Виды аппликации.методика на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:59, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики на уроках декоративно – прикладного искусства в технике «аппликация» для начальных классов, а так же изучение самой техники «аппликация» как вида ДПИ.

Содержание

Введение
Глава 1. 1
1. Аппликация, как один из видов декоративно – прикладного искусства
1.1 Виды аппликационных работ и техника их выполнения
1.2 История создания аппликации
Глава 2. Методика организации аппликационных работ
2.1 Методические рекомендации
2.2 Разработка элективного курса
2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая методика ИЗО.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты  Ф.И. Толстого, который создал многофигурные  композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В. Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г.И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова.

Многие художники-графики  и в настоящее время с успехом  используют силуэт как самостоятельное  средство художественного выражения  при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

3. Практическая работа.

Откройте учебник на с.22.

Что вы заметили в изображении  насекомого? (Изображение имеет ось  симметрии.)

Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам, две части совпадут.)

А как проверить, не сгибая? (Приложить зеркало.)

Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно  получить, если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)

Рассмотрите изображения  насекомых на картинке.

У какого насекомого одна ось  симметрии? (нет таких.) Где одна ось симметрии? (на изображении паутины.)

У какого насекомого 2 оси  симметрии? (у клопа-солдатика.)

Чем отличается вырезывание  паук и клопа? (При вырезывании  клопа надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)

ФИЗМИНУТКА

Жук.

Мы с вами рассмотрели  всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку и приклеить на лист бумаги.

Алгоритм выполнения задания:

1. Рассмотреть насекомое.

2. Определить количество  осей симметрии.

3. Сложить листок бумаги  по осям симметрии.

4. Нарисовать рисунок  по образцу в учебнике, с.22.

Придумайте, где будут  жить жуки, пауки, бабочки - на лужайке  с цветами, на кустике и т.д.

При вырезывании соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ

III. Итог урока.

Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная  и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.

Приводите в порядок рабочее  место.

Урок закончен.

IV. Домашнее задание: прочитать  и подумать, как сделать аппликацию  на с.23.

УРОК 3.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.

Класс: 3

Цели:

1. Закрепить технику симметричного  вырезывания;

2. Повторить симметрию;

3. Научить вырезать изображение,  не нанося предварительный контур;

4. Воспитывать аккуратность  и терпение;

5. Прививать навыки культуры  труда;

6. Развивать творческий  подход к работе, мелкую моторику  рук.

Оборудование: баночки, цветная  бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для  клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.

Тип урок а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: повторить  с детьми симметричное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, вырезание  гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше детей; побуждать  к самостоятельному планированию работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего  задания.

III. Практическая работа.

Откройте учебник, с.24.

Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных  баночек.

Какую технику применим для  такого "наряда"? (симметричное вырезание.)

Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании  гирлянд и снежинок.)

Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь поиграем в игру " Лестница к мастерству". Вы уже знаете, как составляется план работы, каждый пункт - это ступенька лестницы.

1)  Выбрать цветную бумагу.

2)  Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.

3)  Сложить бумагу в 3 раза.

4)  Отметить высоту баночки

5)  Нарисовать узор.

6)  Вырезать узор.

7)  Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.

Выполняем наряд для баночки  по плану.

А как сделать баночку  по плану.

1. Взять оранжевую, желтую  или коричневую бумагу, отмерить  ширину баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.

2. Сложить пополам, нарисовать  половину лица и волосы.

3. Вырезать лицо и волосы.

4. Развернуть бумагу, ко  дну баночки подклеить темную  бумагу.

5. Обклеить баночку белой  стороной вверх и расправить  волосы.

IV. Итог урока.

Сегодня вы сделали очень  красивые наряды для баночек. А как  можно сделать другие баночки  с зелеными веточками? (надо взять  двухстороннюю бумагу или склеить  одностороннюю белой стороной внутрь.)

Как получить одинаковые кружева  для отделки? (Сложить бумагу гармошкой  и вырезать.)

Дома вы нарядите небольшую  бутылочку из - под кетчупа, сока или воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали, а может, невеста в фате.

На след. уроке мы устроим выставку "На прогулке". Приведите в порядок рабочее место. Урок окончен.

V. Домашнее задание: повторить  правила техники безопасности  на

с.5

УРОК 4.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

Класс: 3

Цели:

1. Обобщить знания о  прорезной аппликации на практике;

2. Расширение кругозора;

3. Развитие самооценки  и умение анализировать приемы  работ и выбор

нужных;

4. Воспитывать аккуратность  и терпение;

5. Прививать навыки культуры  труда;

6. Развивать творческий  подход к работе, мелкую моторику  рук.

Оборудование: черная и белая  бумага или картон, карандаш, канцелярские ножницы, стаканчики из-под йогурта, счетные палочки, клей ПВА, тряпочка, клеенка, кисточка для клея.

Тип УРОК а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: провести этот урок в виде самостоятельной работы. Дети сами должны выбрать и материал, и инструменты для работы. Оценку работы в конце урока провести в форме игры "Найди как можно  больше отличий". Педагогу надо сделать  самому образец, как в учебнике, только с добавлениями, чтобы в конце  урока учащиеся могли сравнить его  со всеми.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего  задания.

2. Рассказ "Бамбуковый  медведь панда",

В наше время на просторах  шара земного живут семь видов  медведей. Интересно, что большинство  видов получили название по окраске  своего природного одеяния: белый, бурый, черный, белогрудый, очковый - у него вокруг глаз большие белые кольца или полукружья. Остальные два  вида по окраске тоже черные, но название имеют иное, ведь черный-то уже есть. Это медведи малайский и губач. У губача длинная морда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперед и, раскопав дом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Вот и все медвежье семейство. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышать и о восьмом медведе-бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.

История этого медведя - не медведя очень интересна и  даже романтична. Во второй половине прошлого века в кругах зоологов и натуралистов произошло событие, всполошившее даже маститых ученых многих стран. В парижский  Музей естественной истории доставили  оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взгляда  на медвежью. Но когда ее расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусным мастером из больших лоскутов звериного меха черного и белого цвета. Загадка! Шкуру подвергли тщательному осмотру, вертели в руках и так, и сяк, но ни каких следов кройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что же это за шкура? - задумались ученые. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражали и считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности она медвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру - загадку?

В 1869 году по Китаю путешествовал  французский миссионер Арман Давид. Помимо своей религиозной деятельности он, будучи натуралистом, попутно собирал сведения о животном мире страны, приобретал интересные экспонаты. В одном из глухих селений провинции Сычуань он и обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давид приобрел ее после того, как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит она реальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковых зарослей. Название зверя " бей-шунг", что в переводе примерно означает " белый горный медведь".А. Давид сумел отправить шкуру в Париж, а сам продолжил поиски хозяина шкуры. Ему повезло. В том же году он приобрел у охотников убитого бей-шунг, обработал его и с изложением охотничьих рассказов отправил во Францию. Было это более ста лет тому назад. Получив вторую шкуру и скелет, ученые смогли уже делать выводы. За большое внешнее сходство с обыкновенным медведем и по характеру питания его первоначально нарекли бамбуковым медведем. Однако, тщательно изучив поступившие материалы, зоологи, вскоре отказались от поспешного определения и нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому, что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверек, обитающий в некоторых областях Азии. Шли годы, но первоначальное название большой панды - бамбуковый медведь - оказалось живучим, и его часто употребляют в обиходе, поскольку внешнее сходство с медведем несомненное.

Открытие необычного зверя, как водится, обернулось против него самого. Пандой заинтересовались не только ученые, но и добытчики редких охотничьих трофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось  немало авантюристов из Европы и Нового Света. Но добраться до мест обитания больших панд было чрезвычайно трудно. На пути охотников встали высокогорья, бездорожье, густые леса, непроходимые заросли бамбука, многочисленные водные преграды, горные обвалы…

С помощью местных жителей  первую большую панду удалось  поймать в 1916 году, но она быстро погибла. И лишь через двадцать лет  одна американка приобрела молоденькую  панду и благополучно доставила  ее в США, в город Сан-Франциско.

В 1957 году большая панда  впервые поселилась в нашей стране, в специальном домике на территории Московского зоопарка.

В естественных условиях большие  панды питаются в основном листьями и молодыми побегами бамбука, поедают  и некоторые другие растения, насекомых. Есть сведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими  грызунами и другими животными.

Максимальная продолжительность  жизни больших панд в неволе 13-14 лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня  в густых горных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество - дело чрезвычайно трудное. Сейчас, как, впрочем, и раньше, большие панды - большая редкость в неволе. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемой Международного фонда охраны дикой природы.

4. Самостоятельная практическая  работа.

Внимательно прочитайте текст  на с.28. Посмотрите на значки. Вспомните, что они означают. Составим лесенку - план работы:

1) Переведите через копировальную  бумагу выкройку на белую бумагу (с.100.)

2) Вырежьте прямоугольник  из черной бумаги или картона  для фона.

3) Вырежьте контур из  белой бумаги и наклейте на  черный фон.

4) Вырежьте 2 глаза и нос  из черной бумаги, наклейте на  панду.

Задание. Изготовьте панду.

Учитель наблюдает, комментирует, помогает. Особое внимание уделяет  технике безопасности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Подпишите и положите ваши работы на парту.

Игра " Найди отличия".

Откройте учебник и  посмотрите на картину в учебнике, затем на свою работу. Поднимите  руку, у кого работа такая же, как  на картинке. Поднимите руки, у кого одно отличие, два отличия.

А теперь сравните свою работу с выполненной мною. Найдите отличия (когти на лапах, на котором сидит  медведь, и две веточки в лапах  и внизу).

Вспомните, как вырезать симметричные детали.

Приводите в порядок рабочее  место.

Урок окончен.

 
Заключение

Работая над дипломной  работе по технологии и методике обучения технике аппликации в школе, мною была изучена история развития аппликации как вид декоративно-прикладного  искусства.

А также были разработаны  планы уроков, направленные на изучение и выполнения поделок по технике  аппликации.

Анализ теоретической  и методической литературы по проблеме эстетического воспитания учащихся начальных классов средствами аппликации позволяет сделать следующие  выводы:

1. Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического  отношения к действительности  и активизации его дотворческой деятельности по законам красоты.

2. Аппликация - один из  факторов эстетического развития  личности.

З. В основе методики эстетического  воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка  по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего  мира.

4. Эстетическая установка  доминирует в детской душе. Детство  заполнено играми, психология которых  близка психологии эстетической  жизни.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается  человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и  материальных ценностей до ступени  их создателя.

Люди, у которых слабо  развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При  отсутствии целенаправленного педагогического  воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория  разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать  к творческой деятельности.

Информация о работе Виды аппликации.методика на уроках ИЗО