Вклад Л.Н. Толстого в развитие отчественной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.

Вложенные файлы: 1 файл

Л.Н.Толстой.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

ВКЛАД Л.Н. ТОЛСТОГО В РАЗВИТИЕ ОТЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

1.1 Личность Л.Н. Толстого

Педагогическое творчество писателя можно разделить на два  больших периода:

- первый охватывает 50-70-е  гг. (создание Яснополянской школы,  издание журнала «Ясная поляна»,  составление учебных пособий – «Азбуки» и «Новой азбуки»);

- второй – включает  последние 30 лет жизни, когда  кристаллизуется религиозно-нравственное вероучение и предпринимаются попытки его адаптации к образовательным процессам.

«Азбука» Л.Н.Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.

В своих педагогических статьях  Л. Н. Толстой уделяет большое  внимание обоснованию принципа свободы  в воспитательно-образовательном процессе. Толстой не случайно так много занимался этой проблемой. Свободное воспитание в понимании Толстого во многом обусловлено его политическими и философскими взглядами.

Идеи славянофилов и русских  философов второй половины 19 века о  процессе воспитания и обучения в  начальной школе на народно-религиозных  началах оказали заметное воздействие  на направленность педагогических взглядов Л.Н. Толстого (1828-1910). Как философ  Л.Н. Толстой испытал сильное влияние  А. Шопенгауэра - природа человека составляет целостный образ, наполненный духом  и волей божьей и Ж.-Ж. Руссо, чьи  идеи сенсуалистического познания мира отразились в методах обучения крестьянских детей (1859г.).

Необходимо отметить, что  убеждения Толстого претерпевали изменения  вместе с эволюцией его философских  взглядов и гражданской позиции. В ранних педагогических статьях  Толстой понимал под традиционным воспитанием умышленное и принудительное формирование сознания учащихся. В  своей работе “Воспитание и образование  он пишет: “Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется  хорошим”. Он резко противопоставлял воспитание образованию: “...Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им”. Сущность образования он видел в элементарном усвоении детьми фактических знаний, сообщаемых в школе. Свободное воспитание Толстой понимал в 60-х годах как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознания при осторожной помощи педагога, который не имеет права “принудительно” влиять на формирование взглядов детей.

“Критериум свободы” выражал в педагогике Л. Н. Толстого новый тип общения и подхода к личности ребенка. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить ученика решать задачи, второй - чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то вскоре школа, общество, семья будет пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идеи обучения. Толстого прежде всего интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, “в человечестве и вселенной”, формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.

Педагогическая концепция  Л.Н. Толстого

Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного  процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал  учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. “Не философскими откровениями в наше время может подвинуться  наука Педагогика, но терпеливыми  и упорными повсеместными опытами...”. Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала “опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы”.Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:

принцип сознательности и  активности обучения;

принцип связи обучения с  жизнью;

принцип доступности обучения;

принцип прочности усвоения знаний;

принцип природосообразности.

Большое место он отводит  принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал  Толстой, - многосторонний процесс, а  не только воздействие лишь на интеллект  ребенка. Это - процесс активного, сознательного  и творческого, а не механического  усвоения детьми сообщаемых им в школе  знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой  придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого  мышления у учащихся. Он писал: “Если  ученик в школе не научился сам  ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов”{12 c. 118}.

Важным Л.Н. Толстой считал развивать: творчество детей (творческую активность); усваивать знания сознательно; использовать принцип наглядности.

Книга же для детей должна выполнять следующие требования:

1) высокая художественность;

2) сжатость и простота;

3) богатые и разнообразные  содержания;

4) истории о русской  жизни;

5) рассказы на нравственные  темы.

 

Особое место в дидактических  взглядах Толстого занимает принцип  связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо  подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей  в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой  считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории  народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен  и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес  учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности  обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной  форме. В качестве основ успешного  обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

1) чтобы то, чему учат  ученика, было понятно и занимательно 

2) чтобы душевные силы  его были в самых выгодных  условиях.”{12 с. 338}

Лучшим приемом для  достижения доступности обучения Толстой  считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного  сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных  истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта  детей, от частных фактов и явлений  вести детей к обобщениям. Толстой  рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых  ими действий, использовать элемент  проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде “Общие замечания для учителя”: “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии”.

Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности  в обучении, наметил некоторые  черты своеобразной системы, а также  условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у  школьника четкого понимания  смысла, самой идеи знания и каждого  из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, в педагогической концепции Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и  силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия  учитель не имеет права требовать  от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. “Ни один человек и ребенок  не был бы в силах учиться,- писал  Толстой,- нежели бы будущность его  учения представлялась ему только искусством писать или считать... Для того, чтобы  ученик мог отдаться весь учителю, нужно  открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под  постоянным обаянием этого впереди  его блещущего света, ученик в  состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем”{12 c.56}. Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание  сути.

Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе  к выше рассмотренной проблеме прочности  усвоения знаний, умений и навыков  была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.

“Желание учиться в  детях так сильно,- отмечал он , что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков”. Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. “Образование есть потребность всякого человека,- писал Толстой в статье “Сельский учитель”,- поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся».

Преобладающей формой занятий  был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божью, усваивали  грамматические правила, доступные  для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали  также рисованию, пению.

Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей.

 

Вывод

Таким образом Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. “Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами.

 

Педагогические идеи Л.Н. Толстого

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который  в своем имении Ясная Поляна организовал  начальную школу для детей  крестьян, где реализовывал свои мысли  об обучении и воспитании. Большое  внимание он обращал на формирование творческой самостоятельности детей, стремился к развитию теории «свободного  воспитания».

Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаще всего знания по основам науке  он излагал в форме рассказа. Ни за поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали. Лев Толстой  издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его  включала описание новых приемов  обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих  школ. Он приглашал к сотрудничеству в журнале учителей, «смотрящих на свое занятие не только как на средство существования, не только как на обязанность  обучения детей, но как на область  испытания для науки педагогики». Толстой опубликовал в журнале  многие свои статьи.

Информация о работе Вклад Л.Н. Толстого в развитие отчественной педагогики