Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать влияние родительского авторитета на развитие ребенка и выявить способы и проблемы формирования родительского авторитета.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
 охарактеризовать сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников;
 рассмотреть авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших школьников;
 обосновать модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное воспитание;
 описать опыт организации нравственного воспитания младших школьников на примере родительского авторитета.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава1. Теоретические основы проблемы влияния авторитета родителей
на воспитание младших школьников....................................................................7
1.1 Сущность, задачи и содержание нравственного воспитания младших
школьников..............................................................................................................7
1.2 Авторитет родителей как фактор нравственного воспитания младших
школьников............................................................................................................14
1.3 Модель реализации влияния авторитета родителей на нравственное
воспитание..............................................................................................................19
Глава 2. Опыт организации нравственного воспитания младших школьников
на примере родительского авторитета................................................................24
2.1 Изучение влияния авторитета родителей на нравственное воспитание
младших школьников............................................................................................24
2.2 Пути и средства использования авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.......................................................................38
2.3 Итоги опытно - экспериментальной работы по исследованию влияния
авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников....42
Заключение.............................................................................................................51
Список использованной литературы...................................................................56
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников.docx

— 239.49 Кб (Скачать файл)

Чтобы глубже узнать ребенка, необходимо проанализировать его отношение к окружающему миру. Любая личность раскрывается по отношению к учебе, труду, к своему делу, к окружающим. Изучая эти отношения, можно выделить и основные качества личности, поставить воспитательный диагноз и в соответствии с ним подбирать приемы и методы воспитания. Психологи выделяют четыре группы отношений, а мы, в соответствии с возрастом младшего школьника, рассмотрим лишь три из них: отношение ребенка к своему делу; отношение к другим людям, отношение к самому к себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение ребенка к своему делу

 

1. Понимает ли важность труда в жизни людей?

2. Доставляет ли труд ему удовольствие или неприятен?

3. Как относится к уборке, самообслуживанию, помощи окружающим?

4. Инициативен ли при выполнении порученного дела?

5. Добросовестен ли на уроках труда?

6. Доводит ли начатое дело  до конца, несмотря на препятствия?

7. Какие виды трудовой деятельности  оказывают на ребенка стимулирующее влияние?

8. Ценит ли и бережет труд  окружающих или проявляет неуважение?

9. Как относится к своим и  чужим вещам, школьному имуществу?

10. Трудится потому, что ему важен  результат или сам процесс  труда, потому что это дает  возможность делать открытия, творить  или возможность завоевать лидерство, добиться признания?

Диагностика не представляет трудностей. Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи. Очень важно не подменять отношение результатом. Ребенок хочет сделать что-то, но это не всегда у него может получиться хорошо. Достижения в труде, учебе не всегда адекватны отношению ребенка к ним. Для младшего школьника главное - положительное отношение к труду, желание трудиться, понимать значение труда в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение ребенка к другим людям

 

1. Как относится к членам семьи?

2. Каково отношение к укладу семьи?

3. Легко или трудно сходится  с товарищами, с коллективом, со сверстниками?

4. Доволен ли своим положением в коллективе?

5. Имеет ли достаточно широкий  круг близких товарищей, друзей?

6. С кем из учащихся класса  стремится дружить, с кем избегает  общения, каково положение друзей в классном коллективе?

7. Как относится к учителям и другим работникам школы?

8. Как относится к общественным  поручениям, каковы мотивы общественной  активности (стремление к деятельности, потребность в самоутверждении, или ребенок действует только  на словах, не подкрепляя их конкретными делами)?

9. Отношение к общественному  мнению активно-положительное: стремится  исправить недостатки, стремится добиться одобрения, похвалы…

10. Отношение к общественному  мнению пассивно-положительное: принятие  критики, похвалы без активного  проявления своего отношения к этому.

11. Отношение к общественному  мнению безразличное, равнодушное.

12. Отрицательное отношение к общественному мнению.

13. Как относится к взрослым, соседям, знакомым?

14. С кем дружит на улице, вне дома?

15. Как проводит свободное время?

16. Как относится к животным?

 

Советы учителю

Чтобы объективно ответить на эти вопросы, необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам. Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг.

Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагоприятные дети вырастают в неблагоприятных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети.

 

Отношение ребенка к самому себе

 

1. Доволен или недоволен собой, как часто это проявляется, при  каких условиях, по какому поводу?

2. Какие черты хотел бы приобрести  и от каких хотел бы избавиться?

3. Каков уровень притязаний ребенка, соответствуют ли они его возможностям?

4. Проявляется ли неудовлетворенность  собой в конкретных попытках исправить свои недостатки?

5. Как реагирует на собственные успехи, неудачи?

6. Как реагирует на достижения или промахи товарищей?

7. Внимателен ли к окружающим, требует ли внимания от других? Нет ли между этими качествами  личности противоречия (требует  внимания от других, а сам не  внимателен к окружающим, и наоборот).

Советы учителю

Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др.

Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности. Одного рецепта на все случаи быть не может.

Знание особенностей личности ребенка позволит определить соответствующую программу его воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Беседа 3. Чему надо научить своего ребенка?

 

В жизни есть многое, чему должен научиться ребенок, пока вырастет. Какие-то умения и знания более важны, другие менее. Американский педагог Эда Ле Шан выделила несколько важных моментов, которым родители могут и должны научить своего ребенка, чтобы подготовить его к взрослой жизни.

1. Любить себя. Любить себя - это не значит делать только то, что хочется. Любить - это значит ценить собственную жизнь. Любить себя - это значит управлять своими чувствами, своими эмоциями. Любить себя - бережно относиться к тому, что окружает. Любить себя - делать так, чтобы не было лишних замечаний, поучений, наказаний. Любить себя - чувствовать себя человеком, причем хорошим человеком, а не ущербным. Чувство собственной уникальности - жизненно важная часть человеческого существования.

2. Интерпретировать поведение. Ребенок должен понимать, что настроение человека может зависеть от разных причин и что если его поведение не совпадает с настроением взрослых, то это может вызвать конфликты. Нужно уметь видеть настроение других людей и строить свое поведение в соответствии с этим.

Помимо того, что ребенку надо уметь видеть настроение других людей, ему надо научиться объяснять и свое собственное поведение. Осознание своего поведения, своих проступков поможет ребенку принимать в каждом случае необходимое решение для выхода из создавшейся ситуации.

3. Общаться при помощи слов. Любой ребенок должен уметь рассказать о своих чувствах и переживаниях словами. Это важно, чтобы взрослый мог понять его и, при необходимости, помочь принять нужное решение.

4. Понимать различие между мыслями и действиями. Не умея этого делать, ребенок очень трудно входит в работу. Мысли, особенно тревожные, заполняют все его сознание, и он не в состоянии переключиться на выполнение задания. Важно научить маленького человека тому, что успешно можно делать лишь то, о чем думаешь. Если делаешь одно, а думаешь о другом, то очень трудно выполнить работу качественно.

5. Интересоваться и задавать вопросы. Ребенок от природы любознателен. И чтобы много знать, надо уметь спрашивать, задавать вопросы. Не убивайте у ребенка этого желания. Без желания задавать вопросы не появится желание учиться. Важно, чтобы взрослые не только отвечали на вопросы ребенка, но и учили его самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы путем рассуждения, а может быть, и порекомендовали ему прочесть об этом в книге. Поощряя любознательность ребенка, мы развиваем его интеллектуальные способности. Ребенку необходимо знать, что некоторые вопросы не имеют ответа. Возможно, на некоторые из них ему придется ответить самому. Наука и практика пока не получили ответов на многие вопросы.

6. Не бояться неудач. Это необходимое условие взросления. Чтобы научиться чему-либо, мы должны не бояться ошибок. Человек, как правило, учится на своих ошибках. Умение пережить неудачу, начать все с начала, а не падать духом - очень важное умение. Ни одно большое открытие не давалось без большого числа предшествующих ему испытаний и неудач. Любая работа - это риск, где всегда возможен либо выигрыш, либо проигрыш. Надо не бояться рисковать.

7. Доверять взрослым. Постарайтесь не обманывать ребенка, будьте с ним честным. Дети тонко чувствуют фальшь. Мы платим доверием ребенка к нам за те игры, в которые мы играем с ними, чтобы избежать слез. Старайтесь быть честными практически во всех случаях, а если что-то не получается, то попытайтесь это объяснить ребенку. Вполне можно дать понять ребенку, что не все люди одинаково добрые, но большинство все же добры. Недоверие возникает из ощущения неприятных качеств личности человека. Для детей такое ощущение - не редкость. Важно показать ребенку, что часть людей наделена отрицательными чертами. Они практически есть в каждом человеке. Человек не может состоять из одних достоинств или недостатков. Не было бы недостатков, не видно было бы и достоинств, и наоборот.

8. Думать самому. Этому легко научиться. Надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свои суждения, не боясь, что его накажут. Когда мы демонстрируем уважение к его мнению, обсуждаем ситуацию "на равных", высказываем свое мнение, мы учим ребенка анализировать последствия действий прежде, чем он их совершит. Мы готовим его к принятию самостоятельных решений. Особенно важно научить ребенка говорить "нет", отказываться от чего-то - это очень важное качество человека. Не каждый способен сказать "нет".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Беседа 4. Значение труда в воспитании детей

 

Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего.

В Средней Азии детей рано начинали привлекать к участию в сельскохозяйственных и домашних делах. Особое значение в воспитании подрастающего поколения имели коллективные виды труда, являющиеся общепризнанными и надежными формами коллективной взаимопомощи, которые сохранились до настоящего времени. Народная педагогика считала, что чем раньше дети приучатся к труду, тем лучше. Проблемы трудового воспитания затрагивали Фараби (870-950) - основатель средневековой психологии Востока, Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) философ, врач, педагог, Саади (1184-1291), Алишер Навои (1441-1501). Навои говорил, что труд украшает человека, благодаря труду человек совершенствуется.

Проблему развития человека в труде продолжают исследовать и современные педагоги. 
Большое значение уделял трудовому воспитанию А. С. Макаренко. Он считал, что трудовое воспитание нужно начинать в семье. Он выделял пять основных моментов трудового воспитания. Приведем их в кратком изложении.

Первое, о чем должны помнить родители, - это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие.

Второе - трудиться можно и по принуждению. Но принудительный труд не приносит радости. Если же труд является жизненной необходимостью человека, то отношение к нему совсем иное. От такого труда человек испытывает радость, подходит к такому труду, как правило, творчески. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.

Третье - в труде важно взаимоотношение между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.

Четвертое - в труде человек мужает как физически, так и нравственно.

Пятое - труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, сколь счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и сколь несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик. 
Все эти положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

По мнению известного педагога В.А. Сухомлинского, труд - это основа всей жизни. В труде он выделял гармонию трех понятий: надо, трудно, прекрасно.

Ребенок начинает с самообслуживания, учебного труда. Постепенно он приобретает самые различные трудовые навыки. Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере родителей и близких.

Информация о работе Влияние авторитета родителей на нравственное воспитание младших школьников