Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Осведомленность родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Необходимо отметить, что с возрастом ребенка меняется степень контроля за его поведением со стороны родителей, а любовь, уважение, доверие, остаются на прежнем высоком уровне на протяжении всего периода воспитания ребенка, общения с ним. По данным Куперсмита дети в таких семьях имеют высокую самооценку. Семья сплочена, определенный круг семейных вопросов решается совместно, семейное воспитание несет в себе дисциплинирующее начало.

А.Б. Добрович, в свою очередь, отмечает, что такая семья не предлагает ребенку только определенные, фиксированные роли. Через все роли ребенок проходит, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает. Нормальная семья предлагает ребенку не только разумный "ролевой репертуар", но и социальные и ценностные ориентации, образцы для подражания, то есть, все то, что способствует формированию гармоничного характера [49].

 

1.3 Модель  реализации влияния авторитета  родителей  на нравственное воспитание

 

Авторитет является важнейшим элементом каждой власти, в том числе и родительской. Родитель, который имеет авторитет быстрее и легче влияет на ребенка, тем же может корректировать его несвойственное поведение.

Чтобы удержать власть, родитель должен иметь преимущество над ребенком, иначе построение авторитета не удастся.

Таким образом, на основании проанализированного материала построим модель построения авторитета родителей.

Для подлинного авторитета родителям необходимо:

  • добросовестно относиться к своему труду;

  • расширять свой кругозор;

  • создавать нормальную атмосферу в семье, когда все её члены с удовольствием и радостью собираются после трудового дня вместе;

  • проявлять высокую требовательность к себе и окружающим. Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним;

  • иметь единство требований к детям со стороны всех старших членов семьи; не прощать плохие поступки детей [40, с. 34].

В семейном воспитании, пока дети в младшем школьном возрасте, пример как метод воспитания занимает ведущее место. Маленькие мальчики и девочки с удовольствием копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Если понаблюдать за играющими детьми, то можно увидеть в их играх многое из окружающей жизни, увидеть, как великолепно подражают они взрослым, их поведению, разговорам.

Процесс подражания требует целого ряда психологических условий. Для ребят младшего возраста, пожалуй, самыми важными являются три:

  • любовь к человеку, которому они хотят подражать;
  • превосходство опыта, знаний умений у того, с кого они хотят в чём-то брать пример;
  • привлекательность и доступность того, что они будут копировать.

Пока дети маленькие, удовлетворять этим условиям в семье нетрудно. Они видят в родителях защиту, опору, нуждаются в их ласке беспрерывном внимании и благодарят за всё это искренней детской любовью.

Раз человек взрослый – значит, он всё знает, всё умеет. В этом дети бывают уверены до тех пор, пока не научатся делать многое из того, что умеют старшие, пока отец, мать могут отвечать на их бесконечные «почему».

И конечно, малыши хотят поскорее вырасти, стать похожими на маму, папу. Поэтому поведение родителей, всё, что они говорят своим детям, привлекает их, вызывает желание подражать.

Главным основанием родительского авторитета должна   быть жизнь и работа родителей, их поведение. Они должны интересоваться жизнью своих детей, знать все, что с ними происходит. Авторитет знания закономерно приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как поступить, нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит об этом, потому что не умеет    это сделать, но родители сами должны оказать помощь.

Родительская помощь не должна быть навязчивой. В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы  он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные    вопросы.

Линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ребенок должен знать, что вы  отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и  другими людьми.

Действительный авторитет родителей основывается на знании жизни ребенка, на оказании своевременной помощи ему    и на ответственности за его воспитание.

Авторитету родителей способствует:

  • остерегаться духовной разобщенности с детьми. Как правило, отрицательные свойства детского характера, непослушание, неприятие родителей являются результатом неправильных взаимоотношений в семье. Чтобы ребенок слушался родителей, необходимо, чтобы он уважал их, а не только боялся. Чувство уважения сильнее страха перед наказанием;

 стремиться к установлению в семье демократических отношений, опирающихся не на авторитет власти, а на богатство жизненного опыта, на нравственное превосходство;

 соблюдать единство требований. Несогласие взрослых создает для ребенка сложную ситуацию: кого слушать? Ребенок вынужден приспосабливаться, скрывать свои негативные чувства к родителям;

  учитывать: ребенку легче понять, что от него требуется и научиться чему-то новому, если родители действуют сообща;

  поддерживать авторитет друг друга. Помнить о том, что завоевать его трудно, а потерять легко. Не оскорблять, не унижать достоинство друг друга, тем более в присутствии ребенка;

   поощрять желание ребенка стать лучше, не ограничиваться внешней регламентацией - предъявлением требований;

   помнить о том, что дети всегда испытывают острую потребность в общении с родителями, в их ласке, требуют к себе внимательного и уважительного отношения. Ласка и душевное тепло родителей помогут устранить отчужденность;

  учитывать перемены, происходящие в ребенке. Уметь вовремя  изменить тональность обращения к нему;

  проявлять гибкость, критически оценивать личный опыт семейного воспитания, не допускать давления стереотипов собственного детства [40, с. 37].

А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он  называл "общим тоном семьи". По мнению Макаренко, "общий тон семьи" воздействует на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои несогласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом, или "общим тоном семьи", и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры. Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей [47].

В заключение главы можно сделать следующие выводы.

Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет.

Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живётся спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания  младших школьников на примере родительского авторитета

 

2.1 Изучение  влияния авторитета родителей  на нравственное воспитание младших  школьников

 

Опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета включает в себя три этапа.

На первом этапе опытно - экспериментальной работы (констатирующий) был изучен характер влияния детско - родительских отношений и сделаны соответствующие выводы.

Второй этап (формироующий) - был направлен на повышение нравственного развития и гармонизации детско - родительских отношений с детьми экспериментальной группы.

Третий этап (контрольный) включал в себя повторное диагностирование влияниея авторитета родителей на детей и характер их детско - роительских отношений.

Объем выборки составил: 30 детей - учащиеся 2А класса (контрольная группа) и 30 детей - учащиеся 2Б класса (экспериментальная группа), и их родители.

Цель констатирующего этапа исследования: изучить характер влияния детско-родительских отношений на уровень нравственного развития детей младшего школьного возраста и разработать методику по повышению уровня нравственного развития и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников