Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Анализ современных подходов к организации внеурочной воспитательной работы с использованием информационно-коммуникационных технологий и разработка методических материалов по их реализации в деятельности учителя информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
І. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
1.1.Понятие о внеурочной воспитательной работе, ее сущность и специфика в деятельности учителя информатики….8
1.2.Особенности внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения……19…
Общая характеристика форм внеурочной воспитательной деятельности в системе работы учителя информатики……27
ІІ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
2.1. Понятие об иформационно-коммуникационных технологиях, их общая характеристика………………34
2.2. Анализ применения учителем информатики современных информационно- коммуникационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности……………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 54
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….. 57

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Орлюк.doc

— 1.82 Мб (Скачать файл)

     Помимо  общих принципов внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике [28, с.33]:

    • принцип эффективного использования средств информационных технологий;
    • принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
    • принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной воспитательной деятельности с применением информационных технологий;
    • принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

     Все вышеназванные принципы и условия, дополняют друг друга и в комплексе  обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности средствами информационных технологий.

     На  основе сформулированных принципов  могут быть выявлены средства информатизации внеурочной воспитательной деятельности школьников и рассмотрены методы использования информационных технологий во внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике.

     Эффективность и результативность внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:

    • добровольность участия;
    • наличие целевых установок и перспектив деятельности;
    • четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
    • занимательность и новизна содержания, форм и методов работы.

     Итак, система внеурочной воспитательной деятельности школьников по информатике должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

     Для эффективной реализации такого подхода  на первой стадии (первом этапе) обучения необходимо проводить психофизиологическую и социально-психологическую диагностику  обучающихся, и с учетом полученных результатов формировать у них устойчивый интерес к одному из направлений информатики или ее приложений.  
 

1.2.  Особенности организации внеурочной воспитательной деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения 
 

            Анализ современных исследований  в области социологии позволяет предположить, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения детей и молодёжи по уровню обеспеченности; 
    возрастающей роли различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, FM-радио);
  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих от реальности;
  • экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
  • нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

     В этих условиях возрастает роль педагога с позицией воспитателя, который должен  отчетливо представлять себе цели воспитания в современных условиях, которая понимается как воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,  инициативного, компетентного гражданина России.

     Реализация  этой цели планируется с помощью  внедрения Федерального государственного образовательного стандарта. На ступени начального общего образования  он будет внедряться с первого сентября этого года с помощью Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения [24].

     В ней отмечается, что прежний подход к воспитанию, который сводился к  проведению мероприятий,  фактически отдалял ребёнка от его социального  и информационного окружения, нарушал трансляцию культурного и социального опыта, нарушал связи между поколениями, снижал её жизненный потенциал.

     Современный подход к воспитанию состоит в  системном понимании его механизмов. Поэтому Примерная основная образовательная программа  образовательного учреждения базируется на Программе  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, разработанной на основе  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти документы определяют основные понятия воспитания, такие как национальные ценности и идеалы.

     ФГОС  общего образования внеурочной воспитательной деятельности школьников уделяет особое внимание, впервые определяет пространство и время ее реализации  в образовательном  процессе. Обратимся к базисному учебного плану, рекомендованному ФГОС. В нем на внеурочную деятельность выделяется по 10 часов в неделю в каждом классе, всего 1350 часов на весь период начального образования [24, с.87].

     Для оказания методической помощи педагогам по освоению этого  вида деятельности издательством Просвещение выпущены книги: Примерные программы внеурочной воспитательной деятельности и Методический конструктор «Внеурочная деятельность». Остановимся на некоторых  положениях этих изданий, в которых   раскрываются отдельные проблемы осуществления внеурочной воспитательной деятельности.

     Внеурочная  деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

     В Базисном учебном плане общеобразовательных  учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной воспитательной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная  и проектная деятельность.

     Виды  и направления внеурочной воспитательной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной воспитательной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной воспитательной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. 

     Следовательно, все направления внеурочной воспитательной деятельности необходимо рассматривать как ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной воспитательной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

         Результат и эффект внеурочной воспитательной деятельности учащихся.

     При организации внеурочной воспитательной деятельности в новых условиях  необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект».

     Невнятность понимания самими учителями  результатов  своей деятельности не позволяет  уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности.

     Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной точки в другую, но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

     Эффект  – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

     Классификация результатов внеурочной воспитательной деятельности учащихся. Образовательные результаты внеурочной воспитательной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

     Первый  уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для их достижения особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

     Второй  уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

     Третий  уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

     Достижение  трех уровней результатов внеурочной воспитательной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей). У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

     При организации внеурочной воспитательной деятельности школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной воспитательной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной воспитательной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

     Взаимосвязь результатов и  форм внеурочной воспитательной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной воспитательной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

     Первый  уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной воспитательной деятельности. 

     Например, в такой форме проблемно-ценностного  общения как  этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).

     Для запуска ценностного самоопределения  нужны уже другие формы –  дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Информация о работе Внеурочная воспитательная деятельность в системе работы учителя информатики