Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблемой данного исследования является влияние СМК на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе.
Объект нашей работы – это процесс влияния СМК на социализацию подростков.
Предмет исследования - СМК как инструмент воздействия на социализацию подрастающего поколения.
Целью данной работы является изучение аспктов влияния средств массой коммуникации на социализацию подрастающего поколения в современном обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание понятий СМК, социализация, подрастающее поколение……..5
1.1 Содержание понятия СМК...……………………….………………….5
1.2 Содержание понятий социализация и подрастающее поколение…..7
2. Социализирующие возможности СМК……………………………………...10
2.1 Роль СМК в социализации подростков……………………………...10
2.2 Роль рекламы в социализации подростков…………………………16
3. Жертва социализации в результате влияния СМК………………………….20
3.1 Содержание понятия жертва социализации………………………..20
3.2 Влияние СМК на формирование образа жертвы социализации…...21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсач весь.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части людей смотрение телевизора, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Особую роль в социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский)[11].

СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом и на отдельные социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния. Во-первых, СМК существенно влияют на усвоение людьми широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.

Исходя из этого, рассмотрим «плюсы» и «минусы» четырёх основных видов СМК используемых среднестатистической российской семьёй (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Возможности и формы

ТВ

Радио

Пресса

Интернет

Возможность выбора времени пользователем

х

     х

+

+

Возможность хранения для повторного использования

х

      х

+

+

Возможность получения/передачи информации одновременно с событием

+

+

-

+

Форма передачи:

 

 

 

 

Текст

+

+

+

+

Неподвижное изображение

+

+

-

+

Движущееся изображение

+

+

-

+

Звук

+

+

-

+

Необходимость в специальном оборудовании

+

+

-

+

Примечание: + да, - нет, х с использованием специальных дополнительных устройств

Как видим Интернет вне конкуренции, и это без учёта возможностей сегодняшнего мобильного Интернета (WAP).

Начиная с младенчества, типичный современный человек, вольно или невольно, потребляет информацию, транслируемую по телевидению.

Полноценным же участником информационного обмена он становится к подростковому периоду. Именно тогда ребёнок начинает задавать осмысленные вопросы по поводу увиденного и услышанного по телевизору, активно обсуждать просмотренные сюжеты и делиться впечатлениями  со сверстниками.   Зачастую подросток получает с экрана те знания, которые ему не могут дать взрослые в силу своей занятости или нежелания. Не всегда эти знания нужны и полезны ребёнку, а порой несут в себе явно негативную и асоциальную направленность [13, c.13].

И здесь открывается большое поле деятельности для педагогов, ведь при умелой ориентации подростков, на получение глобальных научных знаний, телевидение, как самый наглядный и зрелищный вид СМК может сослужить хорошую службу в деле просвещения подрастающего поколения.

Но всё же телесмотрение процесс мало контролируемый, и с точки зрения социальной педагогики целесообразней рассматривать его в первую очередь, как фактор, влияющий на стихийную социализацию личности. В этом отношении интересны исследования мотивации к просмотру телепередач, проведённые российским институтом образовательной политики «Эврика»: «...детальный анализ данных показывает, что с возрастом популярность просмотра телепередач как формы проведения досуга заметно снижается.

Причем эта тенденция характерна как для мальчиков, так и для девочек. Падению интереса к просмотру телепередач в свободное время соответствует и снижение интенсивности телепросмотров. Если семиклассники в среднем тратят на ежедневный просмотр телепередач 2,4 часа, то одиннадцатиклассники – 2,1 часа.

Анализ материала показывает, что время, затрачиваемое школьниками на просмотр телепередач, зависит от уровня образования родителей. Среди учащихся, чьи родители имеют среднее образование, доля тех, кто проводит у экрана телевизора больше 3 часов в день, составляет 43%.  А среди школьников, родители которых имеют высшее образование, таких 22% [6, c.14].

Особый интерес представляет анализ мотивов, побуждающих подростков к просмотру телепередач:

желание развлечься - 56,6 %

быть в курсе событий общественной жизни - 44,3 %

привычное проведение свободного времени - 27,6 %

забыть о неприятностях - 17,3 %

повысить свой культурный и образовательный уровень - 15,2%

не знаю - 11,3%

получить художественные впечатления - 9,9 %

выработать свою собственную общественную и гражданскую позицию - 6,1%

познать мир взрослых - 5,0%

восполнить недостаток общения - 3,9%

участвовать в телепередачах и телеиграх - 3,7%

Мы видим, что развлекательный мотив является доминирующим: его отмечают 56,6% подростков. Характерно, что примерно каждый шестой подросток (17,3%) мотивирует свои телепросмотры желанием забыть о неприятностях. Это свидетельствует о том, что телевидение выполняет весьма значимую компенсирующую роль» [13, c.14].

Одну из доминирующих позиций занимает желание подростка «быть в курсе событий общественной жизни». И в этой связи можно сделать вывод, что в подростковой среде функция телевидения, связанная с социальной интеграцией, также оказывается весьма важной. Наконец, в блок наиболее значимых мотивов входит и желание «повысить свой культурный и образовательный уровень». Данный мотив отмечают 15,2% подростков.

То есть, с одной стороны, через телевидение идет процесс усвоения подростком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему ориентироваться в социальной действительности и чувствовать себя полноправным членом общества: желание быть в курсе событий общественной жизни, получить художественные впечатления и выработать собственную общественную и гражданскую позицию. И это положительный полюс, который может быть осмыслен как «социализация». С другой стороны – полюс отрицательный, и это, прежде всего немотивированный просмотр любых телепередач (привычное проведение свободного времени).

Обнаруживается и явная возрастная динамика. Например, семиклассникам (и мальчикам, и девочкам) свойственны немотивированные телепросмотры. Иными словами, для них телевидение является лишь одним из способов организации досуга.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им “не додали в школе”. На первое место выходит желание развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 2007 Центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения школьников к телевидению. В анкетах были предложены такие варианты: желание развлечься, желание быть в курсе событий, желание повысить культурный и образовательный уровень, потребность общения. Около 70% респондентов — учащихся 9 и 11 классов отметили, что телевизор они смотрят для развлечения.

Помимо постоянного воздействия мы сталкиваемся с особыми технологиями воздействия на сознание. Технологии эти построены на объективно существующих закономерностях функционирования психики человека и его поведения. Если мы не знаем этих закономерностей, это не значит, что мы им не подчиняемся и нами нельзя манипулировать.

В качестве примера мощного орудия влияния можно привести так называемый принцип социального доказательства.  Мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди. Это используют, готовя различные аналитические передачи, экспертные выступления и опросы - предварительные и во время эфира. Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом [2, c.76].

2.2 Роль рекламы в социализации подростков

Весьма эффективно это использует "пивная" рекламная кампания. Чем большее число людей находит данную идею верной, тем более верной будет считаться эта идея.

Дело в том, что по данным некоторых социологических и медицинских исследований,* а так же по наблюдениям самого автора, дети первого года жизни бурно реагируют именно на показ рекламного ролика, а даже не на мультфильм, показываемый одновременно по телевизору. Да это и понятно, ведь для изготовления короткого, но информативно ёмкого видеосюжета привлекаются лучшие технические и творческие ресурсы. Отсюда качество видеоряда и звукового сопровождения, а так же захватывающий сюжет рекламного сообщения. С возрастом подростков привлекают передачи, которые связаны с яркими образцами поведения героев, а в телерекламе таких образцов хоть отбавляй, реклама буквально диктует молодёжи как нужно себя, каким языком общаться и естественно какие товары потреблять.

Реклама, и телереклама особенно, по своей сути и возможностям – гениальная форма психологической агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину.

Для примера возьмем результаты исследования одного из новосибирских рекламных агентств:

ВОПРОС: Самые любимые рекламные ролики респондентов?

Самый часто встречающийся ответ на этот вопрос - реклама пива "Столичное".  Скорее всего, это связано с тем, что использование юмора в рекламе приводит к тому, что рекламируемый товар начинает ассоциироваться у потребителя с положительными эмоциями. Большинство респондентов, отмечали "любимые" ролики на телевидении (только 6 раз из всех ответов упоминается радио, 3 раза - наружная реклама, 5 раз -  Интернет). Один респондент не указал "любимый" рекламный ролик - возможно, у него таких роликов нет.

Рейтинг рекламных слоганов (по количеству ответов):

                                                                                         Таблица 2

Рекламная фраза

Пол

Всего

% от числа опрошенных

мужской

женский

Не тормози - сникерсни!

40

20

60

60

Фанта - вливайся!

50

10

60

60

Бегом за клинским!

40

20

60

60

Ты где был? Пиво пил!

40

10

50

50

Всегда Coca-Cola

20

20

40

40

Шок - это по-нашему!

20

10

30

30

Имидж ничто, жажда - все!

0

30

30

30

Информация о работе Влияние современных средств массовых коммуникаций на социализацию подрастающего поколения