Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7
1.2 Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36

Вложенные файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.docx

— 122.56 Кб (Скачать файл)

Игровая деятельность, как  основная деятельность тесно связана  с развитием личности дошкольника, она обусловливает важные изменения  в психических процессах личности ребенка, которая развивается, а  также является "источником развития и создает зону ближайшего развития" (Л.С. Выготский).

М.В. Лейкина отводит подвижным  играм центральное место в  работе с детьми-дошкольниками. Она  подчеркивает целесообразность использования  в младших группах - имитационных игр, в средней группе - более сложных  игр с правилами и большой  нагрузкой, а в старшей группе - игр состязательного характера.

1.3 Роль подвижных  игр в формировании волевых  качеств личности дошкольника

Один из основателей системы  физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую  он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного  воспитания".

Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место отводил подвижным играм с правилами. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни.

Большую группу игр с правилами  составляют подвижные игры. В зависимости  от того, как соотносятся в них  сюжетно-ролевое содержание и правило, выделяют пять групп таких игр (Д. Б. Эльконин):

1. Имитационно-процессуальные  игры и элементарные игры-упражнения  с предметом.

2. Драматизированные игры  по определенному сюжету.

3. Сюжетные игры с несложными  правилами.

4. Игры с правилами  без сюжета.

5. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения. Эти группы игр выполняют особую роль в развитии воли у детей, причём каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Если проводить эти игры в системе, то можно формировать волю дошкольника.

Ведущее место в 6 лет приобретают  подвижные игры с правилами без  сюжета («Ловишки», «Найди себе пару», «Школа мяча» и т. д.) и игры с  несложными правилами без сюжета (5-6 лет) типа: «Кошки-мышки», «Зайцы и  волк», «Мышеловка», «Охотник и зайцы» и др.).

Игры с правилами развивают  волю ребенка: чтобы выполнить правило, необходимо проявить выдержку.

Подвижные игры с правилами  ведут к закреплению у ребенка  необходимых волевых качеств  личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Работа со старшими дошкольниками  обнаруживает их психологическую потребность  в прохождении всевозможных испытаний  для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под  волевыми качествами будем подразумевать  особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических  условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Традиционно  в психологии изучают волевые  качества личности через проявление физического усилия. [1, с. 130].

В подвижных играх с правилами детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

При умелом руководстве воспитателя  подвижной игрой с правилами успешно формируется выдержка и воля детей.

Каждый играющий должен знать  свою задачу и в соответствии с  ней исполнять воображаемую роль в предполагаемой ситуации.

Вхождение в роль формирует  у детей способность представить  себя на месте другого, мысленно перевоплотиться  в него, позволяет ему испытать чувства, которые в обыденных  жизненных ситуациях могут быть недоступны.

Педагог разъясняет детям  необходимость волевых усилий для  осуществления поставленной задачи, положительно оценивает старательность, умение справиться с трудностями, обращает на это внимание.

Подвижные игры с правилами - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

В подвижных играх с правилами ребенку приходится придерживаться определённых правил, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, сообразительности и выдержки.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление  препятствий и достижение общей  цели.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной  игре, при одновременном увлечении  игрой дисциплинирует играющих детей. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной  игры может заслужить поощрение  или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра с правилами учит искренности, товариществу, развитию воли и волевых качеств.

1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет

В.С. Мухина отмечает, что "сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с  действиями непреднамеренными, импульсивными". [24, с.269].

Главное в управлении своим  поведением – уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную  реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать  нормам поведения, сосредоточиться  на каком-нибудь деле и довести его  до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, т. е. способности владеть  и управлять собой. В старшем дошкольном возрасте произвольное поведение – это прежде всего умение преодолевать зависимость от того, что ребенок воспринимает здесь и сейчас.

В возрасте 5-6 лет ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.

Развитие воли ребенка  тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов  поведения и формированием их соподчинения. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

В своих исследованиях  В.С. Мухина выделяет в развитии волевых  действий дошкольника три взаимосвязанные  стороны:

1) развитие целенаправленности  действий;

2) установление взаимозависимости  между целью действий и их  мотивом;

3) возрастание регулирующей  роли речи в выполнении действий.

В старшем дошкольном возрасте постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Возможность её удержания находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Детей 5-6 лет неудачи выбивают из колеи, а если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца.

Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в  которых сталкиваются противоположные  мотивы. Ребенку необходимо сделать  выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.

Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются в старшем дошкольном возрасте. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор [24, с.272].

Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении  ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные  действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые  к нему в его опыте применяют взрослые [24, с.273].

В игре ребенок действует  за другого, опосредуя свои действия "чужими" словами и правилами. Следующий уровень развития произвольности связан с осознанием своего поведения. Наиболее успешно этот шаг осуществляется в играх с правилами.

В подвижных играх с  правилами, правила открыты, т. е. адресованы самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому они (правила) могут стать средством осознания своего поведения и овладения им. Когда ребенок начинает действовать по правилу, перед ним впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Верно ли я делаю? Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности в игре.

Как отмечает Е.О.Смирнова, простые  игры содержат ряд условий, облегчающих  детям выполнение игровых правил. Во-первых, игры обычно имеют подвижный  характер. Это способствует тому, что  необходимость выполнения правил и  сам факт их выполнения или невыполнения становится для ребенка очевидным, наглядным. Наглядность таких правил и их простота (бежать по сигналу, не переступать нарисованной на земле  черты и т. п.) делают возможным  для детей осуществлять контроль за их выполнением - сначала в поведении  других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима [13, с. 86].

Во-вторых, естественному  усвоению правил способствует то, что  игровые действия осуществляются совместно. Подражание другим детям или взрослому  помогает ребенку относительно быстро освоить требования игры.

Активность воображения  дошкольников обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований. И так, подвижные игры с правилами не теряют своего значения на протяжении всего дошкольного возраста.

Возникновение новой для  дошкольника ценности "правильного  поведения" и превращение правила  в мотив собственных действий знаменуют новый этап не только развития произвольности, но и воли ребенка.

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных умений: ребенок должен научиться принимать  постепенно усложняющиеся инструкции; уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия; приобрести навыки самоконтроля.

Таким образом, центральная  роль в процессе формирования волевых  качеств ребенка принадлежит  взрослому, который не просто доносит  до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правила приобретают побудительную силу, они становится средством овладения ребёнка своим поведением, а действие по правилам превращаются в собственные, свободные, а не навязанные действие ребенка. Старшие дошкольники уже не просто подчиняются инструкциям и контролю взрослого, но действуют сами, контролируя собственные действия [12, с. 327].

Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда  взрослый своим присутствием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует  его активность. И лишь тогда, когда  данный предмет становится мотивом  собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно  говорить о сформированности формы волевого поведения [20, с. 169].

И так, воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

Для формирования воли детей необходимо:

- ставить перед ребенком  такую цель, которую бы он не  только понял, но и принял  ее, сделав своей. Тогда у ребенка  появится желание в ее достижении;

- направлять, помогать в  достижении цели;

- приучать ребенка не  пасовать перед трудностями, а  преодолевать их;

- воспитывать стремление  к достижению результата своей  деятельности и в подвижных играх с правилами и т.п.

Информация о работе Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет