Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

Задачи контрольного этапа исследования:

  • подобрать психодиагностический инструментарий;
  • изучить детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте;
  • изучить уровень нравственного развития детей младшего школьного возраста;
  • выявить взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и уровнем нравственности ребенка младшего школьного возраста;
  • разработать методику по повышению уровня нравственного развития и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

Эмпирическое исследование проводилось в течение 2014 года.

В ходе практической части исследования был использован следующий диагностический инструментарий:

1. Методика №1. Опросник PARI (приложение 1) [50].

Цель:  предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

В ходе проведения психодиагностического пакета методик, нами были исследованы основные показатели нравственного развития детей и особенности семейного взаимодействия. Психодиагностические методики позволили получить количественные данные, наглядное представление и качественную интерпретацию.

2. Методика №2.  Диагностика нравственной самооценки (приложение 2) [46].

Цель: исследование уровня нравственной самооценки.

Данная методика предназначена для выявления детей с разными уровнями нравственной самооценки и позволяет посмотреть, как ребенок оценивает свой поступок в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, а также его склонность судить о поступках по важности их последствий, суждения о которых выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказание может повлечь за собой этот поступок.

3. Методика №3.  Диагностика этики поведения (приложение 3) [46].

Цель: изучение сформированности нравственных и этических норм поведения.

Данная методика позволяет выявить уровни в этике поведения ребенка.

Ведь нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. Эта методика позволяет выявить насколько у ребенка сформированы устойчивые представления об этике, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе. Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением.

4. Методика №4. Диагностика отношения к жизненным ценностям (приложение 4) [46].

Цель: изучение приоритетов в системе жизненных ценностей.

Данная методика позволяет определить сформированность жизненных ценностей детей младшего школьного возраста, ведь на основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности, заключающаяся в способности человека сознательно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять свободный выбор решений, утверждать своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности. Реализация ценностей в этом случае воспринимается индивидом как нравственный, гражданский, профессиональный и т.д. долг, уклонение от которого предотвращается прежде всего механизмом внутреннего самоконтроля, совестью.

Проведенное исследование, анализ и интерпретация полученных в его ходе данных позволила сделать следующие выводы.

Исследование отношения родителей к детям, как фактора, оказывающего влияние на уровень развития нравственности, проведенного при помощи методики PARI во 2А классе (контрольная группа), показало следующее.

Родители учащихся 2А класса в большей степени склонны к эмоциональному контакту со своими детьми, не выходящему за рамки нормы - рисунок 1.

Рис. 1 - Результаты исследования родителей  учащихся 2А класса  по методике PARI, %

 

Так, у большей части родителей учащихся 2А класса (70%) отмечается тенденция к эмоциональному контакту, это семьи, где с детьми выстраиваются партнерские отношения, позволяющие свободно выражать свое мнение и желания, Действия таких родителей направлены на развитие активности ребенка. У наименьшего количества родителей данной группы (10%) отмечается излишняя эмоциональная дистанция с ребенком и у небольшого процента (20%) опрошенных выявлена излишняя концентрация внимания на ребенке. Эти родители проявляют чрезмерную опеку в отношении ребенка, боясь его обидеть, для них характерно стремление ускорить развитие ребенка.

Показатели развития нравственной самооценки у детей 2А класса, выглядят следующим образом - таблица 1.

Из таблицы 1 видно, что большинство детей (43%) с высоким уровнем нравственной самооценки воспитано в семьях с эмоциональным контактом между детьми и родителями, небольшой процент (17%) - в семьях с излишней концентрацией внимания родителей на ребенке. Остальные дети имеют средний уровень нравственной самооценки.

Таблица 1

Распределение уровней нравственной самооценки младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям 2А класса, %

Уровень нравственной самооценки

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

43

0

17

Средний

57

100

83

Ниже среднего

0

0

0

Низкий

0

0

0


 

 

В семьях с излишней эмоциональной дистанцией между родителями и детьми и в семьях с излишней концентрацией внимания родителей на ребенке воспитываются в основном дети, имеющие средний уровень нравственной самооценки. Такие данные свидетельствуют о качественных внутриличностных образованиях, позволяющих ребенку адекватно воспринимать и контролировать себя и свои поступки.

Диагностика уровня этики поведения у детей 2А класса, позволила выделить так же лишь два уровня развития - таблица 2.

Таблица 2

Распределение уровней этики поведения младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям во 2А классе, %

Уровень этики поведения

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

48

0

33

Средний

52

100

67

Низкий

0

0

0


 

 

В контрольной группе у детей приблизительно равномерное распределение между двумя основными типами взаимоотношений родителей и детей. Так высокий уровень этики поведения (48%) сформирован у детей, воспитывающихся в семьях с эмоциональным контактом между детьми и родителями. Именно в таких семьях родители учат детей контролировать свои эмоции и относиться к ближнему как к самому себе. В своих поведенческих реакциях эти дети руководствуются знакомыми им этическими и моральными аспектами, сформированными в родительских семьях. У второй половины детей этика поведения развита на среднем уровне. Так, абсолютно все дети из семей (100%) с излишней эмоциональной дистанцией имеют средний уровень этики поведения. Детей с низким уровнем этики поведения при обработке и интерпретации результатов в контрольной группе выявлено не было.

Результаты исследования отношения к жизненным ценностям у детей 2А класса, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение уровней жизненных ценностей младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям в контрольной группе, %

Уровень жизненных ценностей

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

43

0

17

Средний

57

33

83

Ниже среднего

0

67

0

Низкий

0

0

0


 

 

Большая часть исследуемых детей контрольной группы относится к высокому и среднему уровням сформированности жизненных ценностей. Это дети с четкими представлениями о существующих "вечных" ценностях в жизни любого человека, умеющие привносить эти ценности в свою жизнь и опыт. Но много детей с уровнем сформированности жизненных ценностей ниже среднего (67%), то есть воспитаны в семьях с излишней эмоциональной дистанцией между родителями и детьми.

Далее было проведено диагностическое исследование в экспериментальной группе - 2Б класс.

Результаты исследования по методике PARI родителей учащихся 2Б класса представлены на рисунке 2.

Рис. 2 - Результаты исследования родителей  учащихся 2Б класса по методике PARI

 

Родители учащихся 2Б класса при взаимоотношениях с детьми проявляют чаще, в 50% случаев, излишнюю концентрацию на своем ребенке, это проявляется через установление зависимых отношений ребенка от родителей, достигаемых подавлением воли и истинных желаний ребенка, картина мира воспринимается только через призму взглядов внутри семьи.

Отношения по типу оптимального эмоционального контакта наблюдаются у 30% детей 2Б класса, данный тип взаимоотношений рассматривается, как наиболее демократичный и позволяющий ребенку активно развиваться.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком отмечена у 20% родителей учащихся 2Б класса, родители склонны к дистанцированию отношений с ребенком, при взаимодействии чаще проявляют излишнюю строгость и негативные эмоции.

Таким образом, у родителей  2Б класса отмечаются разнонаправленные тенденции в отношении к ребенку. Так, адекватный эмоциональный контакт выявлен лишь у меньшей половины родителей, в то время как большинство исследованных имеют крайние тенденции в отношении к ребенку: 20% из которых склонны к излишней эмоциональной дистанции с ребенком и 50% ориентированы в отношениях с ним на излишнюю концентрацию внимания.

По методике исследования уровня развития нравственной самооценки у детей 2Б класса  были получены следующие результаты - таблица 4.

Таблица 4

Распределение уровней нравственной самооценки младшего школьника в зависимости от типа отношения родителей к детям во 2Б классе, %

Уровень нравственной самооценки

Тип отношения родителей к детям

Эмоциональный контакт между детьми и родителями

Излишняя эмоциональная дистанция между родителями и детьми

Излишняя концентрация внимания родителей на ребенке

Высокий

33

0

0

Средний

56

0

67

Ниже среднего

11

50

27

Низкий

0

50

6

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников