Виды аппликации.методика на уроках ИЗО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 08:59, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение методики на уроках декоративно – прикладного искусства в технике «аппликация» для начальных классов, а так же изучение самой техники «аппликация» как вида ДПИ.

Содержание

Введение
Глава 1. 1
1. Аппликация, как один из видов декоративно – прикладного искусства
1.1 Виды аппликационных работ и техника их выполнения
1.2 История создания аппликации
Глава 2. Методика организации аппликационных работ
2.1 Методические рекомендации
2.2 Разработка элективного курса
2.3 Планы конспектов уроков по технике аппликации
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая методика ИЗО.docx

— 71.86 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. 1

1. Аппликация, как один из видов декоративно – прикладного искусства

1.1 Виды аппликационных работ и техника их выполнения

1.2 История создания аппликации

Глава 2. Методика организации  аппликационных работ

2.1 Методические рекомендации

2.2 Разработка элективного  курса

2.3 Планы конспектов уроков  по технике аппликации

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Целью моей курсовой работы является изучение методики на уроках декоративно – прикладного искусства в технике «аппликация» для начальных классов, а так же изучение самой техники «аппликация» как вида ДПИ.

     Творческий процесс на уроках декоративно-прикладного искусства, а именно в технике «аппликация», носит воспитывающий и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения работ приобрести трудовые умения и навыки, а так, же развивает эстетический вкус и художественное воображение детей, конструктивное мышление и моторику, особенно там, где используются мелкие материалы - крупы, соломка, мелкие кусочки ткани и бумаги.

 Проведение уроков декоративно – прикладного творчества в технике «Аппликация» может иметь направленность на приобщение детей к природе, в работе с природными материалами; различным видам народных традиций и промыслов; искусству дизайна; основам искусствознания и т. д.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из различного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данном занятии не бывает конца совершенствованию работ, так как данный вид декоративно – прикладного искусства разнообразен и в материалах и технологии, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще  это превосходная школа эстетического  воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда  на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного. А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем сделать это в живописи или рисунке. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

 

 

Глава 1. Аппликация, как один из видов декоративно – прикладного искусства

   

 Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм. 
     Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения. 
     Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, где чаще всего используют локальный цвет. 
     Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. 
     Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению.             Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут использовать как готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

     Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

     Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

 

 

 

Виды аппликационных работ и техника их выполнения

Сочетание различных видов  аппликации в различных комбинациях  даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи.

Данная классификация  даёт представление о богатстве  изобразительно - выразительных средств  аппликации и позволяет представить  ее возможности.

Классификация аппликаций разделяется  по нескольким признакам – по форме (объемная, плоская), цвету (одноцветная, многоцветная), тематике (предметная, сюжетная, декоративная) и по материалу (аппликация из бумаги, ткани, природных материалов, бросовых материалов).

Рассмотрим некоторые  виды аппликаций.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, могут быть выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

 

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Этот вид аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников. Это традиционный, базовый вид аппликации. Плоская аппликация может быть однослойной – наложение одного слоя бумаги на фон и многослойной – наклеивание бумаги в несколько слоев, например, для получения цветного изображения божьей коровки мы наклеиваем на фон красные крылышки, а затем, горошинки – рисунок на крыльях и т. д.

Плоские аппликации бывают силуэтными - представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому или заранее нарисованному силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами силуэтного вырезания, большое значение имеет такое  свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство  неудовлетворенности результатом  своей деятельности. Для этого  нужно подбирать гибкую и упругую  бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после  вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

 

 

Предметная – состоит из отдельных изображений представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный).      Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.). В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Изображения предметов могут быть симметричными - выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую  симметричную аппликацию, при которой  равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент  повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая  аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы, несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные предметные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию.

Как правило такой вид аппликации используется на уроках декоративно – прикладного творчества в первых классах.

     Сюжетная отображает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.), представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка. Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов.

     Сюжетно - тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом.

Сюжеты аппликаций могут трактоваться по - разному в зависимости от возраста детей.

 

Декоративная аппликация включает орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы, дети овладевают умением вырезать и объединять элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами. Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция).

К декоративной аппликации относится ленточная аппликация - этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять длинный  лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение так, чтобы края, где больше сгибов оставались не срезанными в нескольких местах. После того как мы расправим ленту, получим череду одинаковых фигурок, соединенных между собой. Таким образом, можно сделать хоровод человечков, снежинок или определенный орнамент.

 

Разнообразие фактур и цвета бумаги в наше время позволяют выполнять аппликации из бумаги самыми разными, интересными способами. Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие аппликации, реалистичность или фантастичность явлений особенности и взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса. Можно создать тоновые аппликации, используя сочетание двух - трех цветов: например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе темные силуэты деревьев, на ветках которых кое - где мелькают желтые листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха.

 

 

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь  характеристики, т.е. какой она будет  по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу  изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей  и способу их крепления. Кроме  того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для  работы, поскольку бумага имеет множество  разновидностей по свойствам и внешнему виду. Правильный выбор бумаги позволяет  добиться выразительности образа, его  точности, соответствия содержанию и  стилю работы. Разнообразие видов  и свойств бумаги служит дополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.

Информация о работе Виды аппликации.методика на уроках ИЗО