Вклад В.А. Бакушинского в музейную педагогику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич (1883 - 1939), историк искусства, художественный критик, педагог. Разрабатывал методику музейных экскурсий, принципы эстетического воспитания, способствовал возрождению русских народных художественных промыслов Палеха и Мстеры.

Вложенные файлы: 1 файл

Бакушинский.docx

— 19.44 Кб (Скачать файл)

БАКУШИНСКИЙ Анатолий Васильевич (1883 - 1939), историк искусства, художественный критик, педагог. Разрабатывал методику музейных экскурсий, принципы эстетического  воспитания, способствовал возрождению  русских народных художественных промыслов  Палеха и Мстеры. вошел в историю советского искусствознания как разносторонний научный и общественный деятель. Его работы в области теории и практики эстетического воспитания, психологии творчества и психологии восприятия искусства, монографии о советских скульпторах, исследования народного творчества вошли в золотой фонд отечественной науки об искусстве.

 

Родился 16 (28 по новому стилю) апреля 1883 года в селе Верхний Ландех Гороховецкого уезда Владимирской губернии (ныне в Ивановской области).

В 1907 году поступил в тартуский  университет, закончил в 1911 году. Далее учился в Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина в Москве (1912—14).

Профессор Московского университета (1924—39).Работал в Цветковской (1917—25) и Третьяковской (1924—39) галереях в  Москве; разрабатывал методику подготовки экскурсоводов и принципы эстетического  воспитания, в частности, детей.

Следует подчеркнуть большой  интерес ученого к народному  творчеству, именно это и позволило  ему выдвинуть перед народным искусством серьезные художественные задачи в изменившихся условиях. С первых лет после революции Бакушинский вёл огромную работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстёра, Холуй, хохломская, городецкая росписи, Вятская (дымковская игрушка), выработав и здесь свои методы работы, сохранившие значение и в наше время.

 

Бакушинский подчеркнул связь моментов декора, орнамента и структуры и их гармоничное взаимодействие в народном искусстве. И то, что оно в своём развитии вступает во взаимодействие с другими культурными стилями. Причём, само народное искусство подчиняет себе все влияния.

В практике работы с промыслами на протяжении 20-х годов боролись два взгляда: художественные и коммерческие.

Художественные взгляды  на развитие промыслов наиболее последовательно  проводил А. В. Бакушинский, непосредственно работавший с мастерами. По его мнению, специалист, взявшийся за художественное руководство промыслами, должен не стеснять творческую свободу мастеров, а выявлять их внутренние возможности, без навязывания каких либо художественных решений. Тем более он должен отказаться от оценки произведений кустарей-художников и от узкой коммерческой ориентации.

Позиция Бакушинского представляется наиболее состоятельной, поскольку в конечном итоге сводилась к сохранению искусства промыслов именно как большого художественного явления.

Связанный с промыслами непосредственной практической работой, А. В. Бакушинский проверял на опыте и свою теорию, в то же время, обогащая последнюю результатами научного исследования. В такой неразрывности практики, теории и исторического изучения искусства оттачивалась и углублялась отношении диспут, происходивший исследовательская мысль учёного. Результаты появлялись довольно быстро, хотя нередко оценивались критикой отрицательно. Показателен в этом отношении диспут, происходивший в 20-е годы на тему «Правые течения в искусстве». На нём Бакушинский смело выступал в защиту нового Палеха, разбивая своих противников, поскольку прекрасно знал живое дело.

В обстановке накалённых споров, когда наследие и его роль в  новой социалистической культуре часто  понимались искажённо, многие вопросы, в частности дискутируемый тогда  вопрос о путях развития искусства  Палеха, приобретали чрезвычайно  острый характер. Бакушинский, выступая на диспуте в ГАХН, защищал молодое палехское искусство от догматиков, отрицавших новый путь Палеха. Он доказывал органичность перехода палешан от иконописи к лаковой миниатюре и естественность стилистической зависимости этой миниатюры от иконы, иконописного мастерства палешанина и его традиционной преемственности.

Некоторые искусствоведы  обвиняли Бакушинского (главным образом за работу в Палехе) в его якобы «капитуляции» перед художественными ценностями прошлого, в то время как именно глубокое понимание современности позволяло учёному зорко увидеть органичность палехского искусства, подготовленность его нового этапа самой историей, сохранившей жизнь промысла.

В произведениях старейших  палешан — И. Голикова, И. Маркичева, И. Баканова, А. Котухина, А. Дыдыкина И. Вакурова и многих других — Бакушинский, тонкий и чуткий ценитель художественного, отмечал подлинную жизнь искусства.

Бакушинский всегда умело поддерживал творческую инициативу народного мастера. Пробуждение её после Октябрьской революции ломало сложившийся в конце прошлого века взгляд на народного мастера как на кустаря, ремесленника, работающего по образцам художников-профессионалов. Дать почувствовать мастеру свободу творчества — вот задача, которую ставил Бакушинский. Это было чрезвычайно важно в тот период, когда во многих промыслах укоренились чуждые, часто навязанные извне художественные формы. Широкий диапазон исследовательской мысли позволил Бакушинскому серьёзно поставить проблему детского творчества и примитивного искусства, отражающих общность в механизме восприятия мира. Бакушинский в своих статьях дает интересную концепцию примитива в малой форме скульптуры, основываясь на особенностях примитивного сознания. Как образец символического примитивного жизнеощущения он рассматривает народную игрушку, изучая её происхождение.

 

 

Произведение народного  искусства, подобно произведениям  искусства профессионального, рассматривалось  Бакушинским как «центр творческих сил», как «оформленный сгусток творческой энергии, который вводится в жизнь художником, а затем действует индивидуально и социально». Показательно для научной интуиции ученого, что, несмотря на все звучавшие тогда приговоры народному искусству, якобы идущему к своему концу, Бакушинский утверждал:

«В условиях социалистического  общества народное искусство не только не завершит свой круг, но, напротив, должно обрести новые силы и источники для своего развития»

Труды:

Художественное творчество и воспитание, М., 1925;

Искусство Палеха, М.—Л., 1934;

Н. А. Андреев, М., 1939.

http://sovremennaya-encyclopedia.info/Современная_энциклопедия/1165/Бакушинский

 

Бакушинский Анатолий Васильевич

 

Бакушинский Анатолий Васильевич [16(28).4.1883, с. Верх. Ландех Владимирской губернии, — 9.1.1939, Москва], советский историк искусства, педагог и музейный деятель. Учился в тартуском университете (1907—11) и Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина в Москве (1912—14). Профессор Московского университета (1924—39). Работал в Цветковской (1917—25) и Третьяковской (1924—39) галереях в Москве; разрабатывал методику подготовки экскурсоводов и принципы эстетического воспитания (в т. ч. детей). Б. — исследователь русского советского и народного искусства; участвовал в возрождении художественных промыслов в Палехе и Мстёре.

Соч. (осн.): Художественное творчество и воспитание, М., 1925; Искусство Палеха, М.—Л., 1934; Н. А. Андреев, М., 1939.

  А. С. Галушкина.

Проблемы художественного  воспитания и психологии восприятия изобразительного искусства становятся для Бакушинского одной из ведущих тем. Главный акцент в разработанной им в 1918-1921 годах системе художественного восприятия ставился Бакушинским на "непосредственное творческое переживание произведения искусства".

С 1917 года Анатолий Васильевич являлся хранителем галереи - собрания русского искусства, принесённого в  дар Москве в 1909 году банковским служащим Цветковым. В 1926 году оно влилось в состав Государственной Третьяковской галереи, а в 1927 году Бакушинский стал заведующим отдела графики ГТГ. Многолетняя служба над уникальным цветковским собранием рисунков выдающихся русских мастеров делает ученого специалистом в области русской графики. В 1925 году выходит первостепеннный каталог цветковского собрания живописи и рисунка - плод кропотливого труда Бакушинского-хранителя.

Двадцатые годы - время до предела насыщенной общественной и  педагогической деятельности ученого. С 1920 года он читает лекции в Московском государственном университете, Литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова, ИФЛИ. Среди  его учеников будущие видные советские  историки искусства М. В. Алпатов, Н. И. Врунов, В. М. Василенко. С основанием в 1921 году Государственной Академии художественных наук (ГАХН), Бакушинский - ее действительный член, глава психологического отделения Академии. Одновременно он работает и в Институте археологии и искусствознания, научно-экспериментальном институте художественной промышленности.

Под непосредственным руководством Бакушинского, заложившего в своих научных трудах основы советской науки о народном искусстве ("Искусство Палеха", 1934; "Искусство Мстеры", 1934), велась служба по возрождению народного искусства Дымки, Городца и Хохломы, развитию современного искусства в бывших иконописных центрах Палеха, Мстеры и Холуя.

Большой вклад вписал Бакушинский в теорию и историю искусствознания. Его наиболее внушительный теоретический работа - книжка "Художественное творчество и воспитание" (1925). Имя Бакушинского связывается и с первыми исследованиями о советской скульптуре. По его статьям 20-х - начала 30-х годов в эти дни легче уяснить ход становления советской скульптуры. Он первым откликнулся на новое для русского искусства явление - организацию самостоятельных скульптурных экспозиций, устраиваемых с 1926 года Обществом русских скульпторов (ОРС). Результатом настолько пристального внимания к пластическим искусствам стали монографии о первом председателе ОРС В. Н. Домогацком (1936), скульпторе-анималисте и графике В. А. Ватагине (1933).

После смерти автора, в 1939 году, вышла его книжка о Н. А. Андрееве - скульпторе, рисовальщике, театральном  художнике, авторе московских памятников Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому, основоположнике  ленинской темы в советском искусстве. Эта монография остается и нынче  капитальнейшим исследованием о выдающемся мастере советского изобразительного искусства; а глава об андреевской "Лениниане" наряду со статьями предшествующих лет на ту же тему стала первым обобщающим исследованием о художественном воплощении образа В. И. Ленина. Бакушинский органично соединял в себе врожденный педагогический дар, незаурядный писательский дар, скрупулезность музейного работника и инициативность общественного деятеля. Его имя для нас насовсем останется неразрывно связанным с советским искусством 20-30-х годов.

Использованы материалы  статьи Н. Семеновой в кн.: 1989. Сто  памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

http://slovari.yandex.ru/Бакушинский/БСЭ/Бакушинский%20Анатолий%20Васильевич/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%EA%F3%F8%E8%ED%F1%EA%E8%E9,_%C0%ED%E0%F2%EE%EB%E8%E9_%C2%E0%F1%E8%EB%FC%E5%E2%E8%F7

http://www.peoples.ru/state/statesmen/anatoliy_bakushinskiy/

http://persones.ru/biography-10917.html

 

 

 


Информация о работе Вклад В.А. Бакушинского в музейную педагогику