Виды аппликации.методика на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:59, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики на уроках декоративно – прикладного искусства в технике «аппликация» для начальных классов, а так же изучение самой техники «аппликация» как вида ДПИ.

Содержание

Введение
Глава 1. 1
1. Аппликация, как один из видов декоративно – прикладного искусства
1.1 Виды аппликационных работ и техника их выполнения
1.2 История создания аппликации
Глава 2. Методика организации аппликационных работ
2.1 Методические рекомендации
2.2 Разработка элективного курса
2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая методика ИЗО.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)
>И наконец, для работы с бумагой  требуется целый набор инструментов и приспособлений. От того, насколько  подготовлено рабочее место, зачастую зависит не только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе начальных классов в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется  плотной, подбирается тон в зависимости  от содержания изображения, чтобы подчеркнуть  определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Для работы ребенку дают ножницы  с закругленными концами и  разработанными рычагами. Их размер в  длину должен быть примерно 120 мм. При  изготовлении оформления к празднику  или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости  от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших  поверхностей используют широкие плоские  кисти - флейцы. После работы кисти  тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна  картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают  на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой  бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз  менять, чтобы клейстер не пачкал цветную  сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Работая с бумагой и другими  материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных  с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько  раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с  различными видами бумаги (акварельная, чертежная, оберточная, гофрированная, бархатная и др.). ее качественными показателями - блестящая, гладкая, глянцевая, матовая, шероховатая, ворсистая (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительную аппликацию с мохнатыми контурами, которая называются Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом выщипывания или обрывания контурного рисунка. Это будет сделать проще, если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисовать контур рисунка. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости. Этот способ хорош для передачи фактуры образа: так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

 

 

 

 

Использование текстильного лоскута в декоративно - прикладных работах, оформлении одежды и предметов  быта открывает широкий простор  для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса, а так же формирует первые трудовые навыки.

Учащимся в силу их возрастных особенностей хочется быстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечает накладное шитье как один из технологически несложных видов лоскутного шитья.

Под аппликацией из ткани мы понимаем создание изображения нашиванием или наклеиванием деталей на фон (основу). Простую аппликацию можно делать из готовых форм - изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненных в материале. Реализация конкретного замысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету, рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей. Для большего ощущения "глубины" необходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета ("отступающие" и "выступающие" цвета), но и зрительные ощущения, связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость, пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использовать материалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткие складки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева, тесьмы, шнурочков и т.п.). Кроме этого возможно использование ручной вышивки (шов "вперед иголку", стебельчатый шов, петельный шов, шов навивкой, прямая и косая гладь). Для придания картине дополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементы или дублировать детали переднего и среднего планов.

После этого делают рисунок, переводя его на основную ткань и  на лист бумаги - выкройку. Нанесенный на ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а  выкройка разрежется на детали. Чтобы  срезы аппликации не осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкой или накрахмалить ее

Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали работы более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные.

 

     Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Работы из природных материалов могут быть сделаны из соломы - это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы, засушенных листьев, цветов - это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.

Технология выполнения аппликации из природного материала школьниками  предусматривает подготовку материала, его выбор, положение материала, создание эскиза, выбор техники выполнения.

 

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно  повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям  предлагают вначале внимательно  рассмотреть, из каких деталей состоит  готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены  мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также  способы изготовления. Поэтому, когда  идет усложнение задания, дети уже могут  разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить  работу в повторе за взрослым или  собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают  элементы творчества.

Для начала следует вспомнить  слова поэта Н.А. Некрасова о  том, что "нет безобразья в природе". Поэтому каждого из нас волнует  красота цветов, плодов различных  растений, разноцветье осенних листьев  и порхающий тополиный пух, необычная  форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный  материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого  растения свой внешний вид - формы  листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки  все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для "погружения" детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого  отношения к ней. В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Аппликационные работы данного  вида учащиеся выполняют, начиная с первого класса.

Аппликации из шпагата

Для учащихся 2-3-х классов  вполне доступен самый простой вид  работы - изготовление картин из шпагата  и природного материала. Главное  здесь - чистота работы. Картина выполняется  на бархатной бумаге темных тонов, на ней лучше выделяется рисунок. Эскизы рисунка сначала делаются на простом  листе бумаги. На эскизе надо определить расположение рисунка, его композицию. Например, если вы нарисовали вазу с  цветами, продумайте, из чего вы будете делать цветы, стебли и т.д. Венчики цветов хорошо получаются из семян различных растений - дыни, тыквы, арбуза, гороха или шишек и чешуек от них.

Стебельки букета, изготовленные  из шпагата, выкладываются по рисунку  и аккуратно приклеиваются на бархатную бумагу. Затем приклеиваются  цветы и листья, Листья тоже можно  изготовить из развернутого и хорошо разглаженного шпагата. Форма листьев  может быть различная. Вазочку для  букета можно сделать из засушенного  листа, наклеенного на бумагу. Красить  такую работу не надо - она смотрится  лучше, если сохраняет свой естественный цвет. Для фона лучше использовать черную, коричневую или бордовую бумагу. Если в вашем наборе нет таких  цветов, то сделайте их сами. Подкрасив  светлую бумагу черной тушью, получите черный цвет, а сильным раствором  марганцовки - коричневый. Используя  скрученную бечевку или разглаженную утюгом и добавив кору, засушенные веточки, листья, можно создавать  на листе бумаге пейзажные картинки. Все дело во вкусе.

 
Глава 2. Методика организации аппликационных работ  

 

2.1 Методические  рекомендации

Аппликация, т.е. изображение  узора путём наложения на ткань  кусочков другой ткани, может быть различна как по расцветке, так и по способу  исполнения. Так обычно различают  аппликацию цветную, тюлевую, бельевую. В цветной аппликации используются лоскутки различно окрашенной и различного качества ткани, например, сатина, шёлка, полотна, крепдешина, бархата, даже сукна в тонкой кожи. К шерстяным тканям хорошо идёт аппликация из бархата или сатина, имеющего блестящую сторону. Тогда цвет лучше всего брать тот же самый, и нитки - тоже. Аппликация по тюлю производится тонкими шелковыми нитками; лоскутки батиста левого шифона пришиваются с помощью узких валиков и косыми стежками. Это - очень тонкая ручная работа, требующая большого внимания и усидчивости. Более просто получается бельевая аппликация, особенно - не вручную, а на швейной машине. Она применяется на тонком, полупрозрачном белье. Цветная ткань подшивается с изнаночной стороны и должна слегка просвечивать сквозь основную ткань изделия. Настил делается тонкими валиками белой ниткой (вернее - того цвета, как бельё).

Разберём поподробнее  один из самых распространённых видов  применения цветной аппликации - коврик на стену в детском уголке. Основная ткань - холст или парусина. Наносим  на неё острым карандашом контуры  рисунка. Подбираем соответствующей  расцветки ткань: зелёную двух-трёх оттенков, жёлтую, красную, коричневую и голубую; чёрного цвета в аппликациях лучше избегать. Подобрав лоскуты, наносим на каждом контурные линии соответствующей части узора и вырезываем по этим контурам с припуском, т.е. несколько крупнее того места, где им надлежит быть пришитыми. Вырезываем сначала приблизительно и пришиваем намёткой к тем местам, где они должны быть. Окончательное пришивание будем производить швом кордонне.

Задача применения этого  шва в том, чтобы края, вырезанные из лоскутов, пришить без повреждения  и незаметно. Шов напоминает обмёточный, только его стежки кладутся так плотно, что кажется, будто это верёвочка, вшитая в ткань; на изнанке он почти  совсем незаметен, на лицевой стороне  идёт выпуклым шнурочком, создавая грань между основной тканью коврика и тканью наложенной аппликации.

На рисунке даётся в  порядке последовательности все  стадии наложения и выполнения кордонне. Буква а - наложен коричневый лоскут; б - начатое в верхней части лоскута пришивание его швом кордонне постепенно продвигается по краю; в - все обводные швы коричневого материала сделаны швом кордонне; г - окончательная форма лоскута, подрезанная тонкими ножницами.

Пришив таким порядком один лоскут, приступаем к следующему. Когда все крупные детали прикреплены  к своим местам, завершаем узор, используя для деталей другие украшающие швы: узелки, стебельчатый шов, тамбурный, строчку.

Аппликации применяются  для выполнения ковриков, занавесок, на детских платьях, фартуках и так  далее. Используются и на белье. 

 

2.2 Разработка  элективного курса

Программа элективного курса  для девочек 9-го класса: "Ручная вышивка"

Пояснительная записка:

Ручная художественная вышивка - яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой  обогащает, доставляет радость. Организация  обучения и знакомства школьников с  разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного  искусства - наиболее эффективная форма  приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

Мы уделяем огромное внимание созданию курсов эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение  данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она  позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно  подходить к выбору узора для  того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для  вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых  изделий.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями  вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы  труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

Информация о работе Виды аппликации.методика на уроках ИЗО