Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7
1.2 Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36

Вложенные файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.docx

— 122.56 Кб (Скачать файл)

Дошкольникам, у которых отмечается средний уровень развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Необходимо полностью сосредотачиваться на достижении цели, не отвлекаться на шум, который специально производил исследователь (постукивания и т.п.). Не выдерживая однообразного, скучного занятия, дети начинали подглядывать, но количество подглядываний было небольшим и варьировалось от 1 до 3.

Дети с высоким уровнем развития упорства и целеустремленности продержались с закрытыми глазами более 3 минут, не совершив при этом ни одного подглядывания. Это объясняется тем, что дети ставили перед собой цель сидеть с закрытыми глазами, пока им не дадут игру, и прикладывали массу волевых усилий, чтоб достичь этой цели – некоторые дети специально закрывали глаза руками, сильно зажмуривались, чтоб не подглядывать. Для ребенка 5-6 лет это является очень высоким показателем развития таких волевых качеств как упорство и целеустремленность. Упорство проявлялось и в том, что дети не пытались подглядывать, сидели все 3 минуты, ни разу не открыв глаза, не отвлекались на внешние раздражители (постукивания, перекладывание игрушек и т.д.).

На контрольном этапе  мы проводили методику «Не подглядывай». По результатам которой, пришли к  выводу, что уровень сформированности воли у детей значительно увеличился.

Рисунок 2.2 – Уровень сформированности воли посредствам проведения подвижных  игр с правилами

 

Дети стали больше проявлять  упорства и целеустремлённости. Количество времени ожидания увеличилось, и  дети стали меньше подглядывать. Теперь у детей стало только два уровня сформированности упорства и целеустремлённости: средний и высокий. На низком уровне детей не осталось (ПРИЛОЖНИЕ В). По данным результатам, можно судить, об эффективности использованной методики и положительного влияния подвижных игр с правилами на формирование детей 5-6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате проведенных  нами исследований было выявлено, что  волевые качества детей старшего дошкольного возраста характеризуются  средним и низким уровнем развития и сформированности упорства и целеустремленности, т.к. в этом возрасте еще только происходит активное формирование и развитие волевых  качеств ребенка. Дети еще не владеют  подчинением своего поведения определенной цели, не могут проявить силу воли для  достижения цели. При необходимости  проявить упорство дошкольники не способны довести до конца принятые решения, достигнуть поставленной цели, преодолевая  различные препятствия на пути к  ней. Все это характеризуется  средним и низким уровнем сформированности и развития волевых качеств старших дошкольников.

Главным же приобретением  дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям "надо", а  не "хочу", необходимый для обучения. На развитие произвольности поведения  оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре.

Конечно, в дошкольном возрасте формирование воли и произвольности ребенка только начинается. В этот период дети только начинают самостоятельно определять и осознавать свои действия. Но если с помощью педагогов и  родителей они смогут делать что-то не слишком привлекательное для  них в данный момент ради какой-то другой, более значимой цели, это  уже явный признак того, что  у них появляется волевое поведение. Это серьезный шаг в становлении  воли и произвольности дошкольника.

Волевые качества могут прорасти только "изнутри", а почвой для  этих ростков может быть только то, что ребенок получил во взаимодействии со взрослыми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств у дошкольников с помощью методики "нерешаемая задача" / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С. 130-132.

2 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. Т. 1. – 230с; Т.2. – 287с/ Под ред. А.В. Бодалева.

3 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И, Фельдштейна. / Л.И. Божович. - М.: Издательство "Институт практической психологии", - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. -352с.

4 Валлон, А. Психическое развитие ребенка./ А. Валлон. - М.: Просвещение, 1967. - 195с.

5 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.

6 Гельфан, Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию./ Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков. - М.: Педагогика, 1971. - 104с.

7 Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

8 Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов /М.Н. Жуков – М.: "Академия", 2000. -160 с.

9 Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опытно-экспериментальные разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: научно- методический журнал. – 2004. – № 5. – С. 57-61.

10 Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов // Психическое развитие детей в нормы и патологии : психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб, 2004. – С. 270-280.

11 Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Мн.: Ушверспэцкае,1997.- 237 с.

12 Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И. А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. – Ярославль; Тверь ; Красногорск, 2001. – Т. 3. – С. 352-357.

13 Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496с.

14 Развитие личности ребенка. / Под ред. Н. Ньюкомб. - СПб: Питер, 2003. - 640с.

15 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. - М.: В лад ос, 1999. - 576 с.

16 Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно./ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

17 Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности./ Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. - 512с.

18 Развитие личности ребенка./Под ред. А. М. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. - 272с. / Под ред. А. М. Фонарева.

19 Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.-304с.

20 Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах./ Д.Б. Эльконин. - М: НПО "МОДЕК", 1995. - 416с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 2.1 – Результаты обследования по методике "Не подглядывай" в экспериментальной группе

Имя ребенка

Время ожидания

Число подглядываний

Уровень развития

1.

Алёна Т.

3 мин. 20 сек.

0

высокий

2.

Аня Б.

2 мин 35 сек.

2

средний

3.

Аня К.

1 мин. 58 сек.

3

низкий

4.

Ваня К.

2 мин. 25 сек.

5

средний

5.

Катя Ю.

1 мин. 46 сек.

2

низкий

6.

Ксюша А.

3 мин. 6 сек.

0

высокий

7.

Матвей З.

2 мин. 13 сек.

0

Средний

8.

Милана С.

1 мин. 30 сек.

3

Низкий

9.

Милана Ч.

2 мин. 3 сек.

2

Средний

10.

Миша Ш.

1 мин. 36 сек.

4

Низкий


 

Таблица 2.2 – Результаты обследования по методике "Не подглядывай" в контрольной группе

Имя ребенка

Время ожидания

Число подглядываний

Уровень развития

1.

Никита В.

3 мин. 13 сек.

0

Высокий

2.

Никита Ж.

1 мин. 46 сек.

1

Низкий

3.

Олег Г.

2 мин. 2 сек.

4

Средний

4.

Оля С.

1 мин. 12 сек.

3

Низкий

5.

Полина Н.

0 мин. 44 сек.

2

Низкий

6.

Паша Р.

1 мин. 57 сек.

2

Низкий

7.

Ренат Г.

2 мин. 15 сек.

1

Средний

8.

Рома Л.

1 мин. 38 сек.

1

Низкий

9.

Света Ю.

2 мин. 33 сек.

0

Средний

10.

Соня К.

2 мин. 14 сек.

4

Средний


 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2.3 – Результаты обследования подвижной игры с правилами  «Не давай мяч водящему»

Имя ребенка

Нарушение правил игры

Уровень развития

Алёна Т.

0

высокий

Аня Б.

1

средний

Аня К.

1

средний

Ваня К.

0

высокий

Катя Ю.

0

высокий

Ксюша А.

2

низкий

Матвей З.

0

высокий

Милана С.

1

средний

Милана Ч.

2

низкий

Миша Ш.

1

высокий


 

Таблица 2.4 – Результаты обследования подвижной игры с правилами  «Ловля бабочек»

Имя ребенка

Нарушение правил игры

Уровень развития

Алёна Т.

0

высокий

Аня Б.

0

высокий

Аня К.

1

средний

Ваня К.

0

высокий

Катя Ю.

1

средний

Ксюша А.

1

средний

Матвей З.

0

высокий

Милана С.

0

высокий

Милана Ч.

2

низкий

Миша Ш.

0

высокий


 

 

 

Таблица 2.5 – Результаты обследования подвижной игры с правилами  «Огородники»

Имя ребенка

Нарушение правил игры

Уровень развития

Алёна Т.

1

средний

Аня Б.

2

низкий

Аня К.

1

средний

Ваня К.

1

средний

Катя Ю.

0

высокий

Ксюша А.

0

высокий

Матвей З.

0

высокий

Милана С.

0

высокий

Милана Ч.

1

средний

Миша Ш.

2

низкий


 

Таблица 2.6 – Результаты обследования подвижной игры с правилами  «Не ошибись»

Имя ребенка

Нарушение правил игры

Уровень развития

Алёна Т.

0

высокий

Аня Б.

2

низкий

Аня К.

0

высокий

Ваня К.

0

высокий

Катя Ю.

0

высокий

Ксюша А.

1

средний

Матвей З.

0

высокий

Милана С.

1

средний

Милана Ч.

1

средний

Миша Ш.

1

средний


 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Таблица 2.1 – Результаты обследования по методике "Не подглядывай" в экспериментальной группе на констатирующем этапе

Имя ребенка

Время ожидания

Число подглядываний

Уровень развития

1.

Алёна Т.

3 мин. 20 сек.

0

высокий

2.

Аня Б.

2 мин 35 сек.

3

средний

3.

Аня К.

2 мин. 59 сек.

2

средний

4.

Ваня К.

2 мин. 25 сек.

2

средний

5.

Катя Ю.

1 мин. 46 сек.

2

средний

6.

Ксюша А.

3 мин. 6 сек.

0

высокий

7.

Матвей З.

3 мин. 19 сек.

0

высокий

8.

Милана С.

2 мин. 34 сек.

2

средний

9.

Милана Ч.

2 мин. 3 сек.

2

средний

10.

Миша Ш.

2 мин. 36 сек.

2

средний

Информация о работе Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет