Виды аппликации.методика на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:59, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики на уроках декоративно – прикладного искусства в технике «аппликация» для начальных классов, а так же изучение самой техники «аппликация» как вида ДПИ.

Содержание

Введение
Глава 1. 1
1. Аппликация, как один из видов декоративно – прикладного искусства
1.1 Виды аппликационных работ и техника их выполнения
1.2 История создания аппликации
Глава 2. Методика организации аппликационных работ
2.1 Методические рекомендации
2.2 Разработка элективного курса
2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая методика ИЗО.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

В основу содержания программы  положены сведения о вышивке народов  России. Программа включает цели и  задачи курса, знания и умения которые  должны получить учащиеся, способы  оценивания результативности, тематическое планирование, содержание курса, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 16 часов - предпрофильный курс.

Основные цели курса:

С позиции актуальности для  самих учащихся осмысление ценностей  и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.

Возможность практического  применения полученных знаний в быту, компетенции в области самореализации в выборе профессии.

Основные задачи курса:

Сохранить и развивать  древний вид искусства - вышивка.

Развивать творческий потенциал  учащихся.

Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.

Создавать предпосылки для  формирования основы будущего профессионала.

Спецкурс предполагает сочетание  теоретических знаний с практическими  элементами умений и навыков.

Формы проведения занятий:

1. Демонстрация изделий.

2. Занятия с элементами  лекций.

3. Практические занятия.

4. Самостоятельная работа  с литературой.

5. Работа над проектом.

Наглядность:

1. Таблицы: орнаменты,  простейшие швы, гладь, мережка,  крест.

2. Рисунки - плакаты: мережки,  крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты,  образцы орнаментов.

4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.

Учащиеся должны научиться:

1. Правильно подобрать  или составить рисунок для  вышивки.

2. Уметь вышивать на  пяльцах и без них.

3. Начинать и заканчивать  работу без узлов.

4. Подбирать ткань, нитки  в зависимости от техники вышивки,  рисунка.

5. Знать способы и уметь  переводить рисунок на ткань.

6. Выполнять работу простым,  тамбурным швом, гладевым швом, мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.

7. Соблюдать правила техники  безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

1. Виды ручной вышивки.

2. Историю и традиции  вышивки.

3. Способы нанесения рисунка  на ткань.

4. Способы закрепления  нитей.

5. Способы выдергивания  нитей.

6. Способы зашивок.

7. Применение мережек,  креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

1. Анализ наблюдения за  деятельностью учащихся.

2. Выполнение заданий.

3. Защита проекта.

Преподаватель, который будет  работать по данной программе, должен обладать умениями, иметь возможность  показать готовые работы и научить  азам вышивки.

Тематический план курса

№ пп

Тема

Часы

Теория

Практика

1

Место вышивки в истории  костюма, интерьера.

2

1

1

2

Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.

2

1

1

3

Виды гладевого шва.

2

1

1

4

Виды швов крестом.

2

1

1

5

Другие виды вышивок, их использование.

2

 

2

6

Подбор рисунка, выбор  канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

2

 

2

7

Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида.

2

1

1

8

Оценивание. Информация о  профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности.

2

1

1

8

Всего:

16

7

9


Содержание курса:

1. Место вышивки в истории  костюма, интерьера.

Красота и польза вышитых  вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская  ценность вышитого изделия, стоимость  изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками. (лекция)

2. Приспособления, материалы,  инструменты для рукоделия.

Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет? Познакомиться с разнообразием  ниток, их толщиной и способностью накладываться  на ткань.

3. Виды гладевого шва.

Двухсторонняя гладь, белая  гладь, тоновая гладь. Какие изделия  можно вышить гладевыми швами? Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

4. Виды швов крестом.

Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

5. Другие виды вышивок,  их использование.

Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков.

6. Подбор рисунка, выбор  канвы для вышивки крестом

Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым  изделием. Работа над проектом.

7. Практическое занятие;  формировать навыки вышивки выбранного  вида.

8. Оценивание: защита творческого  проекта, конкурс изделий и  выступлений. Информация о профессии,  учебном заведении, условиях приема  и условиях трудовой деятельности  

 

2.3 Планы конспектов уроков  по технике аппликации

УРОК 1.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС

Класс: 3

Цели:

1. Познакомить учащихся  с историей ножниц;

2. Повторить способы аппликации;

3. научить делать выпуклую  аппликацию из бумажных полос;

4. воспитывать аккуратность  и терпение;

5. прививать навыки культуры  труда;

6. развивать творческий  подход к работе, мелкую моторику  рук.

Оборудование: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка  из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО - магнитофон и кассета (веселая музыка, "Танец  маленьких лебедей" П.И. Чайковского).

Тема урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: выполнение ажурных  аппликаций из бумаги лучше осуществлять парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при  парной работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит  и поправит второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и  помогает их дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Изучение нового материала.

1. Беседа "Что могут  ножницы?".

Откройте учебник, с. 19. Какие  инструменты изображены? Для чего они нужны?

Учитель. Ножницы - это инструмент для резания тонких материалов.

Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие  лезвия. Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.

Такими ножницами режут  бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы  для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового  металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть  и длинные ручки.

Ножницы садовник - секатор.

Портновские ножницы предназначены  для резания толстых тканей больших  размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для  раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.

Парикмахерские ножницы  необходимы для стрижки волос. Они  легкие, с прямыми и особенно острыми  лезвиями.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать, например, портновскими ножницами. А  сколько времени ушло бы на стрижку  маникюрными?

Очень важно правильно  выбрать рабочий инструмент. Для  выполнения изделий, предложенных в  учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.

Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими  будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.

1)  Чтение рассказа из истории ножниц (с. 19 учебника).

2) Практическая работа

Рассмотрите фигуру петушка  на с. 20.

Как при помощи ножниц можно  сделать ажурного петушка?

(Нарезать полоски белой  бумаги и склеить из них.)

Как можно сделать такие  завитки? (Взять полоски разной длины, например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)

Каким еще способом можно  получать такие ажурные завитки? (Можно склеить длинную полоску, например,20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить. Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)

Как получить форму капли? (Нужно или клеить сразу капли, или придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте

Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.

Работайте в парах.

Игра " Театр пальчиков".

Парта - это сцена, а артисты - ваши пальчики.

Первый номер нашего концерта - балетный номер. (Включает музыку "Танец  маленьких лебедей".)

Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки. Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы совершают танцевальные движения. В конце

балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и убегают.

Второй номер - русский  танец.

На сцену выходят большой  и указательный пальцы. Они под  музыку начинают танцевать русский  танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний пальцы сгибаются  и выпрямляются, их кончики соединены  и расположены на поверхности  стола. Во время прыжков кончики  пальцев разводятся в стороны, а  затем опять соединяются.

Третий номер - акробаты (пальцы изображают акробатов).

Последовательность выполнения аппликации " Петушок":

1. Взять коробку от  конфет, вырезать и вклеить в  нее фон.

2. Нарезать полоски белой  бумаги шириной, равной глубине  крышки коробки от конфет.

3. Склеить круглую головку  из кругов.

4. Склеить туловище в  виде капли.

5. Склеить три больших  капли для хвоста.

6. Соединить голову, туловище  и хвост.

7. Склеить гребешок, бородку,  нос и приклеить к петуху.

8. Приклеить ноги и  жердочку к ногам.

9. Вклеить петуха в  коробку.

Обратите внимание, что  надо соблюдать пропорции тела петуха. Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.

Приготовьте коробку с  фоном для петуха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Петух.

III. Итог урока.

Посмотрите на наших готовых  петухов. Какое впечатление осталось у вас от этой работы?

Давайте оценим ваши фигурки.

Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя, из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много  веселых игрушек. Учитель показывает детям рисунки.

Приводите в порядок рабочее  место.

Урок закончен.

IV. Домашнее задание: прочитать  текст (с.22 в учебнике), рассмотреть  картинки, посчитать оси симметрии  и уточнить их расположение.

УРОК 2.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.

Класс: 3

Цели:

1. Повторить симметрию  и асимметрию;

2. Повторить способы аппликации;

3. Научить вырезать симметричные  фигуры из бумаги;

4. Воспитывать аккуратность  и терпение;

5. Прививать навыки культуры  труда;

6. Развивать фантазию, мелкую  моторику рук.

Оборудование: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания  на большом листе, карандаш, цветная  бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО - магнитофон и кассета с записями звуков природы; большое прямоугольное  зеркало.

Тип урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего  задания.

Покажите ваши ажурные  аппликации. Сегодня наш класс  превращается в филиал музея изящных  искусств. Какие красивые поделки  вы изготовили!

2. Рассказ об истории  вырезывания.

Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство - вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов  и окон, фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.

Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты  из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии  Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Информация о работе Виды аппликации.методика на уроках ИЗО