Влияние средств обучения на развитие индивидуальности и личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:31, реферат

Краткое описание

Цель моей работы установить, что только рациональное сочетание
идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического процесса, на развитие индивидуальности и личности школьника.
Объектом исследования является процесс обучения детей, используя различные средства обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…3 – 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Понятие «индивид» и «личность»……………………..................................5 – 7
Типология средств обучения………………………………..………………8 – 9
Функции средств обучения………………………………………………….…10
Средства обучения, как важный компонент процесса обучения…...…..11 - 13
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по педагогике.docx

— 35.74 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ  ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ИМ. З.Т. ШАРАФУТДИНОВА

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Влияние средств  обучения на развитие  индивидуальности и личности школьника.

 

 

Специальность 050100.62

Педагогическое образование

«Родной язык и литература, русский  язык»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

231 группы 1курса

Саитзянова Фарида

Фидаисовна

 

Проверила: Хафизова

Гузель Мисбаховна

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….…3 – 4 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Понятие «индивид» и «личность»……………………..................................5 – 7

Типология средств обучения………………………………..………………8 – 9

Функции средств обучения………………………………………………….…10

Средства обучения, как важный компонент процесса обучения…...…..11 - 13

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...……14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Понятие «средство обучения»  используется в дидактике для  обозначения

одного  из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И..

     Исследователи делят средства  обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.

    Цель  моей работы  установить,  что только  рациональное   сочетание

идеальных и материальных средств, влияет  на  эффективность  педагогического процесса, на развитие индивидуальности и личности школьника.

    Объектом исследования является процесс обучения  детей, используя различные средства обучения.

   Предметом исследования являются  средства обучения.

 

      

 

 

Задачи:

1) изучить  литературу по данной теме.

2) выявить,  на сколько рационально используются средства  обучения  на уроках.

3) выявить результативность рационального использования различных средств обучения на развитие индивидуальности и личности школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие "индивидуальность" и "личность"

       В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность". Чем же личность отличается от индивидуальности?

      Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека.

     Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.

       Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

       В какой мере и как педагоги имеют право на деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д.

 

 

Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.

  1.       Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Развитию индивидуальности и воспитанию личности в педагогической практике способствуют использование различных средств обучения: компьютерные программы и образовательные CD-ROM, видеоматериалы, аудиоматериалы, наглядные пособия, карты, фотографии и иллюстрации, хронологические таблицы

   Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте. В школьном возрасте, в ходе обучения преподаватель пользуясь средствами обучения, к примеру, художественная литература о подвигах героев войны, воспитывает в детях чувство патриотизма, любви к своей родине, ответственность за свои поступки, твердость характера и т.д. Таким образом, преподаватель не только преподает материал, но и развивает индивидуальность, личность и характер школьника.

      Индивидуальностью  человек не рождается, а становится ею в ходе

 

своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания.

    Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности.    

   Таким образом, преподаватель обязан не только учить школьника грамоте, но и должен учитывая индивидуальность каждого ученика развить в нем лучшие качества характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология средств обучения.

 

     Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • Печатные (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа, мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
  • Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
  • Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)

    Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.

 

 

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: 

  1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
  2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
  3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции средств обучения.

 

      Методика преподавания любого  предмета,  по  утверждению   Полат  Е.С.,

предполагает  использование в  учебно-воспитательном  процессе  разнообразных средств обучения.  Применение  специфических  видов  средств  обучения  дает возможность познакомить  детей  с  сущностью  и  методами  изучаемой  науки.

Поскольку  каждый  из  видов  средств  обучения   имеет   свои   характерные

особенности, дидактические функции, то одно пособие  не  всегда  может  дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все  содержание  изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

В комплексном  применении средств обучения ведущую  роль играет одно из

средств: остальные являются его дополнением.

      Применение многих средств   обучения  требует  от  учителя   тщательной

подготовки  плана (сценария) каждого урока. Для  этого  необходимо  знания  о принципах  применения  средств  обучения  и  функциях,  которые  они  должны выполнять.

     Таким образом, современная педагогика видит смысл средств обучения не  только  в иллюстрировании  преподаваемых  знаний,   но   прежде   всего   считает   их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на  личность учащегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства обучения, как  важный компонент процесса обучения.

 

    Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний.

     Средства обучения  оказывают существенное влияние  на качество знаний, их умственное  развитие и профессиональное  становление, на развитие индивидуальности и личности школьника.

     Объекты, выполняющие  средства обучения, можно классифицировать  по различным основаниям:

  • по их свойствам;
  • субъектам деятельности;
  • влиянию на качество знаний;
  • на развитие различных способностей;
  • на их эффективность в учебном процессе.

    По объекту деятельности средства обучения можно условно подразделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для усвоения. В то же время часть средств обучения может быть тем и другим, в зависимости от этапа обучения.

     Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют

Информация о работе Влияние средств обучения на развитие индивидуальности и личности школьника