Вклад в развитие зарубежной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом». Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Содержание

Демокрит……………………………………………………………………… 3
Аристотель……………………………………………………………………. 3
Марк Фабий Квинтилиан…………………………………………………….. 4
Томмазо Кампанелла…………………………………………………………. 7
Я. А. Коменский………………………………………………………………. 10
Джон Локк…………………………………………………………………….. 12
Ж.-Ж. Руссо……………………………………………………………………. 14
Песталоцци…………………………………………………………………… 17
И. Оберлин…………………………………………………………………… 20
С. Уильдерспин……………………………………………………………… 21
Фридрих Фребель……………………………………………………………. 22
Роберт Оуэн………………………………………………………………………………… 23
Джон Дьюи…………………………………………………………………… 24
Полина Кергомар…………………………………………………………… 25
Мария Монтессори…………………………………………………………… 26
Декроли……………………………………………………………………….. 29
Список литературы…………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

конспект.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Демокрит………………………………………………………………………

3

Аристотель…………………………………………………………………….

3

Марк  Фабий Квинтилиан……………………………………………………..

4

Томмазо Кампанелла………………………………………………………….

7

Я. А. Коменский……………………………………………………………….

10

Джон  Локк……………………………………………………………………..

12

Ж.-Ж. Руссо…………………………………………………………………….

14

Песталоцци……………………………………………………………………

17

И. Оберлин……………………………………………………………………

20

С. Уильдерспин………………………………………………………………

21

Фридрих Фребель…………………………………………………………….

22

Роберт Оуэн…………………………………………………………………………………

23

Джон Дьюи……………………………………………………………………

24

Полина  Кергомар…………………………………………………………

25

Мария Монтессори……………………………………………………………

26

Декроли………………………………………………………………………..

29

Список литературы…………………………………………………………...

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демокрит

 

 Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом». Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

 

Аристотель

Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека. Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».

Рассматривая  извечную проблему о соотношении  социальных и биологических детерминант  в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, «от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство», а с другой – «природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может».

Аристотель  придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста. Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа». Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в «диких животных». Гимнастика предназначена для формирования «прекрасного, а не дикого животного», - писал в этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

 

Марк  Фабий Квинтилиан

На основе опыта  своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «О воспитании оратора», в котором нашли отражение и некоторые общепедагогические проблемы. Квинтилианом впервые осознана необходимость педагогики как науки. Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека в его развитии. Он придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан  критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где дети допускались на пиршества и становились  свидетелями неблаговидного поведения  взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и дурное; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов.

Квинтилиан  считал, что уже младенца необходимо обучать правильно произносить  звуки речи, выговаривая слова. Он обращал внимание воспитателей на необходимость  учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Везде и всегда, советует Квинтилиан, следует обращать внимание на свойства и способности различных возрастов. Испытав способности каждого ученика, учитель должен решить как его обучать и чему. Ибо у одного ученика могут быть способности к истории, у другого к стихотворчеству, у третьего к правоведению, тогда как некоторых лучше всего отправить к плугу. Начинать обучение детей следует в игровой форме.

В произведение «О воспитании оратора» роль семьи в деле воспитания детей определялась в плане подготовки их к поступлению в школу. По мнению Квинтилиана, в самой природе человека заложена необходимая для его дальнейшего обучения «понятливость», а дети, неспособные к обучению, являются редким исключением подобно физической уродливости. Воспитание со стороны взрослых и прилежание при выполнении упражнений со стороны детей способствуют развитию того, что дано человеку уже при его появлении на свет. Возраст от 5 до 7 лет Квинтилиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград. Обсуждая проблемы организации процесса обучения, он выделял в нем три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение.

Римский педагог  дал методические советы по обучению детей грамоте. Обучаясь чтению, дети должны одновременно знакомиться с  изображением и с названием букв. Обучая чтению, не следует слишком  спешить, пока ребенок не в состоянии  без запинок связать между собой буквы, а потом из складов слова, а потом уже при помощи упражнений добиваться правильной быстроты. При обучении письму, следует обращать внимание на содержание текста, который должен содержать не пустые сентенции, а нравственное правило. Квинтилиан настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Учить надо нас  многому, говорил Квинтилиан, но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного  слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в дошкольном возрасте. Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворений, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

Квинтилиан  высказал много тонких наблюдений, сохраняющих значение и до наших  дней. Например, в учителе он видел  высокообразованного человека, любящего детей, изучающего их, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона. Как в обучении, так и в воспитании учитель должен относиться к детям снисходительно, лишь бы не преступить при этом меры. Не следует прибегать к телесным наказаниям: бить детей, значит, сперва не приучить их к добру и правде, а потом наказывать за упущение того и другого. Наставник и учитель должны иметь к детям родительскую любовь, знать теорию обучения, быть просвещенным человеком. Квинтилиан был сторонником общественного воспитания, считая, что оно имеет преимущества по сравнению с индивидуальным, домашним. Учитель может способствовать более быстрым успехам учеников, если он ознакомит их с сочинениями историков и ораторов, обратит внимание на красоты, укажет на ошибки автора, будет постепенно приучать учеников мыслить самостоятельно.

Особенность труда  Квинтилиана не только в подведении итогов описания феномена речи, но и  в том, что, будучи педагогическим сочинением, его «Наставления» создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования. Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования. Это воспитание позволяет человеку действовать в любой области как лицу, как говорят теперь, управляющему какой-либо деятельностью.

 

Томмазо Кампанелла

Среди итальянских  гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла. В своем «Городе Солнца» он изложил взгляды на справедливое устройство человеческого общества, систему воспитания и образования в нем. Основной комплекс социальных идей в «Городе Солнца»: полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, общественная организация производства и распределения, экономическое и политическое равенство граждан, их трудовое воспитание. В «Городе Солнца» Кампанелла рисует такое государство, в котором люди живут общиной и упразднена частная собственность – основа социального неравенства. Кампанелла пишет: «Община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми - потому, что у них есть все, бедными – потому, что у них нет никакой собственности, и потому не они служат вещам, а вещи служат им».

Сам социальный принцип построения общины не допускает  возникновения таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. Все в «Городе Солнца» подчинено разумности и все приведено в соответствие с природой. Особенно это проявляется в заботе государства о воспитании и просвещении. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе и отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Кампанелла не доверяет воспитание детей родителям, так как они дурно их воспитывают, «на гибель государству». Воспитание, как считает Кампанелла, - это самая первая основа благосостояния государства, и воспитывать детей должно только государство и ручаться за его надежность может только воспитатель и никто другой.

Сразу после  рождения дети передаются на попечение назначенных государством воспитателей и воспитательниц: «...и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются; занимаются по изображениям историей и языками. До 7 лет дети изучают родной язык, азбуку, занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, которые развивают их тело. «При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим их водят в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т.д. для выяснения наклонностей каждого».

С 7 до 10 лет дети изучают естественные науки; с 10 лет  к этому добавляют изучение математики и медицины. Обучение осуществляется во время прогулок, для этого приспособлены стены внутренних кругов города, на которых в живописной форме представлены все науки, так же изображаются все звезды, все математические фигуры, животные, «все виды деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены строений»; «всевозможные породы рыб», птиц, животных и «все достойное изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями». Дети знакомятся со всеми науками наглядным путем до десятилетнего возраста. Изучив естественные науки, обсуждая их и споря, юноши и девушки «получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего».

В теории воспитания Кампанелла обращает внимание на обязательное участие детей в общественно-полезном труде. Важная черта общественного строя Города Солнца – всеобщее участие в труде, который стал почетным и уважаемым делом. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Благодаря обязательному труду для всех граждан в Городе Солнца рабочий день сокращен до 4 часов, остальное время отводится для занятий науками, развития «умственных и телесных способностей и все это делается радостно».

Информация о работе Вклад в развитие зарубежной педагогики