Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

Трудолюбие - это сфера эмоциональная. Ребенок должен испытывать радость от проделанной работы, от достигнутых результатов. Чем глубже эта радость, тем больше ребенок дорожит собой как человеком, осознает себя как личность.

Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Наиболее эффективно работает ребенок, если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости.

Древнегреческий ученый Демокрит писал, что постоянный труд делается легче благодаря привычке.

Самая большая беда, с которой прежде всего встречается ребенок - отсутствие трудолюбия, умения преодолевать трудности в овладении навыками труда.

Психологи утверждают, что источники способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий.

В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы малыша приобщают к труду. Одно из главных приобщений - самообслуживание. Различные виды бытового труда и самообслуживания имеют большое значение в становлении "Я" ребенка. Первоклассник уже может совершенно самостоятельно стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, штопать, разогревать еду, готовить простые блюда и многое другое. Излишней опекой родители только осложняют собственную жизнь и жизнь детей.

Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильное дело для младших. Сначала поручайте лишь часть работы, а затем давайте ребенку выполнить всю работу от начала до конца.

У младшего школьника должны быть постоянные обязанности. Чем больше доверено младшему человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. А это очень важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.

Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих каждодневных обязанностей, есть еще общее с папой (мамой) или с другими членами семьи дело или увлечение. И начинаются такие дела с самых простых, постепенно усложняющихся. Для мальчика - разложить инструменты на свои места, для девочки - навести порядок в своих игрушках. Родительские требования должны быть разумными и понятными для ребенка, а главное - выполнимыми.

Желательно отвести часть времени на творческий труд, который бы увлекал ребенка своим содержанием, процессом работы, конечным результатом (разнообразными подходами). К сожалению, в домашних условиях этому виду деятельности детей придают в семье мало внимания. Но именно в таком, самостоятельно избранном, труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей. К труду нельзя принуждать. Постарайтесь лучше в доходчивой форме пояснить детям известное положение о том, что труд требует самого большого героизма.

Недопустимо прибегать к наказаниям трудом: нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку, мыть пол и т. д. Дело не в том, что ребенок, прошедший такое наказание, не воспылает любовью к труду, а в том, что он усвоит, что труд - это наказание. У хороших воспитателей есть правило: надо заслужить, чтобы тебе доверили дело, заслужить право трудиться - как награду.

Тот, кто с детства не приучен к труду, к бережливости, не вырастет рачительным хозяином. Великая заповедь народа, что любой труд почетен - незримо подрывается тоном пренебрежения, с которым иногда говорится о нем.

Возьмите обыкновенный предмет и обсудите с ребенком, из чего он сделан, и вы увидите длинную цепочку связей, даже сами удивитесь.

Отношение к труду тесно связано с двумя его сторонами - культурой и качеством. Хорошо организованная работа, в которой все продумано, спорится, как бы сама по себе идет, гораздо меньше утомляет нравственно и физически. Первое, о чем надо побеспокоиться - это привести в порядок рабочее место. Тогда в ходе работы все внимание будет сосредоточено на качестве, на поисках рациональных путей выполнения работы.

 

 

Приложение 9

 

Памятка для родителей «Авторитет - основа воспитания»

 

1) Требовательное отношение  к себе – основа авторитета  родителей. У взрослых не должно  быть расхождения между словом  и делом.

2) Основанием авторитета  является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность  за воспитание детей перед  обществом, перед самими собой.

3) Важно создавать эмоционально  положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт  в отношениях друг с другом, с детьми.

4) Благоприятная атмосфера  семейных отношений создается  тогда, когда родители с уважением  относятся к проблемам своих  детей и их друзьям.

5) Необходимо по возможности  чаще проводить интересные семейные  досуги, где ребенку с неожиданной  стороны раскрываются взрослые  члены семьи: отец и мать предстают  веселыми, остроумными, интересными  людьми.

6) Духовное общение с  детьми – одно из условий  поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное  общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные  совместные занятия и игры, приобщение  малыша к полезным увлечениям  отца или матери (занятиям спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

7) Важно проявлять терпение  и такт, отвечая на детские  вопросы.

8) Доверительные отношения  между взрослыми и детьми устанавливаются  и в тех случаях, когда родители  умеют признаться в своих ошибках.

9) С обещаниями родители  должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо  тщательно обосновать. Не следует  допускать обещаний, которые невозможно  выполнить.

10) Детям нельзя говорить  неправду. Фальшь в словах отца  или матери ребенок тонко чувствует.

 

 

 


Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников