Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

74. Дети должны быть более  заботливы и благодарны матери за труд, вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются  мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

76. В семейной жизни существует  много вопросов, которые нельзя  решить путем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны  воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.

78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться  в способе мышления их родителей.

80. Больше всех других дети  должны уважать своих родителей.

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом  и борьбой, так как это может  привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

82. Одно из плохих явлений  заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

83. Родители должны считать детей  равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.

84. Когда ребенок делает то, что  обязан, он находится на правильном  пути и будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому  грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных  моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

88. Если мать руководит домом  и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

89. Так как ребенок — часть  матери, она имеет право знать все о его жизни.

90. Дети, которым разрешают шутить  и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

91. Родители должны приложить  все усилия, чтобы как можно  раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются  в большем количестве времени  для отдыха после рождения  ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность  в том, что его не накажут, если  он доверит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать  к тяжелой работе дома, чтобы  он не потерял охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

98. Самая главная забота матери  — благополучие и безопасность ребенка.

99. Естественно, что двое людей  с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой  дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит  с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен  слушать критические замечания о своих родителях.

103. Первая из обязанностей детей  — доверие по отношению к родителям.

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя  несчастной, потому что знает, что  многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы  у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

109. Немногие мужчины понимают, что  матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.

110. С ребенком что–то не в  порядке, если он много интересуется сексуальными вопросами.

111. Выходя замуж, женщина должна  отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в  домашние заботы, он сближается  с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить  кормить ребенка грудью и из  бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно»  питаться).

115. Нельзя требовать от матери  слишком большого чувства ответственности  по отношению к детям.

 

Ключ к тесту PARI

 

1 — Вербализация

2 — Чрезмерная забота

3 — Зависимость от семьи

4 — Подавление воли

5 — Ощущение самопожертвования

6 — Опасение обидеть

7 — Семейные конфликты

8 — Раздражительность

9 — Излишняя строгость

10 — Исключение внесемейных влияний

11 — Сверхавторитет родителей

12 — Подавление агрессивности

13 — Неудовлетворенность ролью хозяйки

14 — Партнерские отношения

15 — Развитие активности ребенка

16 — Уклонение от конфликта

17 — Безучастность мужа

18 — Подавление сексуальности

19 — Доминирование матери

20 — Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

21 — Уравнение отношений

22 — Стремление ускорить развитие ребенка

23 — Несамостоятельность матери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответов к тесту PARI

 

 
Фамилия, имя, отчество ______________________________________________ 
Cколько Вам лет____________________________________________________ 
Фамилия и имя сына (дочери)_________________________________________ 
Сколько ему (ей) лет_________________________________________________  
Дата_______________________________________________________________  
Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)___________________________ 
Сколько у Вас детей и какого возраста _________________________________

 

1

 

24

 

47

 

70

 

93

   

2

 

25

 

48

 

71

 

94

   

3

 

26

 

49

 

72

 

95

   

4

 

27

 

50

 

73

 

96

   

5

 

28

 

51

 

74

 

97

   

6

 

29

 

52

 

75

 

98

   

7

 

30

 

53

 

76

 

99

   

8

 

31

 

54

 

77

 

100

   

9

 

32

 

55

 

78

 

101

   

10

 

33

 

56

 

79

 

102

   

11

 

34

 

57

 

80

 

103

   

12

 

35

 

58

 

81

 

104

   

13

 

36

 

59

 

82

 

105

   

14

 

37

 

60

 

83

 

106

   

15

 

38

 

61

 

84

 

107

   

16

 

39

 

62

 

85

 

108

   

17

 

40

 

63

 

86

 

109

   

18

 

41

 

64

 

87

 

110

   

19

 

42

 

65

 

88

 

111

   

20

 

43

 

66

 

89

 

112

   

21

 

44

 

67

 

90

 

113

   

22

 

45

 

68

 

91

 

114

   

23

 

46

 

69

 

92

 

115

   

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методика №2: Диагностика нравственной самооценки [46]

 

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала;

если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала;

если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым  со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь  однокласснику, когда он попал  в беду.

3. Я считаю, что можно  быть не сдержанным с некоторыми  взрослыми.

4. Наверное, нет ничего  страшного в том, чтобы нагрубить  неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно  позволить себе выругаться на  несправедливое замечание в мой  адрес.

7. Если кого-то в классе  дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать  людям радость.

9. Мне кажется, что нужно  уметь прощать людям их отрицательные  поступки.

10. Я думаю, что важно  понимать других людей, даже если  они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика №2: Диагностика этики поведения [46]

 

Инструкция: учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то  из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной  смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы  меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно  перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется  общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников