Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Орлюк.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

     Такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать»[25, с. 56].

     Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более  третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего   уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

     Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной воспитательной деятельности должно позволить педагогам:

    • разрабатывать образовательные программы внеурочной воспитательной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
    • подбирать такие формы внеурочной воспитательной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
    • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
    • диагностировать результативность и эффективность внеурочной воспитательной деятельности;
    • оценивать качество программ внеурочной воспитательной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной воспитательной деятельности школьников.

     Таким образом, воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи [24, с. 94]. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».

     Воспитание  в школе должно идти только через  совместную деятельность взрослых и  детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность[21, с. 18].

     Итак, в системе модернизации образования педагоги должны быть готовы к тому, что в системе внеурочной воспитательной деятельности педагога произойдут существенные изменения. Они должны быть ориентированы на получение конкретного результат, что потребует продуманной системы деятельности с  детьми, родителями, педагогами дополнительного образования. 
 

     1.3. Общая характеристика форм внеурочной воспитательной  деятельности в системе работы учителя информатики 
 

    Остановимся на таком понятии как формы  внеурочной воспитательной  работы.

    В педагогической литературе не существует единого мнения о формах внеурочной воспитательной работы, поскольку, во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм внеурочной воспитательной работы.

      Е.В.Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач [25, с 43].

    В педагогической теории и практике создано  множество форм воспитательной работы.

      Вопрос  о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения  этого вопроса заложены Е.В.Титовой  в работе «Если знать, как действовать»,  интересны наблюдения С.Д.Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И.Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе» [25, с 44].

    Оригинальна классификация, предложенная Е.В.Титовой [25, c. 67]. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

    Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия. Она выделяет прежде всего созерцательно-исполнительскую позицию детей и организаторскую роль взрослых. Иными словами, дети воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п.

    Понятие «мероприятие», по мнению В.С.Безруковой, состоит их двух : «мера», «принимать». Этот термин получил негативный смысловой  оттенок как обозначающий формальное действие.

    Ко  второй группе форм воспитательной работы, Е.В.Титова относит так называемые «дела». Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

    Игры  – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

     Применительно к информатике формы внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать с учетом этапов информатизации системы внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике. Они должны быть реализованы с учетом разнообразных мотивов детей и подростков в области информатики и представлены широким спектром фундаментальных, прикладных и интегрированных курсов.

     Выделим три основных этапа организации  внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.

     1. Первый этап - диагностический. На  данном этапе осуществляется  анализ психолого-педагогических  знаний, умений, причин затруднений при решении задач. Необходимо определить интересы, способности, склонности школьников и с учетом полученных результатов формировать у них интерес к одному из направлений информатике или ее приложений для дальнейшего изучения или применения в жизни.

     Анализ  методической литературы и опыта  проведения кружков по информатике  показал, что в большинстве случаев  особенности учащихся определяются следующим образом. Весь класс (группа) изучает какой-либо программный  продукт и в процессе работы с  ним выявляется "профессиональный тип" учащегося. Например, при изучении текстового процессора, предлагается создать печатное издание (электронный журнал). Тему же журнала каждый выбирает сам. Заметим, что таким образом определяются интересы обучаемого к тому или иному виду деятельности. При таком подходе, количество изучаемых программных средств ограничено и простор для творческой работы небольшой.

     Можно проводить диагностику, предлагая  как разные задания, так и разные программные инструменты для  их выполнения, но в пределах одной темы (одного проекта). Учащиеся разбиваются на группы, и перед каждой группой ставится задача, содержащая подзадачи. Обучаемый, из предложенного списка подзадач, выбирает одну и определяет, с помощью учителя, программный инструмент для решения подзадачи. Например, темой задачи может быть построение модели школы. "Но для этого, - уточняет учитель, - Вам нужно выбрать предмет, который Вы будете преподавать". Школьникам раздаются карточки, на которых они указывают выбранный школьный предмет. А далее, предлагаются индивидуальные задания. Ребенку, пожелавшему быть учителем черчения - начертить план школы. "Учителю математики" - с помощью электронных таблиц решить систему уравнений разными методами. Причем, одним из методов должен быть метод, не изучаемый на уроках в школе. Тем самым, для выполнения задания, учащийся должен найти и разобраться с новой для него информацией. При выполнении следующего проекта количество групп может быть другим, а состав групп обязательно должен изменится. Варьируя состав групп, мы тем самым определяем социальный тип учащегося: "генератор", "резонатор", "критик", "изыскатель задачи", "пассивный". Таким образом, при реализации данной концепции, определяются интересы, склонности, способности учащегося, а также его социальный тип. Каждому ребенку предоставляется возможность пройти через различные виды деятельности, тем самым, как отмечают психологи, профессионально самоопределиться. Кроме этого, что также немаловажно, обучаемый учится выбирать и использовать программные средства при решении разнообразных задач.

     Если  же необходимо провести первичную диагностику, то можно предоставить учащимся возможность  самостоятельно определять не только направления своих интересов, но и оценивать уровень владения теми или иными информационными технологиями в виде анкетирования.

     При проведении анкетирования полученная информация будет давать представление  о самооценке знаний и интересах  учащихся.

     Уже после анкетирования учитель  сможет индивидуально подобрать  для учащегося программный инструмент для решения задачи и определиться с выбором направления дальнейшей внеурочной воспитательной деятельности школьника в области информатики.

     2. Второй этап – образовательный.  На данном этапе организации  внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:

    • получение необходимых знаний, умений и навыков работы с информацией и информационными технологиями для выбранного направления деятельности;
    • развитие информационной культуры школьников, освоению ими умений рациональной работы с информацией.

     На  данном этапе проводятся обучающие  курсы, организуются кружки и факультативы, направленные на расширение и углубление знаний и умений школьников в выбранном  направлении деятельности по информатике.

     В этом случае реализуется принципы учета возрастных особенностей учащихся и свободного доступа к средствам информационных технологий, учащиеся различных параллелей получают возможность изучения интересного для них направления по информатике. На данном этапе целесообразно использовать такие виды учебных внеурочных занятий как лекция, практикум, экскурсия.

     3. Третий этап - деятельностно-оценочный.

     На  данном этапе осуществляется выполнение заданий с помощью информационных технологий. Для данного этапа  целесообразно использовать виды учебных внеурочных занятий: проект, соревнование, игра, семинар.

     На  данном этапе организации внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, предполагается решение следующих задач:

    • выполнение заданий на основе полученных знаний, умений, навыков;
    • формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и осуществлять ее корректировку.
    • различные формы отчета, рефлексия.

     Второй  и третий этапы могут проводиться  параллельно. То есть изучение нового материала, закрепление знаний, умений и навыков и их применение для  решения поставленных задач средствами информационных технологий может происходить  параллельно.

     Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания внеурочной воспитательной деятельности, форм и методов организации занятий.

     Итак, формы внеурочной воспитательной работы с учащимися можно определить как конкретный способ организации частично свободной деятельности детей в школе и  вне её, а так же их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. Существует большое разнообразие форм внеурочной воспитательной работы, и все они связаны с методами воспитательного воздействия (переживание, деятельность, игра, психологические упражнения, тренинги). Можно выделить  пять типов форм воспитательной работы со школьниками (приложение 1).

     Итак, форм внеурочной воспитательной работы достаточно много, они многоплановы и призваны решать  самые разнообразные задачи. Однако, современная ситуация требует от педагогов применения новых подходов, в числе которых на первый план выдвигаются информационно- коммуникационные технологии. Рассмотрению их сущности и особенностей использования посвящена следующая глава. 
 

     Выводы  по первой главе 
 

     Итак, изучение понятия внеурочной воспитательной (внеклассной) работы показало, что оно является многоаспектным,  и отражает одну из форм организации свободного времени учащихся. Она традиционно используется педагогами для решения разнообразных задач обучения и воспитания. В условиях образовательного учреждения внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п.

     Внеурочная деятельность учителя информатики является составной частью всей внеурочной воспитательной деятельности школьников, ей свойственны основные черты присущие  внеурочной воспитательной деятельности, но она имеет свою специфику в постановке целей и задач, определении содержания.

     Информатизация  внеурочной воспитательной деятельности школьников предполагает внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении информатике во внеурочное время.

Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики