Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблемой данного исследования является влияние СМК на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе.
Объект нашей работы – это процесс влияния СМК на социализацию подростков.
Предмет исследования - СМК как инструмент воздействия на социализацию подрастающего поколения.
Целью данной работы является изучение аспктов влияния средств массой коммуникации на социализацию подрастающего поколения в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий СМК, социализация, подрастающее поколение……..5
1.1 Содержание понятия СМК...……………………….………………….5
1.2 Содержание понятий социализация и подрастающее поколение…..7
2. Социализирующие возможности СМК……………………………………...10
2.1 Роль СМК в социализации подростков……………………………...10
2.2 Роль рекламы в социализации подростков…………………………16
3. Жертва социализации в результате влияния СМК………………………….20
3.1 Содержание понятия жертва социализации………………………..20
3.2 Влияние СМК на формирование образа жертвы социализации…...21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач весь.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Отделение музыкально-компьютерных технологий

Кафедра музыкально-компьютерных технологий

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Педагогика»

на тему: Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения

 

 

 

 

Выполнил:………………………………………………………...Ю.А.Журавлева студент группы ММ-312

 

Проверил:………………………………………………………..О.М.Устьянцева

 

 

Екатеринбург

2011

 


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.   Содержание понятий СМК, социализация, подрастающее поколение……..5

1.1 Содержание понятия СМК...……………………….………………….5

1.2 Содержание понятий социализация и подрастающее поколение…..7

2. Социализирующие возможности СМК……………………………………...10

2.1  Роль СМК в социализации подростков……………………………...10

2.2 Роль рекламы в социализации подростков…………………………16

3. Жертва социализации в результате влияния СМК………………………….20

3.1 Содержание понятия жертва социализации………………………..20

3.2 Влияние СМК на формирование образа жертвы социализации…...21

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является подрастающее поколение (10-18 лет).

Важнейшими условиями, основаниями и одновременно механизмами реального роста, развития подростков, юношества и вписывания их в мир взрослых являются процессы индивидуализации, социализации и идентификации растущего человека в онтогенезе, развития его самости как важнейшей образующей базовых оснований становления и развития человека. Социальный и духовный мир молодого поколения формируется как продукт противоборства конкурирующих социальных институтов, важнейшими из которых являются семья (система и среда воспитания), школа (образовательная система и среда), государство (политическая система и среда), средства массовой коммуникации (СМК).

Доминируя в социокоммуникативной среде, средства массовой коммуникации фактически подменяют иные социально-политические институты по формированию культуры и духовного сознания молодых людей, их ценностно-мотивационной сферы, поведенческих установок. Именно поэтому становится значимым изучение реальных возможностей, потребностей, способностей современной молодежи не только как субъекта этапа взросления, но и как реального носителя социального. В этой связи объективное воздействие на развитие ее отношений в обществе приобретает особый смысл: молодежь должна участвовать в них не только объект воспитания, но и как ответственный субъект социального творчества, смысловые интересы которого надо учитывать в социальном воспроизводстве.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

На современном этапе развития теорий влияния СМК на общественность существует множество теорий, которые успешно подтверждаются огромным количеством исследований. Но среди специалистов нет единого мнения относительно того, каково влияние СМК и каковы перспективы развития данного влияния в нашем обществе. Отсутствие единых стандартов относительно силы воздействия СМК приводит к выводу о том, что воздействие может варьироваться от очень незначительного до довольно сильного в зависимости от конкретных обстоятельств и сложившейся ситуации в обществе. Известно, что в период катаклизмов даже в обществе с преобладающим индивидуализмом интересы отдельных личностей отходят на второй план, общество интегрируется, становится легко управляемым. Гораздо сложнее повлиять на принятие решений в обществе со стабильной политической и экономической ситуацией.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 - 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМК, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить. Но, к сожалению, в последнее время значительно возрастает их отрицательное воздействие на общество.

В связи с этим, проблемой данного исследования является влияние СМК на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе.

Объект нашей работы – это процесс влияния СМК на социализацию подростков.

Предмет исследования - СМК как инструмент воздействия на социализацию подрастающего поколения.

Целью данной работы является изучение аспктов влияния средств массой коммуникации на социализацию подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:

1)     Изучить литературу, посвященную понятиям СМК, социализации и подрастающему поколению

2)     Рассмотреть социализирующие возможности СМК

3)     Выяснить, как СМК влияют на формирование образа жертвы социализации

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание понятий СМК, социализация, подрастающее поколение

1.1  Содержание понятия СМК

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории [2, c.10].

Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории [10, 25].

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

   наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

   социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

   массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Средства массовой информации (массовой коммуникации) — организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации [10, c.29].

К СМИ относятся:

        Печатные издания (пресса): газеты, журналы

        Электронные СМИ: телевидение, радио, интернет.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)

Ведущая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения отражается в их определении как «четвертой власти». Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему. Печать, или пресса — письменное слово и визуальный образ. Радио использует устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку [2, c.110].

Интернет — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию — движущиеся цветные образы [7, c.56].

 

1.2  Содержание понятий социализация и подрастающее поколение

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование [9, c.19].

Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, существенно зависят от степени педагогизации окружающей среды.

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное влияние оказывают микро и макро среды, а так же различные социальные институты [3, c.325].

Социализация подрастающего поколения осуществляется благодаря исторически сложившимся институтам: семья, система общеобразовательных и культурно-просветительских учреждений, средства массовой информации. В процессе социализации участвует и сам индивид, самостоятельно отбирая и усваивая культурные образцы, ценности, нормы, черты образа и стиля жизни, характерные для определенных социокультурных групп, социально значимые знания и навыки [1, c.104]. 

Конвентивная стадия социализации подростка 11-15 лет характеризуется взрывоопасностью. Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям. другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. С ними совместно решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое он может поступиться своими взглядами и убеждениями и совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростки имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать. Социализаторская задача взрослых подсказывать подростку, акцентируя его внимание на возможных последствиях.

Концептуальная стадия социализации юношество (16-20 лет) характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Романтическая любовь подчас затмевает все на свете и тогда мир воспринимается сквозь призму этих отношений. Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок. Это период, когда без согласия самого индивида любое воздействие на него неэффективно. Социализаторская задача взрослых должна ограничиваться советом, но с напоминанием об ответственности за слова и поступки [9, c.215].

Социализация подрастающего поколения происходит в конкретном обществе в определенный исторический период.

 

 

 

 

 

 

 

2. Социализирующие возможности СМК

2.1  Роль СМК в социализации подростков

По мнению одного из ведущих специалистов в области социальной педагогики А.В. Мудрика нет однозначного ответа на вопрос, о том к какой группе факторов социализации относятся СМК. Так как объектом воздействия их сообщений является как отдельный индивид, так и сознание, и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного СМК (зрителей тех или иных телеканалов, читателей одной газеты, слушателей одной радиостанции, пользователей тех или иных компьютерных сетей) [9, c.118]

Учитывая уровень избирательного потребления информации наиболее удобным, доступным и наглядным будет представление СМК, как мезофактора социализации.  Хотя понятия мега- и микрофакторы, несомненно, применимы к ним и в будущем имеют тенденцию расширяться в данном контексте (глобальная компьютерная сеть, телерадиовещание или домашние сети, газета микрорайона и т.п.). И ещё, не нужно забывать, что микрофакторы влияют непосредственно на отдельных людей и микросоциум, а, следовательно,  семью и в особенности на детей.

Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.

Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами [10, c.85]. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

Информация о работе Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения