Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7
1.2 Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36

Вложенные файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.docx

— 122.56 Кб (Скачать файл)

1) ребенок избалован, все  его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется).

2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Как видно из всех вышеприведенных фактов, воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

Можно отметить, что воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.

Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием  инициативности — самостоятельности  ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ей возможность  почувствовать себя источником действия, и осознанности — способности  понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается  способность ставить перед собой  более сложные задания, преодолевать трудности, что придает действиям  действительно волевой характер. Этот процесс длится от 3 до 7 лет. О  степени волевого развития свидетельствует  способность к целеустремленному  поведению при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели, преодолению разнообразных препятствий.

Особенно ответственным  для развития воли является период, во время которого формируется самостоятельность  ребенка, которая пытается освободиться из-под опеки взрослых, хотя и  не владеет еще достаточными умениями и навыками. Навязывание воли взрослого  в это время может повлечь  нарушение поведения ребенка  — негативизм. А от сюда и его такие характерные проявления негативного поведения как:

1. Стремление делать все наоборот. Ребенок игнорирует просьбы взрослого лишь потому, что его об этом попросили, даже если он и намеревался это делать. В такой ситуации ребенок делает наперекор не только взрослому, но и себе.

2. Упрямство. Часто его путают с настойчивостью. Свидетельством упрямства является требование ребенком своего лишь потому, что он так хочет и не желает изменить свое решение.

3. Непокорность. Проявляется как непослушание, нежелание подчиняться кому-либо. Ребенок все время возмущается тем, что предлагает и делает взрослый; категорически отказывается выполнять то, что до недавнего времени делал охотно.

4. Своеволие. Реализуется в требованиях самостоятельности, стремлении делать все самому, отказываясь от помощи взрослого. Такой настрой нередко порождает конфликты, агрессивное мятежное поведение, ссоры, категорическое неприятие, обида старших, ломание игрушек.

5. Деспотизм. Свидетельством его является крайний произвол, игнорирование интересов других. Чаще всего проявляется во взаимодействии с родными, особенно в семьях, в которых воспитывается один ребенок.

Все эти явления вызваны  изломом предыдущих и становлением новых качеств личности ребенка. В связи с недостаточно развитой волевой сферой ребенку не просто адекватно выполнять требование, совет взрослого, преодолевать трудности, достигать цели.

В этот период ответственности  воспитания волевого поведения ребенка  родители не всегда могут избрать  целесообразные способы педагогического  влияния, разобраться в сути и  причинах негативизмов. Они склонны  считать такие проявления наследственными  качествами характера или признаками возраста, которые ребенок должен неминуемо преодолеть. Иногда назойливое требование ребенка удовлетворить  свои требования рассматривают как  показатель сформированной воли и будущей  силы характера. Такой взгляд является не только следствием педагогической неграмотности родителей, но и их желания видеть своего ребенка лучше, более совершенным. В действительности упрямство, прихоти свидетельствуют  не о сильной, а о слабой воле, нарушении развития волевой сферы  ребенка.

Формированию волевого поведения  ребенка способствуют такие педагогические условия:

— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;

— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;

— постепенный переход  от заданий, связанных с выполнением  требований взрослого по его прямыми  инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;

— создание условий для  реализации ведущей позиции ребенка  в творческой деятельности и на занятиях.

Педагог призван помочь ребенку  осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя  анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

Главным методом воспитания волевого поведения детей дошкольного  возраста является постановка перед  ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление  ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.

В старшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства.

Каприз — быстротечные несправедливые желания, проявления неоправданного неудовлетворения.

Такие немотивированные желания  возникают спонтанно, сопровождаясь  общим неудовлетворением, волнением, которое по большей части не могут  объяснить ни родители, ни ребенок. Капризы могут быть пассивными (не предусматривают конкретных желаний) и активными (ребенок предъявляет  определенные требования, добивается их выполнения). Они могут быть вызваны  быстрой утомляемостью, недомоганием или неправильным воспитанием, нарушениями  в организации жизни детей. Ребенок  капризничает, когда взрослый по различным  причинам не выполняет обещанного, игнорирует его интересы и потребности.

Часто родители каприз не отличают от упрямства, поскольку в их внешних  проявлениях есть много общего, хоть причины, что их порождают, разные.

Упрямство — сознательная попытка ребенка выполнять свои несправедливые желания.

Ребенок видит, что ошибается, осознает свою неправоту, но из-за упрямства  не хочет выполнять то, что нужно.

Во взаимодействии взрослого  с ребенком, который проявляет  упрямство, не следует слишком авторитаризировать требования к нему, гневаться, а вести себя решительно и твердо. Это касается родителей и педагогов, поскольку избыточная требовательность, как и отсутствие любых требований, к ребенку негативно отражается на развитии воли.

В течение дошкольного  детства развивается такое моральное  качество, как дисциплинированность.

Дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.

Проблеме дисциплины посвящены  работы педагогов О. Демуровой, Л. Островской, Н. Стародубовой, в которых определенно, что в дошкольном возрасте дисциплинированность как черта характера находится лишь в стадии формирования. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания).

Упорство и настойчивость. Данные качества часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Волевое качество решительность характеризуется как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь. В. В. Богославский характеризует решительность как волевое качество личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели и способов ее достижения.

Существует немало трактовок  волевого качества выдержки. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Мы в своем понимании данного качества воли согласны с Е. П. Ильиным, который понимает выдержку как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.

Следует отметить, что личностное развитие старшего дошкольника зависит  от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного  успеха. В этой связи многое зависит  от активности самих воспитанников.

Развитие волевых качеств  личности на этапе старшего дошкольного  возраста имеет свои особенности. В  своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они  формируются в процессе всей жизни  человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика  волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения  в затруднительных условиях, когда  надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью старшего дошкольника, является общая  недостаточность воли.

 

 

 

1.2Сущность понятий  воли и особенности её формирования  у детей 5-6 лет

Воля – это сознательно  совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления.

Волевые качества – это  совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

В словаре С.И. Ожегова  так трактуется понятие воли: "Воля: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) сознательное стремление к осуществлению  чего-нибудь; 3) пожелание, требование; 4) властность, возможность распоряжаться; 5) свобода в проявлении чего-нибудь; 6) свободное состояние".

Воля – это способность  человека действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая  препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля – сознательное регулирование  человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая  проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения  и психических явлений. [4, с. 270].

Личность с помощью  воли осуществляет регуляцию и саморегуляцию  активности.

Регуляция – это функция  воли, которая проявляется как  усиление или как торможение побуждений, переживаний, рассуждений, действий. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

В дошкольном возрасте под  влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок  становится способным к целевой  деятельности.

Развивающиеся у детей  процессы торможения помогают им в  различных случаях преодолевать свои желания. Но все эти стороны  волевого процесса развиты слабо, неустойчивы. Ребенок часто отвлекается и  меняет цели своей деятельности. Чтобы  преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь воспитателя. Постепенно волевые действия усложняются, детям  становятся доступны все более сложные  цели, появляется представление о  результатах своей деятельности, своих действий.

Таким образом, воля дошкольника  проявляется в самостоятельности, выражающейся в произвольных движениях, в способности ставить перед  собой несложные цели, в стремлении их выполнить, т. е. довести дело до конца, в умении преодолевать некоторые  трудности.

Под воздействием интереса к игре, в ходе овладения новыми умениями дети становятся способными к волевым усилиям, преодолению  препятствий. Тем не менее недостаточное развитие волевых процессов проявляется нередко в неустойчивости замысла, легкой отвлекаемости, отказе от намеченной цели. Это свидетельствует о слабой сформированности волевых черт характера у дошкольников: настойчивости, целеустремленности, решительности, выдержки. Учитывая эту особенность детей, воспитатель обращает особое внимание на формирование у них устойчивости внимания, сосредоточенности, целенаправленности, используя для этой цели интерес к игре, труду, разнообразным занятиям. Он помогает детям выбрать цель, учитывая свои возможности, поддерживает стремление достичь результата. Такое руководство позволяет формировать устойчивость замысла. Педагог разъясняет детям необходимость волевых усилий для осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание, когда оценивают результаты труда, деятельности на занятиях.

Информация о работе Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет