Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии и игровом замысле детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие игрового замысла у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию замыслов в игре.

Содержание

Введение
……………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические основы. Влияние игрушки на игровой замысел детей старшего дошкольного возраста
1.1. Влияние игрушки на психическое развитие ребенка………………………………………………

………………………

6
1.2. Особенности влияние игровых замыслов на детей старшего
дошкольного возраста
…………………………………………………...
16
1.3. Развитие игрового замысла в процессе использования
игрушки
…………………………………………………………………….
21
1.4.Роль воспитателя в развитии замысла
…………………………….
33
Глава II. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по развитию игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры
2.1. Уровни игрового замысла
…………………………………………..
35
2.2. Педагогические условия влияния на игровой замысел
………..
41
Заключение
………………………………………………………………...
46
Список литературы
…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курссДемчекнко.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

В глубокой древности  возник и такой известный нам  вид игрушки, как кукла. Самым  древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек  и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Замечательные исследователи  игрушки Н.Д.Бартрам, В.С.Воронов, Л.Г.Оршанский, А.В, Бакушинский и другие указывали  на то, что главными темами древних  игрушек являются кони, женщины и птицы. Объясняется это тем, что образной игрушке было дано развиваться вместе с культурой народа. Первые игрушки возникли как часть народного искусства и так же как и искусство, не выделялись в самостоятельную область, отдельную от мифологии, религии и труда. Они существовали в единой системе мышления и деятельности человека. [12].

Детская современного дошкольника  заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном  обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования.

Игрушка — наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою эпоху. Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях.

Русская народная игрушка имеет свою славную историю  и богатые традиций. Для нее  характерны упрощенность и ритмичность  формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная  сдержанность в подборе цвета. На протяжении столетий очаги игрушечного производства возникали в разных губерниях — Архангельской, Вологодской, Нижнегородской и др. Столица «игрушечного царства» находилась в Подмосковье, в Троице-Сергиевском посаде (г. Загорск).

В царской России игрушки в основном ввозились из-за границы: дорогие — для детей привилегированных сословий и дешевые, фабричные — для детей рабочих. Народная игрушка производилась в недостаточном количестве. Только в советское время детская игрушка стала предметом серьезных забот государства.

В 1918 г. в Загорске был организован Государственный  музей игрушки, а в 1932 г. создан Научно-исследовательский  институт игрушки, в ведение которого и был передан музей. При Наркомпросе  начал функционировать совет  игрушки (он существует до сих пор), в задачу которого, входит просмотр и утверждение новых образцов, предлагаемых художниками. [9].

В советское  время изменились условия работы мастеров, создающих замечательные  произведения этой отрасли народного  искусства. Правда и простота народной игрушки, ее выразительность и целесообразность играют особую роль в умственном и нравственном развитии ребенка. Резная богородская игрушка дает тонкое реалистическое изображение людей, животных; в Загорске изготавливают из папье-маше ярко расписанных уток, петухов (звучащих); семеновская деревянная игрушка (мебель, транспорт) отличается богатой декоративной росписью; глиняная дымковская — фантастическим замыслом, мягким юмором.

Семеновский промысел известен своей токарной игрушкой и  прежде всего знаменитыми матрешками – трех-, шести - и двенадцатиместными.

Прообразом  матрешки послужила игрушка, привезенная из Японии в 90-х гг. в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А.Мамонтова. Изображала она лысого добродушного старика – мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, а в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Первая русская  матрешка была расписана по эскизам  художника С.Малютина, вытачивал  ее токарь Звездочкин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.

В Белоруссии широкое  распространение получили оригинальные игрушки из соломы. Точное время  их появления неизвестно. Появились  они, очевидно, в те далекие времена, когда человек научился выращивать хлеб. Соломоплетение, как вид декоративно-прикладного искусства, было известно в прошлом всем народам Европы. [4].

Большую педагогическую ценность представляют токарные (бабенковские) игрушки: пирамидки, матрешки, вкладные мисочки. Они служат основным дидактическим  материалом для знакомства с цветом, формой, размером, для развития мышления, внимания. Изящество формы, яркая окраска изделий способствуют формированию художественного вкуса. О значении игрушки для коммунистического воспитания детей писали А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. М. Горький.

Педагогическое  значение народной игрушки показано в книгах Е. А. Флериной и А. П. Усовой. В нашей стране ведется работа над созданием детских игрушек, отвечающих целям и задачам коммунистического  воспитания, ярко отражающих национальный колорит каждой республики.

Над созданием  таких игрушек работали и работают талантливые художники А. А. Ватагин, Д. В. Горлов, Е. Е. Борисова, М. П. Киселева, Н. А. Леман и многие другие.

«К игрушке  нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят»,-писалаН.К.Крупская.

Куклы, изображающие людей разных национальностей, внушают  любовь и симпатию к народам братских республик. Куклы в костюме солдата, моряка, рабочего способствуют формированию уважения к людям той или иной профессии. Игрушечные машины развивают интерес к технике, к труду. Назначение всех игрушек — побуждать детей к коллективным играм, возбуждать их инициативу, фантазию.

Таким образом, вся история образной игрушки от глубокой древности до наших дней говорит о том. Что игрушка возникла в результате творчества ребенка и взрослого.

Даже подобный далеко не исчерпывающий анализ истории  игрушки показывают, что набор  игрушек является показателем того, какого человека стремится воспитать то или иное общество, та или иная страна. Смена ценностей в обществе ведет к изменениям в ассортименте. [4].

Виды игрушек. В словаре русского языка игрушка толкуется, во-первых,  как вещь, служащая детям для игры, предметом забавы, развлечения, и, во-вторых, как послушное орудие чужой воли, то чем распоряжаются по своей прихоти или произволу. Несмотря на то, что во втором значении слово «игрушка» имеет переносный смысл, оно, по нашему мнению подходит и к детской игрушке, которая является в руках ребенка послушным орудием. [8].

В теории дошкольной педагогике различают разные виды игрушек: сюжетные, или образные, технические, конструктивные, театральные и декоративные, дидактические игрушки и игры, игрушки для подвижных игр, игрушки-самоделки, игрушки-забавы, игровое оборудование. Подобное деление игрушек на виды условно. Оно необходимо для анализа и характеристики всего ассортимента игрового материала. Вместе с тем одни и те же игрушки можно отнести в зависимости от признака к разным видам.

В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е.А.Флериной. [30].

Моторные  игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду.

Сюжетные, или образные игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т.д. Это прежде всего кукла, т.е. образ кого-то или чего-то.

В связи с  тем, что сюжетная игрушка имеет большое значение в жизни ребенка и оказывает разностороннее влияние на его личность и деятельность, оценивалось воспитательное значение игрушек, их содержание, форма, художественная выразительность образа, безопасность для здоровья. Поэтому разработали требования к игрушкам, в котором принимали участие педагоги, художники, гигиенисты.

Педагогические  требования:

  • расширять кругозор ребенка, знакомя его с предметами, природой и обществом, наукой и техникой, культурой, искусством и народным художественным творчеством;
  • способствовать социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
  • вызывать добрые чувства по отношению к семье, людям, животным, способствовать накоплению положительного нравственного опыта;
  • вызывать интерес и будить любознательность;
  • удовлетворять интерес ребенка к активной деятельности и возбуждать ее;
  • должна быть реалистичной и полифункциональной.

Художественные требования:

  • отражать реальную действительность;
  • присутствие существенных, типичных черт. Возможно мягкое шаржирование, легкое преувеличение отдельных деталей образа, выявление смешных, забавных черт;
  • сдержанное сочетание цветов. Цветовое оформление должно гармонировать с формой игрушки, быть красочным, декоративным, жизнерадостным.

Гигиенические требования:

  • содействовать физическому развитию, совершенствовать различные движения, укреплять нервную систему, развивать органы чувств;
  • для изготовления и внешнего оформления употреблять только безвредные материалы и красители;
  • должны поддаваться санитарной обработки
  • должны быть прочными и надежными в действии, удобными в пользовании и по весу соответствовать физическим силам ребенка определенного возраста.

Психологические требования: игрушки не должны:

  • провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным);
  • наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • возбуждать интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. [4].

Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-нибудь подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы.

Значение строительных материалов определяется, прежде всего характером самого материала. К.Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом» сооружение построек из различных наборов, строительных материалов – один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания. Игры со строительными материалами, в процессе которого ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т.п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т.д. [8].

Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень нужны важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.

Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.

Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.

Театральные игрушки подготавливают детей к театральному действию. В старших группах ими пользуются сами дети – в играх-драматизациях и других театральных играх.[30].

 

1.2. Особенности  влияние игровых замыслов на  детей старшего дошкольного возраста

Информация о работе Влияние игрушки на развитие игрового замысла у детей старшего дошкольного возраста