Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.

Содержание

Введение
……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка………………………………………………

………………………

6
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего
дошкольного возраста
…………………………………………………...
16
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования
игрушки
…………………………………………………………………….
21
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
…………………………….
33
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1. Уровни игрового замысла
…………………………………………..
35
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
………..
41
Заключение
………………………………………………………………...
46
Список литературы
…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курссДемчекнко.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

-принцип учета динамики развития характерных и любимых игр детей дошкольного возраста.

Принцип соответствия тематического разнообразия и объема требует определения круга знаний, представлений и интересов детей.

Комплектуя  наборы игрушек в соответствии с  этим принципом, следует руководствоваться  государственной или авторской  программой воспитания детей дошкольного  возраста. При подборе игрушек важно определить не только их тематическое разнообразие, но и их количество. В старшем дошкольном возрасте большое количество однотипных игрушек не нужно, следует обратить внимание на типовое разнообразие игрушек. Так, например, у «Фантазеров» должны быть не просто мишки, а медведи определенной породы: белый, бурый, гималайский. Опыт работы с детьми показывает также, что некоторые игрушки не используются детьми в игре и нужны воспитателю для показа, объяснения или оживления представлений. [25].

Обогащению  представлений детей способствуют произведения художественной литературы. Поэтому нужно подбирать игрушки, изображающие героев любимых детьми сказок, рассказов, стихов, потешек.

Поскольку замыслы  детей бесконечно меняются, предметно-игровая  среда не должна быть стабильной и застывшей. Это надо учитывать при подборе больших игрушек, выполняющих обозначающую функцию. Большими возможностями в этом плане обладает набор «Мебель-игрушка», представляющий собой комплект мягких элементов различной формы, выполненных из пенополиуретана и обтянутых моющейся искусственной кожей ярких цветов. Для воплощения игровых замыслов детям требуются различные неоформленные, так называемые бросовые материалы, костюмы, элементы одежды, украшения.

Для группы «Фантазеры»  следует подбирать разнообразные игрушки и комплексы, которые будут способствовать отражению богатых впечатлений старших дошкольников. Это игрушки, связанные с живой и не живой природой, сказочными и литературными персонажами, телепередачами, обрядами, традициями, современностью, изображающие мир техники.

Необходимы театрализованные игрушки, игрушки-забавы, крупные «многофункциональные» предметы, разные по форме и величине, материалу, цвету.

Детей старшего дошкольного возраста привлекает более  реалистичные игрушки, передающие яркий художественный образ существующего объекта. В старших группах должны использоваться образные игрушки, разнообразные по типам, - это связано с расширением круга интересов и объема знаний детей, а также с изменением роли игрушки в игре: из стимула и организующего начала она становится средством реализации задуманного. Возросшие произвольность действий и устойчивость внимания в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку подолгу играть с игрушками сложной конструкции, видоизменяя и реконструируя их. Многочисленность деталей  теперь уже не сдерживает игру, а, напротив, способствует более успешному применению игрушки в игре, дает простор для развития творчества и инициативы ребенка.

Величина игрушек  также интересует детей не сама по себе. Для них становится важной соразмерность, сомаштабность разных типов игрушек, позволяющих объединить их в единый игровой комплекс, необходимый для воплощения замыслов. Таким образом, учитывая психологические особенности детей, можно подобрать для каждого наиболее нужные и полезные игрушки.

Принцип учета  динамики развития характерных и  любимых игр детей также поможет  осуществить правильный подбор игрушек.

Есть типичные, характерные игры, которые многократно  повторяются детьми. Это так называемые игры в семью, парикмахерскую, больницу, строительство и т.п. но есть и особенные, нетипичные любимые игры, в которые играют отдельные дети. Воспитатель должен обеспечить развитие тех и других игр, подбирая игрушки, которые позволяли бы детям расширять и усложнять сюжет, брать на себя новые роли, создавать новые игровые ситуации.

Правильно подобранные  игрушки позволят решить многие педагогические задачи по развитию игры и личности дошкольника. [11].

Первоначально замысел возникает в процессе деятельности. Ребенок начинает строить  или рисовать без видимой цели, а затем в силу различных ассоциаций у него появляется желание построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем задача ставится до начала игры или работы, действия ребенка начинают подчиняться замыслу, который вначале еще неустойчив и может меняться под влиянием случайных впечатлений.

Глубокий и  сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений  происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле —  выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Общий путь развития игрового замысла у детей дошкольного возраста показала в своих работах Д.В. Менджерицкая. Она отметила, что на четвертом году жизни ребенок способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Однако долго удерживать игровую цель малыш не в состоянии, так как интерес к действиям оказывается преобладающим. В течение двадцати минут он меняет 3-4 цели, переходя от одной образной игрушки к другой. [20].

При совместной игре возникает необходимость в  более точном определении ее цели и согласованности действий. Это очень трудная задача для ребенка, и ему нужно помочь сосредоточить все внимание на определенном замысле для того, чтобы из него развился какой-либо сюжет. Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, и, в частности, с развитием его интересов.

Растущие интересы обогащают сюжеты детских игр, делают более стойкими игровые замыслы. Некоторые из них надолго овладевают воображением детей и приводят к  возникновению длительных игр. Появление  длительной игры говорит о новом, более высоком уровне развития игровой деятельности ребенка.

В длительной игре старший дошкольник долгое время  пребывает в одной роли, что  дает ему возможность глубже вникнуть в смысл происходящего. Для длительных игр характерна не только плановость и согласованности действий, но и импровизация. В ходе развития сюжета возникают новые идеи и образы. Дети целенаправленно объединяют в игре разнообразные впечатления, почерпнутые из различных источников: сказок, услышанных рассказов, кино и видеофильмов, мультфильмов, любимых телепередач. [14].

Реализация  игровых замыслов  приносит ребенку  радость, удовольствие: он сделал то, что  хотел. Достижение цели и сопутствующее  ему удовлетворение развивают «Я-концепцию» ребенка. Чувства и установки  в свободной самостоятельной игре выражаются им открыто и легко проецируются на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Недаром итальянский писатель Джанни Родари считал игрушку проекцией, как бы продолжением  личности  ребенка,  особого рода  передатчиком  его  собственных  чувств  и переживаний. В своей книге «Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания» он выразительно изображает детей, для которых куклы нужны, чтобы, «театрализуя» свои отношения с окружающими, переложить, например, на игрушку свою вину: баюкая, лаская ее, выразить свою потребность в любви. Встречаются дети-молчуны, которые способны разговаривать только через  куклу.  Игрушки позволяют ребенку расти, быть другим.

Игра ребенка  – произвольная, внутренне мотивированная деятельность, способ осознания самого себя и приспособления к окружающему. Однако внутренняя мотивированность может равняться нулю не только там, где ребенок может иметь свои намерения, однако не может осуществить их, но и там, где он вынужден осуществить лишь намерения других. Следовательно, чтобы игра помогла самовыражению ребенка, она должна быть свободна и внутренне мотивированной, а приемы, которые воспитатель применяют для ее развития, не должны носить обязательного, сковывающего инициативу и самостоятельность характера. Детям необходимо иметь возможность реализации собственных замыслов, получая удовольствие от свободного и непринужденного использования доступных им игровых средств. Поэтому, разрабатывая методику внесения образных игрушек в игры детей с целью развития их игровых замыслов, мы считали возможным  использовать только такие приемы, которые способствовали бы обогащению и развитию детских представлений и интересов, приобщали их к миру человеческих ценностей, будили любознательность и вызывали интерес.

Для того чтобы обеспечить появление и развитие игровых замыслов у детей и не сковывать их активность, мы решили занять позицию партнера, чтобы «изнутри» направлять внимание детей на важные для их развития объекты и действия. Вставать на равную с ребенком позицию помогла кукла Андрюша – образ привлекательного, улыбающегося мальчика-сверстника, который наделялся теми же интересами, потребностями и склонностями, которые были характерны для детей группы.

Кукла вводила  новые предложения, принимала замыслы  детей, демонстрировала способы действий  с игрушками, вместе с детьми без жестких оценок «правильно- неправильно», «хорошо-плохо» решала возникающие проблемы.  Например, кто-то из детей сломал игрушку, а кто-то унес ложечку из чайного сервиза домой, а у кого- то сегодня получилось то, что вчера еще не получалось. Андрюша для каждого подберет нужное слово, остудит «горячие» головы совсем необидно, например: сломал игрушку не потому, что плохой, а потому, что не рассчитал свои силы; унес ложечку не потому, что хотел присвоить, а потому, что хотел показать ее маме, чтобы она увидела из какого красивого сервиза поят дети своих кукол. После такой необидной оценки своего поступка ребенок успокаивается, веселеет, а назавтра ложечка спокойно возвращается на свое место, да еще и с комментариями, что маме очень понравился сервиз и его надо беречь, чтобы ничего не потерялось. Тот же, кто раньше, не задумываясь, ломал игрушки, теперь очень старается «рассчитывать» свои силы.

Общение с куклой-мальчиком  разрушает сложившийся стереотип, что в куклы играют только девочки, и мальчики после этого охотно присоединяются с девочками в различных по тематике играх. Возникает реальная общность эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек. Такое использование куклы-мальчика эффективно решает на наш взгляд, задачи полового и нравственного развития в условиях современного дошкольного воспитания.

Ведь в детском  саду дети находятся под влиянием преимущественно женщин поскольку  взрослые представители мужского пола – сильнейший фактор половой социализации- практически отсутствуют там. Используя же в качестве посредника взаимодействия куклу-мальчика, воспитатель вносит в содержание диалогов и действий куклы общепринятые представления о мужественности и женственности как центральных качеств пола и их проявлениях в поведении.

С помощью куклы-посредника более эффективно происходит и личностное развитие детей. Это связано, на наш  взгляд, с разницей тех ролей, которые  выполняет кукла, и приема внесения образных игрушек. Основные функции  и значение приемов внесения игрушек направлены на: обогащение представлений детей, пробуждение интереса к определенным игрушкам, их назначению, использованию, обустройству в игровой комнате, преображение привычной обстановки в яркую, сказочную, необычную.

Кукла-посредник выполняет коммуникативную роль, помогает осуществить позитивное взаимодействие между взрослым и ребенком. Включенная в игровую ситуацию, она позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением:

-демонстрировать отдельные нормы поведения;

-устанавливать прямую и обратную связь со всеми детьми одновременно и персонально с каждым ребенком,  « собирая» информацию, необходимую для корректировки педагогического воздействия;

-обеспечить психологическую защиту ребенка, совершившего поступок;

-корректировать поведение детей;

-управлять ходом игры.

Все вышесказанные  возможности управления поведением, чувствами и игрой ребенка  с помощью куклы-посредника воспитатель  получает благодаря тому интересу, который дети проявляют к кукле. Ведь кукла-посредник не появляется каждый день. Она приходит один раз в неделю, иногда два-три раза в месяц. Ее появления дети ждут как праздника, потому что это связано с сюрпризами,  неожиданными  ситуациями,  постоянным  напряжением ума,  чувств и  воли.  У детей  формируется позиция субъекта деятельности: «Я все могу, а кукла не может», положительный «Я-образ».

Появление куклы-посредника одновременно с внесением образных игрушек имеет большой воспитательный смысл. Радостная встреча с ней  заканчивается интересной игрой  с образными игрушками, в которой ребенок может полноценно выразить себя. [4].

В результате многолетней  экспериментальной  работы  были определены способы  развития игровых  замыслов  у детей дошкольного  возраста с помощью образных игрушек.

Первый способ – комплекс приемов внесения образных игрушек, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга.

Второй способ – включение  детей в активную деятельность по устройству «жизни»  игрушек в группе, самостоятельной  организации игровых уголков. [6].

Из всего  многообразия широко распространенных и известных приемов внесения игрушек были выбраны четыре:

-дидактические игры куклы Андрюшки;

-сцены-загадки куклы Андрюшки;

-создание игровых ситуаций;

-инсценировки театра игрушек.

Все четыре приема внесения игрушек интересны детям и помогают создать радостную, приподнятую атмосферу эмоциональной заинтересованности при встрече даже с хорошо знакомыми образными игрушками.

Чем старше и  более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры, как мы уже писали,— все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Информация о работе Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста