Вклад в педагогику К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время. Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 144.62 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

             Педагогика – это  искусство, искусство ведения ребенка по жизни, искусство обучения, воспитания и развития. Во все времена первостепенной задачей педагогики, как науки являлось именно воспитание, деятельность педагога, преследующая основную цель духовного обогащения и взращивания подопечных. Но основная задача педагога – это не просто «взращивание» подопечных, а формирование разносторонней, образованной, гуманной и нравственной личности.

           В 90 – е годы XX века начался качественно новый этап педагогической мысли в России, связанный с возрождением гуманных общечеловеческих ценностей, несущий в себе духовно - воспитательную значимость воспитания личности. Становление и развитие этого этапа в истории отечественной педагогики тесно переплетается с именем великого русского педагога, основателем русской национальной педагогики – К. Д. Ушинского. (1, 16)

          Эти традиции не забыты и  в современное время. Сейчас  всё чаще педагоги говорят  о том, что в современном,  постоянно меняющемся мире информационных  и цифровых технологий при  воспитании подрастающего поколения  не остаётся места для моральных  ценностей, духовности, разумного,  доброго, вечного. А ведь именно  благодаря воспитанию  этих качеств  происходит не только оптимальное  обучение, воспитание и развитие  ребёнка, но и его успешная  социализация в обществе.

          В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов К. Д. Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и  активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания. Именно поэтому данная курсовая работа является актуальной и своевременной.  

    Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего  изучения наследия К.Д. Ушинского.

           Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время.

           Цель исследования – проанализировать, как оценивают вклад К. Д. Ушинского практикующие педагоги общеобразовательных школ, используют ли в своей работе идеи работ К. Д. Ушинского.

           В соответствии с целью, объектом  и предметом исследования были  поставлены следующие задачи:

  1. исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках различных точек зрения на тему курсовой работы;
  2. рассмотреть антропологические представления К. Д. Ушинского о развитии детей;
  3. раскрыть основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
  4. Провести опытно-экспериментальное исследование и выяснить, как педагоги массовой школы оценивают вклад К. Д. Ушинского в историю отечественной педагогики; используют ли они идеи К. Д. Ушинского в своей практике. Оценить результативность методической системы К. Д. Ушинского.
  5. Дать практические рекомендации для педагогических работников, основанные на идеях К. Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии детей.

           Очевидно, что К. Д. Ушинский внёс огромный вклад в историю русской отечественной педагогики. Он одним из первых представил человека как предмет воспитания. Именно поэтому объектом нашего исследования будет являться процесс воспитания детей, основанный на методических советах К. Д. Ушинского.

               Так как  только в процессе правильно организованного воспитания и обучения может произойти личностный рост ребёнка, то предметом нашего исследования будет являться изучение влияния методических советов К. Д. Ушинского на обучение, воспитание и развитие детей.

               Всестороннему анализу педагогической системы К.Д. Ушинского посвящены многочисленные работы дореволюционных и советских исследователей.  В изучение и внедрение в практику наследия  Ушинского большой вклад внесли такие видные педагогики, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, П.Ф. Каптерев, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, Н.А. Константинов. Труды этих педагогов составляют методологическую основу нашего исследования.

         Почти все они рассматривали человека как предмет воспитания и обучения.

          Проблема обучения и воспитания  вообще имеет многолетнюю историю  своего изучения, и, несомненно, этот  вопрос актуален и в настоящее  время.

          Значительное влияние на становление  личности ребёнка имеет именно  воспитание: семейное и школьное. В современной школе крайне  актуальным становится вопрос  «Как воспитать ребенка так,  чтобы он носителем нравственных  ценностей и культуры?»

        Для выявления влияния идей К. Д. Ушинского на деятельность современных педагогов нами были использованы следующие методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

2) анкетирование;

3) тестирование;

4) беседа.

           Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы социальными педагогами общеобразовательных учреждений, а также учителями общеобразовательных школ.

         База исследования: МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара.      

        Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СИСТЕМА АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ К. Д. УШИНСКОГО

 

             «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее»

 К. Д. Ушинский

 

        Как воспитать ребенка так, чтобы он стал носителем культуры и духовных ценностей? Этот вопрос актуален во все времена. Ответ на него смог дать великий русский педагог К. Д. Ушинский. Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского крайне востребована и в наше время.

          К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор». (19, 26)

           В этой главе мы рассмотрим  ретроспективу жизни К. Д. Ушинского,  а также рассмотрим основные  идеи его труда «Человек как  предмет воспитания. Опыт педагогической  антропологии».

 

 

    1. К. Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России: ретроспектива жизни.

 

           Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и юношеские годы в имении отца около города Новгород-Северска.

          Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.

После получения общего образования  молодой Константин Ушинский поступил на юридический факультет Московского  университета. Московские профессора оказали огромное влияние на становление взглядов Ушинского, поэтому, когда в 22 года Константин Дмитриевич был назначен исполняющим обязанности Ярославского юридического лицея, свои идеи о народности воспитания он активно внедрял в лекции. Критика в адрес народного образования, по мнению руководства лицея, плохо влияла на молодежь, поэтому скоро профессорская деятельность молодого Ушинского прекратилась. ( 8, 210)

             Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д.Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

              Затем в течение 3-х лет К.  Д. Ушинский работал инспектором  в Смольном институте благородных  девиц.

                 Деятельность Ушинского в Смольном  институте была признана чуть  ли не революционной; лекции, проводимые  им вызывали шквал неудовольствия  со стороны руководства.

                 В 1862 г. он был уволен из Смольного института благородных девиц. Ушинскому было предложено покинуть институт и выехать заграницу для составления учебника по педагогике. Фактически, этот выезд заграницу являл собой замаскированную ссылку.

                 Тяжелые переживания за судьбу  народного образования не могли  не отразиться на здоровье  выдающегося педагога. Тяжелая болезнь  легких дала о себе знать.  Но, несмотря на все тяготы, болезнь  и фактическую ссылку, в 1864 году  выходит в свет потрясающая  учебная книга «Родное слово»  и «Руководство к преподаванию  по «Родному слову» для родителей  и учителей».

                Кладезем педагогической мысли  К. Д. Ушинского явилось главное  его произведение – «Человек  как предмет воспитания. Опыт  педагогической антропологии», написанное педагогом в 1867 году. (4, 113)

            Напряженная общественная работа, тяжелая болезнь легких подорвали  здоровье талантливого ученого  и лишь ускорили его смерть.

            Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

             После тяжелейшей общественной  работы и написания своего  главного педагогического труда, 22 декабря 1870 года Константин  Дмитриевич скончался. Ушинский  был похоронен в Киеве,  на территории Выдубецкого монастыря. (18, 78)

            До сих пор мы глубоко чтим  и уважаем память этого поистине  великого педагога. К. Д. Ушинский  был не просто педагогом, но  Просветителем. Сейчас утверждена  медаль имени К. Д. Ушинского,  издано полное собрание его  сочинений. Имя К. Д. Ушинского  носит улица в городе Ярославле,  а также Ярославский педагогический университет.

          

 

    1. К.Д. Ушинский - основоположник педагогической антропологии

 

 

           Как необходимо воспитывать своих учеников? Какие методологические основы взять в качестве ведущих?

           На эти, казалось бы, риторические вопросы нашел ответы основатель научной отечественной педагогике – К. Д. Ушинский.

            Впервые именно им был поставлен  вопрос о всестороннем изучении  человека учителем.

          В педагогической и профессиональной  литературе времен Константина  Ушинского не нашлось ответов,  которые бы объясняли суть  и смысл воспитания. Ни в психологии, ни в философии не было подходящей концепции, раскрывающей процесс становления личности.

     Ушинский был первым, выделившим фундаментальную проблему воспитания — главного фактора человеческого развития — и возвеличившим дело воспитания как могучей силы общественного развития.

           Достигать целостного знания о человеке воспитуемом, по мнению К.Д. Ушинского, "было правильнее устройством особых факультетов", которые К.Д. Ушинский предлагал называть педагогическими или антропологическими, целью которых должно было быть "изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания" Ушинский К. Д. (25, 114)

           Педагогика, по мнению Ушинского  – это собрание правил педагогической  деятельности, своего рода – методические  советы по воспитанию и обучению.

Информация о работе Вклад в педагогику К.Д. Ушинского