Теоретические и исторические аспекты местного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение проблем учета расчетов местного налогообложения, связанных с исчислением и взиманием таких налогов как земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В связи с этим, предусматривается исследовать следующие задачи:
1. История и современное состояние местных налогов;
2. Действующий порядок местного налогообложения в соответствии с законодательством РФ и исполнительных органов власти местного самоуправления г. Гудермес;
3. Проблемы налоговых платежей в бюджет города Гудермес;
4. Перспективы местного налогообложения на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Местные налоги и сборы: исторический и теоретический аспекты
1.1 История становления и развития местного налогообложения
1.2 Экономическая сущность местных налогов
2. Анализ действующей практики взимания местных налогов (на материалах ООО «ТПТО»)
2.1 Порядок учета местных налогов
2.2 Роль и значение местных налогов в формировании доходов местных бюджетов
3. Проблемы и перспективы развития местных налогов
3.1 Пути совершенствования порядка взимания местных налогов
3.2 Направления реформирования местного налогообложения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 171.76 Кб (Скачать файл)

 

Рис № 1. Структура Межрайонной ИФНС №2 по ЧР

 

Должностные обязанности начальника отдела, заместителя начальника отдела и главного-специалиста эксперта:

1. Исходя  из задач и функций, определенных Положением о Межрайонной ИФНС России №2 по Чеченской Республике на начальника отдела возлагается следующее:

  • руководить,  организовывать и всячески совершенствовать работу  отдела;
  • контроль за своевременным обеспечением и проведением Государственной   регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • контроль за обеспечение своевременной постановки на налоговый учет юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • контроль за обеспечением своевременного приема налоговых деклараций и передача их в отдел ввода и обработка данных;
  • контроль за своевременной постановкой на налоговый учет транспортных средств, имущества и земельных участков налогоплательщиков;
  • обеспечение работы с налогоплательщиками по всем вопросам входящих в компетенции отдела;
  • анализ и обеспечение контроля правильного ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра Юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • ведение общего делопроизводства;
  • прием налогоплательщиков по всем вопросам;
  • регулярно проводить инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства Российской Федерации.
  • подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков;
  • проведение работы по обучению и повышению знаний сотрудников отдела.
  1. Исходя из задач и функций, определенных Положением о Межрайонной ИФНС России №2 по Чеченской Республике   на         заместителя начальника отдела возлагается следующее:
    • осуществляет процедуру постановки на налоговый учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физических лиц и лиц  владельцев недвижимого имущества, транспортных средств и земельных участков, с присвоением ИНН/КПП;
    • осуществляет процедуру снятия с налогового учета налогоплательщиков юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
    • вносит изменения в их учетные дела;
    • ведет Единый Государственный реестр налогоплательщиков;
    • ведет журналы регистрации юридических и физических лиц;
    • участие в составлении плана работы отдела и подведение итогов работы отдела;
    • своевременно выдает документы о постановке на налоговый учет юридическим и физическим лицам;
    • принимает и передает в отдел общего обеспечения  всю входящую информацию от налогоплательщиков, выполняет  поручения руководства инспекции.

3. Исходя  из задач и функций, определенных Положением о Межрайонной ИФНС России №5 по Чеченской Республике на главного специалиста-эксперта возлагается следующее:

  • являясь технологом отдела, проводит работу по возникающим вопросам в системе ЭОД и ЕГР;
  • проверка и контроль работы работников в системе ЭОД;
  • проведение работы по обучению и повышению знаний сотрудников отдела;
  • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных              предпринимателей;
  • ведение территориального раздела ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень;
  • учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные;
  • оформление регистрационных и учетных дел налогоплательщиков;
  • подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации;
  • участие в производстве по делам о налоговых и административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);
  • передача отделу урегулирования задолженности, отделу контрольной работы и камеральному отделу информацию по всем изменениям о государственной регистрации;
  • предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном  и учетных делах;
  • прием налогоплательщиков по всем вопросам, входящих в компетенцию отдела;      
  • участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • формирование установленной отчетности по государственной регистрации;
  • по указанию начальника отдела выполняет любую работу, входящую в компетенцию отдела (по взаимозаменяемости работников).

 

 

 

 

2.1 Порядок учета местных  налогов

 

Характерными особенностями  системы местного налогообложения  являются:

преобладание в местном  налогообложении прямых налогов;

отсутствие ограничений  при обложении местными налогами;

отсутствие для большинства  местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и федеральной  налоговой службы РФ;

плательщиками местных налогов  выступают физические лица, либо одновременно и юридические и физические лица;

невысокая доля поступлений  от местных налогов и сборов в  местные бюджеты.

Особенности налогового учета земельного налога на практике исследуется на примере расчетов в ООО «ТПТО». Для физических лиц учет налога на имущество рассматривается на материалах налоговых органов.

Для учета расчетов с бюджетом по земельному налогу планом счетов предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет активно-пассивный, по дебету счета  отражается задолженность предприятия  перед бюджетом, по кредиту –  бюджета перед предприятием. Как  правило, счет имеет кредитовое сальдо.

В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (ред. от 03.11.2006) в бухгалтерском  учете организаций текущие затраты  учитываются раздельно по каждому  виду предпринимательской деятельности. Начисляемые суммы земельного налога относятся на соответствующие затраты, учитываемые на счетах по принадлежности земель: 20 «Основное производство»; 08 «Вложения во внеоборотные активы»; 23 «Вспомогательные производства; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». При этом во всех случаях корреспондирующим счетом по кредиту будет счет 68.

Сумма налога, рассчитанная в установленном  порядке, в учете отражается следующими записями:

  1. Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы –– Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»: начисление земельного налога, установленного по производственным площадям;
  2. Дебет счета 08 «Капитальные вложения» –– Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»: начисления земельного налога по площадям, где ведется капитальное строительство;
  3. Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» –– Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»: начисление земельного налога по площадям непроизводственной сферы;

4. Дебет счета 68 «Расчеты по  налогам и сборам» –– Кредит счета 51 «Расчетный счет»: оплата земельного налога.

Сумма налога, рассчитанная в установленном  порядке по счетам 26,23,29 по мере отражения  в регистрах бухгалтерского учета  для целей налогообложения прибыли  перераспределяется на затратный балансовый счет 20 «Основное производство»  пропорционально величине фонда оплаты труда работников предприятия.

Общая сумма налога, учтенная на счете 20 отражает часть себестоимости услуг, т.е. земельный налог включается в издержки производства. По кредиту счета 20 учтенные суммы налога относят на счет 90 «Продажи» по соответствующим видам деятельности.

Расчет земельного налога не во всех случаях прост, рассмотрим примеры  расчета земельного налога, вызывающие некоторые трудности. Анализ факторов, влияющих на величину земельного налога по итогам квартальных расчетов за 2006 г., 2007 г., 2008 г. представлен в приложении 10.

Такими факторами являются:

1) Кадастровая стоимость земельных  участков. В 2006 г. она составляла 1500 тыс. руб., в 2007 г. было два участка по 1000 тыс. руб., в 2008 г. в собственности находится земельный участок стоимостью 492150 руб.

2) Площадь земельных участков, которая  составляет 1250 кв.м. в 2006 г., 1632 кв.м. в 2007 г., 319 кв.м. в 2008 г.

3) Ставки налога, которые зависят  от назначения использования  земельных участков. На предприятии  применяют ставку 0,1% в 2006 году  и в 2008 году, т.к. используемые  земли заняты жилищным фондом  и объектами инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса.  В 2007 году применяют ставку  в размере 0,15%, т.к. земли использовались  для сельскохозяйственного производства.

4) Доля собственности на землю.  Только в 2006 г. предприятию принадлежало 80% земли, в остальные периоды ООО «ТПТО» являлось 100% владельцем.

5) Льготы. В 2006 году освобождалась  от налогообложения земля, занятая  спортивным объектом.

6) Поправочные коэффициенты, которые  учитывают:

А) право использования льготы: применяется коэффициент К1. Отдельным категориям плательщиков налога предоставляется возможность уменьшить «земельную» базу на 10000 рублей. Такое право предусмотрено в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса. Кроме того, отдельные земельные участки могут быть и вовсе освобождены от налогообложения. Условия для такого поворота событий оговорены в статье 395 Налогового кодекса. Однако здесь существенно то, что налоговые поблажки не носят «пожизненного» характера, то есть потерять право на льготу можно практически в любой момент. Как же в такой ситуации рассчитывать сумму налога, подлежащего уплате в бюджет?

Подсказка содержится в пункте 10 статьи 396 Налогового кодекса, который предписывает в подобных случаях применять  специальный коэффициент К1. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Значение данного коэффициента необходимо зафиксировать в строке 180 раздела 2 авансового расчета налога.

Для исчисления «земельной» базы с  применением К1 следует использовать следующую формулу:

 

Налоговая база = КСТ – Дплощ x (1 – К1), где

 

КСТ – кадастровая стоимость  земельного участка;

Дплощ – доля необлагаемой площади земельного участка;

К1 – коэффициент использования налоговой льготы.

Значение К1 необходимо определять в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Также стоит иметь в виду, что для расчета данного коэффициента месяц возникновения или прекращения права на льготу принимается за полный (п. 10 ст. 396 НК).

В случае, когда под действие льготы подпадает совладелец земельного участка, базу по налогу на землю следует  рассчитывать так:

 

Налоговая база = (КСТ x Д) – (КСТ x Д) x Дплощ x (1 – К1),

 

где Д – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

Разумеется, не стоит забывать и  о том, что уплачивается все-таки аванс, а не налог в целом, поэтому  полученную сумму нужно будет  умножить на 1/4.

Известно, что 15 процентов от используемой в 2006 году ООО «ТПТО» земли стоимостью 1500000 (в собственности ООО «ТПТО» находилось 80% участка) занимал спортивный объект, на который установлена льгота в виде освобождения от налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 395 Налогового кодекса. В июле 2006 года этот участок перестал использоваться по назначению, и, следовательно, лишился всяческих привилегий. В расчетах июль принимается за полный месяц, поэтому следует считать, что льгота отсутствовала два месяца. В таком случае К1 равен 0,67 (2 мес.: 3 мес.).

Налоговая база составила:

(1500000 руб. х 80%) – (1500000 руб. х 80%) х 15% х (1 – 0,67) = 1140600 руб.

Соответственно, до 31 октября 2007 года ООО «ТПТО» необходимо было перечислить в бюджет авансовый платеж по этому участку за 3 квартал в размере: 1140600 руб. х 0,1% х 1/4 = 285 руб.

Б) время фактического нахождения земельного участка в собственности: используется коэффициент К2.

На величину налоговых платежей оказывает влияние такой фактор, как срок нахождения земли в собственности, ведь совершенно не обязательно, что  участок куплен именно в начале календарного года. Так, если налогоплательщик владеет  наделом неполный год, то для исчисления налога применяется коэффициент  использования земельного участка  К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При определении «полноты» месяцев немаловажное значение имеет дата возникновения (прекращения) права собственности на земельный участок или его долю. Так, если в период с января по сентябрь текущего года получение (прекращение) права имело место до 15-го числа месяца включительно, то за полный принимается месяц его возникновения. Если же это произошло после 15-го числа, то за полный считают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК). Значение коэффициента использования земельного участка применяется для исчисления налога в десятичных дробях с точностью до сотых долей. Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему с учетом доли в собственности применяется и к участкам, которые находятся под приобретаемыми фирмами зданиями, строениями и сооружениями, а также являются необходимыми для их использования. Ведь при переходе права собственности на имущество, расположенное на чужом участке, покупатель автоматически получает право пользования данным наделом, причем на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. А значит, новоиспеченный владелец переходит в ранг «земельных» налогоплательщиков.

Информация о работе Теоретические и исторические аспекты местного налогообложения