Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.

Содержание

Введение
……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка………………………………………………

………………………

6
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего
дошкольного возраста
…………………………………………………...
16
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования
игрушки
…………………………………………………………………….
21
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
…………………………….
33
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1. Уровни игрового замысла
…………………………………………..
35
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
………..
41
Заключение
………………………………………………………………...
46
Список литературы
…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курссДемчекнко.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

На констатирующем этапе исследования выявили особенности  проявления замысла у детей старшего дошкольного возраста; выяснили условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.

На основании  проведенных наблюдений, а также  организации специальной, продуктивной деятельности было определено три уровня развития игрового замысла у детей  старшего дошкольного возраста: 1 уровень (низкий), 2 уровень (средний), 3 уровень (высокий).

Было установлено, что взрослый руководствуется чаще либеральным стилем общения. Детям  предоставлена полная свобода действия, т. е. практически не организована творческая деятельность. Взрослые не принимают участия в деятельности детей.

На формирующем  этапе исследования ставили целью  проведение целенаправленной работы по организации "творческой" среды. Была проведена работа по созданию предметно – игровой среды  на отрыв ребенка от стереотипов.

Использовалось  стимулирующее влияние взрослого  на игру детей. Фоном для такого влияния  являлись отношения между взрослым и детьми, чтобы ребенок не чувствовал себя скованно, проявляя творческую активность.

Под стимулирующим  влиянием взрослого понимали подбор и использование ряда активизирующих творческий потенциал ребенка методов: метод постановки игровой задачи, метод мозгового штурма, метод гирлянд и ассоциаций.

Контрольный эксперимент  подтверждает эффективность выбранной  нами методики. Был отмечен заметный рост по всем показателям развития игрового замысла, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. Уже на формирующем этапе исследования заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.

Таким образом, наше предположение о том, что  развитие замысла у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:

создание эмоционально – благополучной атмосферы в  группе детского сада;

гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

специальная работа, проводимая взрослым по развитию игрового замысла старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;

нашло подтверждение  в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования.

 

Список литературы:

  1. Артемова, Л.В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевых игр// Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978, с. 78-79;
  2. Аркин, Е.А. Нравственное воспитание детей. М.,1961;
  3. Болотина, Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998;
  4. Васильева, О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. С.Пб, 2003-144с.;
  5. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.
  6. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн.для воспитателя детского сада/ Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т. И. Осокина и др., Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. М.1987.-160с.;
  7. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1996. №6;
  8. Детский сад: Кн. для заведующих, под ред. Л.П.Тарасовой.-3е изд. М., 1982 г. с. 204-205.;
  9. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981;
  10. Жуковская, Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1988. - №10;
  11. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,1963;
  12. Игрушка, ее история и значение. /Под ред. Н.Д. Бартрама. М., 1983;
  13. Игрушка в древности// Игрушка. 1939№2;
  14. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 1987. - №10;
  15. Косенко, Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.-  1989. - №12;
  16. Кудрявцев, В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9;
  17. Литвинова, Е.Н. Индивидуальные особенности в проявлении игрового замысла у детей четырех лет// Детское творчество. М., 1970;
  18. Макаренко, А. С. Игра. соч. - М., 1957. - т.IV. - С. 376;
  19. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23;
  20. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982;
  21. Менджерицкая, Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла// Воспитание детей в игре/ Под ред. Д.В. Менджерицкой. Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М. 1983;
  22. Поздняков, Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 1995. - №12;
  23. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966;
  24. Римбург, Р.М. Игра как форма активной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Л. , 1956;
  25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из о<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times N

Информация о работе Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста