно редактировать и вносить изменения в удобное время. И они могут быть легко доступны при наличии у пользователя сети Интернет.

Структура нашего электронного сборника включает в себя несколько разделов. Так один из разделов рассматривает сущность основных понятий темы, если пользователь недостаточно хорошо владеет теоретическим материалом, то у него есть возможность устранить эти пробелы. В третий раздел включены методические разработки внеурочных воспитательных мероприятий, которые нацелены на развитие устойчивого интереса к предмету, творческой активности учащихся, умения излагать мысли, моделировать ситуацию, воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.

     Таким образом, мы надеемся, что использование предложенных материалов поможет педагогам, классным руководителям во внеурочной воспитательной работе.

     Таким образом, использование компьютерных технологий значительно повышают эмоционально-ценностную и познавательную значимость воспитательного процесса.  
 

         Выводы по второй главе 

      Анализ  методических аспектов исследования показал, что использование ИКТ во внеурочной воспитательной деятельности имеет большие возможности для решения задач не только обучения, но и воспитания школьников.

     Применение ИКТ во внеурочной воспитательной работе позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.

     Использование разнообразных форм и методов  деятельности позволяют решать задачи, связанные с расширением социального  опыта школьников, развитие их творческого  потенциала, а также формирование информационной культуры личности.

     Изучение  опыта работы педагогов МОУ «СОШ №40» показал, что во внеурочной воспитательной работе учителя важное место должна занимать  работа с одаренными детьми, сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Самостоятельная практическая работа, которую дети осваивают во внеурочной воспитательной деятельности не только совершенствует навыки владения мультимедийной техникой, но и способствует решению задач формирования духовно-нравственной личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Исследование, проведенное в процессе выполнения выпускной квалификационной работы позволяет сделать следующие выводы.

       Внеурочная работа на современном  этапе развития отечественного  образования приобретает особую  значимость, поскольку ей отводится  важная роль в процессе реформирования  системы образования и создания новой школы.

     Являясь свободной и  добровольной, она  имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, так как создает возможности как для обучения, так и для воспитания: организации межличностных отношений в классе, между школьниками и педагогами с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной воспитательной  работы  педагог может обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

          Таким образом,  правильная организация внеурочной воспитательной работы – это важное условие осуществления учебно-воспитательного процесса. Современная социокультурная ситуация требует новых подходов к ее организации. Образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий.  Их проникновение в образовательную практику открывает новые возможности и  в организации внеурочной воспитательной работы. Компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с  внеурочной воспитательной деятельностью.

     Исследование  показало, что  информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует  их на творческую деятельность, позволяет формировать у школьников мировоззрение открытого информационного общества, правильное  отношение к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества.

     Современные ИКТ повышают  воспитательное воздействие  всех форм внеурочной воспитательной деятельности,  в том числе формируют устойчивый  познавательный  интерес школьников к интеллектуально-творческой деятельности. Они дают возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию в работе со школьниками; организовать содержательный досуг детей, а также решать и другие задачи воспитания.

     В условиях реформирования системы образования  педагоги должны пересмотреть традиционные подходы к организации внеурочной воспитательной деятельности. Все направления внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать как ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной воспитательной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

     Считаем, что проведенное нами исследование позволит нам грамотно подойти к  вопросам, связанным с разработкой  образовательных программ внеурочной воспитательной деятельности с четким и внятным представлением о результате, подбирать такие формы внеурочной воспитательной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня, диагностировать результативность и эффективность внеурочной воспитательной деятельности, оценивать качество программ внеурочной воспитательной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам).

     Анализ  разных форм внеурочной воспитательной деятельности педагогов, а также  внеурочное занятие, проведенное нами, показали, что при грамотной организации работы и использовании учебно-воспитательного потенциала, который содержат в себе ИКТ  можно успешно решать множество задач, в том числе, связанных с эмоционально-ценностную и мотивационно-познавательной сферой школьников, что в целом, повышает результативность воспитательного процесса.

     Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Мы осуществили анализ современных  подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий   и разработали отдельные методические материалы по их реализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2001. – 228 с.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2000. – 180 с.
  3. Босова, Л., Босова А. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Бочкин, А. И. Методика преподавания информатики. Минск: Высшая школа, 2003. – 431 с.
  5. Внеурочная работа с использованием ИКТ/ ИТО-Марий Эл-2007 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием :/публикация. Иванова А. С., Горохова Р. И. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/III/III-0-11.html
  6. Воспитательная деятельность педагога / И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; Под общ. Ред. В.А.Сластенина и И.А Колесниковой. – М.:  Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.
  7. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. – М.: Педагогика, 2000. – 264 с.
  8. Горуцкий, А.И. Внеклассная работа в школе/А.И. Горуцкий // Информатика. Приложение к газете 1 сентября. - №10 от 16-31 мая 2006.
  9. Ершов, А.П. 3. Проблемы информатизации ,  3/4, 2000. – 88 с.
  10. Ильина, Т.А. Педагогика школы. М, 2002. – 182 с.
  11. Карпова, Е.В. Дидактические игры/ Е.В.Карпова. - Ярославль, "Академия развития", 2006. – 240 с.
  12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед./ Г.М. Коджаспирова,  Коджаспиров А. .Ю.- М.: Academia, 2001. – 176 с.
  13. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 256 с.
  14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России-М,2009.
  15. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с.
  16. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2001. – 206 с.
  17. Кудинова В.И. Внеурочная работа по информатике/В.И. Кудинова// Информатика и образование. - №1 2001. – 187 с.
  18. Лапчик, М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Методика преподавания информатики – М. «Академия», 2001. – 624 с.
  19. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. Н.Ю. Синягина Е.Г. Чирковская (методическое пособие) /Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. -М., "Вузовская книга", 2001. – 131 с.
  20. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ", - М., 2010. – 17 с.
  21. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. Пидкасистого П.И.. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  22. Педагогический энциклопедический словарь Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. - 528 с.
  23. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических ВУЗов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.
  24. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е.С. Савинов]. – Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  25. Рожков, М.И., Байбородова Л.В.  Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб, заведений. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  26. Рубин, А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991. – 107 с.
  27. Смирнов, С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др., Педагогика: педагогические теории, системы, технологии – М. «Академия», 2000. – 512 с.
  28. Советов Б. Я.,  Цехановский В. В., Информационные технологии – М. «Высшая школа», 2006. – 263 с.
  29. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004. – 224 с.
  30. Угринович, Н., Морозов В., Нечаев В. Преподавание курса Информатика и информационные технологии: Методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 168 с.
  31. Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. - М., 2000. – 144 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Классификация форм внеурочной  воспитательной работы 
 

 Словесно-логические      Основным  средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому  типу форм относятся беседы на самые  разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное - обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными
Образно-художественные      Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия  является совместное, преимущественно  эстетическое переживание. Главное  — вызвать сильные, глубокие и  облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.  Задача учителя — суметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Трудовые      Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником, лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и т.п. Кроме того, помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. формы как оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок.
Игровые      Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Игра может сплотить детский коллектив. К тому же, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Психологические      Основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений учителя.

Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики