Теоретические и исторические аспекты местного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение проблем учета расчетов местного налогообложения, связанных с исчислением и взиманием таких налогов как земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В связи с этим, предусматривается исследовать следующие задачи:
1. История и современное состояние местных налогов;
2. Действующий порядок местного налогообложения в соответствии с законодательством РФ и исполнительных органов власти местного самоуправления г. Гудермес;
3. Проблемы налоговых платежей в бюджет города Гудермес;
4. Перспективы местного налогообложения на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Местные налоги и сборы: исторический и теоретический аспекты
1.1 История становления и развития местного налогообложения
1.2 Экономическая сущность местных налогов
2. Анализ действующей практики взимания местных налогов (на материалах ООО «ТПТО»)
2.1 Порядок учета местных налогов
2.2 Роль и значение местных налогов в формировании доходов местных бюджетов
3. Проблемы и перспективы развития местных налогов
3.1 Пути совершенствования порядка взимания местных налогов
3.2 Направления реформирования местного налогообложения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 171.76 Кб (Скачать файл)

Общая инвентарная стоимость имущества  физических лиц составила 57673044 тыс. руб., в том числе по объектам жилищного фонда 55392403 тыс. руб.

Сумма налога, предъявленная к уплате в бюджет г.Тюмени по налогу на имущество физических лиц за 2007 год, составила 151055 тыс. руб., в том числе по объектам жилищного фонда 101435 тыс. руб.

Количество налогоплательщиков –  физических лиц, которым исчислен такой  налог, составляет 512251 человек, в том  числе по объектам жилищного фонда 500205 человек. Не производились начисления по налогу в связи с предоставлением  льгот 188335 человек.

Сумма налога, не поступившая в  бюджет в связи с предоставлением  льгот, установленных органами местного самоуправления, составила 342 тыс. руб., а в связи с предоставлением льгот, установленных федеральными законодательством РФ, составила 58 551 тыс. руб.

Таким образом, наибольшая доля налоговых  платежей поступает в бюджет г. Тюмени по земельному налогу от юридических лиц – 65% или 447 279 тыс. руб.. Сравнительно небольшие платежи поступают по земельному налогу от физических лиц – 22% или 154118 тыс. руб. Наименьшую долю местных закрепленных налогов составляют платежи по налогу на имущество физических лиц – 13% или 92 162 тыс. руб. Физические лица слабо участвуют в пополнении доходной части бюджета г. Тюмени. Это объясняется тем, что в частной собственности у физических лиц, проживающих на территории города, находится сравнительно небольшая часть имущества в виде жилья или земельных участков. В основном, владельцами земли г. Тюмени являются организации. (Приложение 17)

Рассматривая правовую основу местного налогообложения, следует отметить, что в отношении земельного налога в Кодексе предусмотрены лишь общие принципы налогообложения  в соответствии, с которыми представительные органы местного самоуправления определяют порядок исчисления и уплаты налога на соответствующей территории, а  также конкретные налоговые ставки (от 0.1 до 1,5% от соответствующей налоговой  базы) по земельным участкам.

В отношении налога на имущество  физических лиц существует устаревшая нормативно- правовая база в виде федерального закона, а в налоговом Кодексе РФ вообще отсутствуют положения о порядке исчисления и уплате этого налога в бюджет государства.

Принятая в первой части Налогового кодекса Концепция, состоящая в  распределении (закреплении) части  налогов по уровням бюджетной  системы в качестве собственных  доходов или закреплением налоговых  поступлений на постоянной или временной основе за бюджетами разного уровня, требует значительной корректировки.

Законодательным (представительным) органам местного самоуправления должно быть предоставлено право введения налога на недвижимость взамен налога на имущество физических лиц и  земельного налога.

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития  местных налогов

 

3.1 Пути совершенствования  порядка взимания местных налогов

 

Ситуация со сбором местных налогов  характеризуется ростом масштабов  уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, усложнением применяемых  нарушителями форм и способов ухода  от налогообложения. Это требует  повышения эффективности контрольной  работы налоговых органов.

На современном этапе существенно  возрастают требования к организации  контрольной работы, в том числе  к схемам проведения налогового контроля и повышению уровня ее информационно- методического обеспечения. Для успешной собираемости налогов разработаны ряд предложений:

  • проведение идеологической, разъяснительной и воспитательной работы в средствах массовой информации в целях повышения в общественном сознании престижности уплаты налогов;
  • восстановление бесспорного механизма взыскания санкций или пересмотр сроков обращения налоговых органов в суд с исками о взыскании налоговых санкций путем их увеличения;
  • разработка средних норм времени проведения контрольных мероприятий для повышения качества и результативности проведения камеральных и выездных проверок.

В бюджете г. Тюмени увеличилась задолженность за налогоплательщиками по местным налоговым платежам на 319530 тыс. руб. или 557,02% за период с 2006 г. по 2007 г.. Если в 2006 г. налогоплательщики внесли в бюджет г. Тюмени своей задолженности по разным налоговым платежам на сумму 29349 тыс. руб. (57,97% общей суммы налоговых доходов),то в 2007 г. такая задолженность за налогоплательщиками образовалась на сумму 290181 тыс. руб. и составила 499,05% общей суммы налоговых доходов местного бюджета г. Тюмени. Однако, за 9 месяцев 2008 года величина задолженности в отчетах оказалась положительной и составила 1159 тыс. руб. или 0,01% всех налоговых доходов – это означает, что налогоплательщики осуществляют уплату своих долгов в местный бюджет г. Тюмени.(Приложение 14)

Причинами неплатежей бюджету являются:

- Спад производства.

- Рост убыточных предприятий.

- Сокрытие доходов.

-Отсутствие денежных средств  на счетах предприятий. Неплатежеспособность  обусловлена не поступлением  денежных средств на расчетные  счета за выполненные работы  или поставленную продукцию и,  как следствие, рост дебиторской  задолженности.

- Фиктивное перечисление налоговых  платежей через неплатежеспособные  банки г. Тюмени.

- Уклонение физических лиц, предприятий  и предпринимателей от налогового  учета и уплаты местных налогов  из-за несовершенной законодательной  базы. (Применяется практика создания  должниками новых предприятий  с одновременным переводом во  вновь организованные предприятия  всех активов)

- Незначительное поступление денежных  средств от реализации арестованного  имущества. Это связано с неэффективностью  работы судебных приставов.

В условиях общего кризиса неплатежей налоговыми инспекциями г. Тюмени проводится целенаправленная, повседневная работа по сбору налогов. Ежемесячно проводятся совещания налоговых органов с руководителями предприятий – недоимщиков по вопросам снижения недоимок, разъясняется порядок проведения взаимозачетов. В средствах массовой информации регулярно осуществляется напоминание о сроках предоставления деклараций физическими лицами. Не отчитывающимся предприятиям направляются письма – приглашения. В прокуратуру отправляются заявки на розыск руководителей и учредителей, злостно уклоняющихся от уплаты налогов. Проводятся плановые и внеплановые камеральные и выездные налоговые проверки.

В качестве предварительного налогового контроля налоговыми органами проводятся камеральные проверки на основе представленных налогоплательщиками деклараций. Такой  контроль учитывает результаты проверок коммерческих банков, в которых обслуживаются  налогоплательщики.

В результате организации таких  проверок за 9 месяцев 2008 года было доначислено налогов и штрафных санкций с физических и юридических лиц, включая пени по данным налоговых карточек «Расчеты с бюджетом» и штрафные санкции по результатам проверок коммерческими банками соблюдения требований, установленных статьями налогового Кодекса 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках», 60 «Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов», 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей», 86 «Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков» на сумму 1024,2 тыс. руб., за 9 месяцев 2007 г. на сумму 1418,7 тыс. руб., в том числе доначислено налоговых платежей за 2007 год 931,4 тыс. руб., за 2008 год 518,1 тыс. руб.. Снижение таких взысканий на 44,4% (100% - 55,6%) свидетельствует об уменьшении налоговой неграмотности налогоплательщиков и своевременности исправления существующих ошибок при их взаимоотношениях с работниками банков и налоговых органов. (Приложение 18)

Среди плательщиков земельного налога большую часть составляют организации. За 9 месяцев 2008 года проведено выездных налоговых проверок у 479 предприятий, нарушения установлены у 475 предприятий, за 9 месяцев 2007 года проведено выездных налоговых проверок у 469 предприятий, нарушения установлены у 460 предприятий

Проведенные выездные проверки по вопросу  правильности начисления и своевременности  перечисления земельного налога у организаций  свидетельствуют о снижении налоговых  взысканий на 12,5% за два года (100% - 87,5%). В результате таких проверок было доначислено в бюджет города Тюмени налога на сумму 508,4 тыс. руб. в 2008 году и 683,6 тыс. руб. в 2007 году. Величина штрафных санкций составила 350,9 тыс. руб. в 2008 г. и 298,5 тыс. руб. в 2007 г. Выявлены нарушения: отсутствие расчетов начисления земельного налога и не своевременная его уплата в бюджет государства.

По отделу контроля налогообложения  физических лиц за 9 месяцев 2008 г. было проведено 475 выездных налоговых проверок, дополнительно начислено в бюджет 145,3 тыс. руб., в том числе штрафных санкций и пени 65,5 тыс. руб., налогов на сумму 79,8 тыс. руб. За 9 месяцев 2007 г. было проведено 454 выездных налоговых проверок, дополнительно начислено 166,9 тыс. руб., в том числе штрафных санкций и пени на сумму 22,9 тыс. руб., налогов на сумму 144,0 тыс. руб. К административной ответственности привлечено 350 человек на сумму 63 тыс. руб. в 2008 г. и 272 человека на сумму 58,7 тыс. руб. в 2007 г.

В инспекциях ФНС РФ по г. Тюмени состоит 351 877 предпринимателей, которые обязаны  перечислять в бюджет, как земельный  налог, так и налог на имущество  физических лиц. При проверке лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, выявлены нарушения у 118 человек  в 2008 году и у 116 человек в 2007 году. Дополнительно начислено налогов и штрафов в 2008 году 125,6 тыс. руб., в том числе штрафных санкций 19 тыс. руб., налогов на сумму 106,8 тыс. руб., в 2007 году дополнительно начислено налогов на сумму 139,6 тыс. руб. и штрафных санкций 15,2 тыс. руб.

Рассматривая результаты контрольных  мероприятий налоговых органов  за два года, следует отметить увеличение количества проведения проверок налоговыми органами, однако их результаты свидетельствуют  о существующих идентичных налоговых  нарушениях как у организаций  и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц при  уплате налогов в бюджет государства. Результатом этого является увеличение штрафных санкций за несвоевременное перечисление местных налогов в 2008 г. по сравнению с 2007 годом на 42,6 тыс. руб. или на 186,0% (286%-100%) у физических лиц, на 3,8 тыс. руб. или на 25,0% (125,0%-100%) у индивидуальных предпринимателей, на 52,4 тыс. руб. или на 17,6% (117,6% - 100%) у организаций. (Приложение 19)

Анализируя сложившуюся ситуацию, в ФНС РФ г.Тюмени были разработаны следующие предложения по увеличению собираемости взносов в бюджет государства:

- Ужесточить контроль со стороны  банковских учреждений за полнотой  и своевременностью зачисления  выручки на расчетные счета  предприятий.

- Обязать городской финансовый  отдел, производить зачеты в  городской бюджет строго в  установленные сроки.

- Ввести штрафные санкции к  руководителям предприятий, нарушающим  сроки сдачи платежных поручений  по расчетам с местным бюджетом  в обслуживающий банк.

- Активизировать работу по реализации  арестованного имущества налогоплательщиков  – недоимщиков.

- Запретить выдачу лицензий  предприятиям, имеющим задолженность  перед бюджетом по местным  налогам.

 

 

 

3.2 Направления реформирования  местного налогообложения

 

Существующая система местных  налогов для юридических и  физических лиц в настоящее время  тормозит инвестиционный процесс государства, делает невыгодным обновление его основных фондов.

Платежи за землю нестабильны, ставки налога на имущество физических лиц  не оправдывают затраты государства  на содержание жилого фонда страны, что затрудняет расчеты экономической  эффективности инвестиционных проектов, особенно средне- и долгосрочных.

Существенная разница в налогообложении  имущества юридических и физических лиц стимулирует искусственное  снижение налогового бремени путем  переоформления объектов на физических лиц. Налогообложение имущества  физических лиц неэффективно с фискальной точки зрения и не обеспечивает справедливого  распределения налогового бремени. Значительная часть наиболее дорогих  вновь построенных объектов не облагается налогом, поскольку законодательство не требует их ввода и регистрации  прав. Методики определения налогооблагаемой стоимости устарели, жилье лучшего  качества и местоположения часто  по остаточной стоимости дешевле, чем  крупнопанельные отдаленные новостройки, в отличие от рыночной стоимости.

Эти недостатки существующей системы  местного налогообложения были учтены Минфином России при подготовке нового проекта Налогового Кодекса, который  предусматривает возможность замены налогов на имущество и землю  консолидированным налогом на недвижимость, по решению местных органов власти. Создание системы налогообложения  недвижимости на основе рыночной стоимости  является одним из направлений налоговой  реформы, которая начата правительством Российской Федерации.

Информация о работе Теоретические и исторические аспекты местного налогообложения