Теоретические и исторические аспекты местного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение проблем учета расчетов местного налогообложения, связанных с исчислением и взиманием таких налогов как земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В связи с этим, предусматривается исследовать следующие задачи:
1. История и современное состояние местных налогов;
2. Действующий порядок местного налогообложения в соответствии с законодательством РФ и исполнительных органов власти местного самоуправления г. Гудермес;
3. Проблемы налоговых платежей в бюджет города Гудермес;
4. Перспективы местного налогообложения на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Местные налоги и сборы: исторический и теоретический аспекты
1.1 История становления и развития местного налогообложения
1.2 Экономическая сущность местных налогов
2. Анализ действующей практики взимания местных налогов (на материалах ООО «ТПТО»)
2.1 Порядок учета местных налогов
2.2 Роль и значение местных налогов в формировании доходов местных бюджетов
3. Проблемы и перспективы развития местных налогов
3.1 Пути совершенствования порядка взимания местных налогов
3.2 Направления реформирования местного налогообложения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 171.76 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение

1. Местные налоги и сборы:  исторический и теоретический  аспекты

1.1 История становления и развития местного налогообложения

1.2 Экономическая сущность местных налогов

2. Анализ действующей практики  взимания местных налогов (на  материалах ООО «ТПТО»)

2.1 Порядок учета местных налогов

2.2 Роль и значение местных налогов в формировании доходов местных бюджетов

3. Проблемы и перспективы развития  местных налогов

3.1 Пути совершенствования порядка взимания местных налогов

3.2 Направления реформирования  местного налогообложения

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

 

 

Введение

 

В обеспечении единства страны и  развития экономической реформы  велика роль местного самоуправления. Его эффективность во многом зависит  от того, какие бюджетные ресурсы  получают в свое распоряжение местные  власти. В настоящее время большинство  местных органов власти не имеет  самостоятельного с экономической  точки зрения бюджета, а значит, не располагает возможностями действенно осуществлять свои полномочия.

Важнейшим источником бюджетных доходов  являются налоги. В России действует  новая система налогообложения. Она была введена в переходный период. Сейчас можно говорить о  том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы.

На сегодняшний день в области  планирования налогообложения должны быть поставлены следующие цели.

  • Ужесточение налоговой дисциплины.
  • Формирование цивилизованного института налогоплательщиков.
  • Упрощение налоговой системы.
  • Налоговое стимулирование производства.

Сегодня комплекс вопросов, связанных  с состоянием налоговой системы  Российской Федерации, ее возможностями  полноценной реализации своих функций, приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий  и граждан налогоплательщиков, так  и для самого государства. Необходимость  изъятия в пользу государства  части полученных с таким большим  трудом средств всегда воспринимается очень болезненно, особенно на современном этапе.

Российская налоговая система  включает в себя достаточно большое  число налогов и различных  других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.

Темой работы является "Проблемы и перспективы местного налогообложения (на примере ИФНС России № 2 по ЧР)". Интерес к этой теме возник не случайно. Налог на имущество физических лиц и земельный налог являются основным источником доходной части местного бюджета. От величины таких налоговых поступлений зависит экономическое благосостояние любого города или районного центра страны.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, связанные  с установлением и взиманием  местных налогов. Для анализа  практических расчетов объектом исследования выбрано статистические материалы  ИФНС России № 2 по ЧР.

Предметом исследования являются особенности местного налогообложения, нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание местных  налогов, а также правоприменительная  практика по финансово-правовым аспектам налогообложения.

Целью работы является изучение проблем  учета расчетов местного налогообложения, связанных с исчислением и  взиманием таких налогов как  земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В связи с этим, предусматривается  исследовать следующие задачи:

1. История и современное состояние  местных налогов;

2. Действующий порядок местного налогообложения в соответствии с законодательством РФ и исполнительных органов власти местного самоуправления г. Гудермес;

3. Проблемы налоговых платежей  в бюджет города Гудермес;

4. Перспективы местного налогообложения  на современном этапе.

В первой главе дипломной работы раскрываются особенности исторического  возникновения местного налогообложения, дается характеристика и экономическая  сущность местных налогов в различные  периоды существования России.

Во второй главе дается характеристика объекта исследования- ИФНС № 2, исследуется практика взимания местных налогов в соответствии с действующим законодательством.

В третьей главе выявляются проблемные вопросы взимания налогов в инспекциях г. Гудермес. Предлагаются способы совершенствования их взимания, рассматривается варианты замены имущественных налогов единым налогом на недвижимость.

 

 

 

1. Местные налоги и сборы:  исторический и теоретический  аспекты

 

1.1 История становления  и развития местного налогообложения

 

 

Проблемы местного налогообложения  постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников налогообложения А. Смит (1723–1790) говорил  о том, что налоги для того, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226–1274) определял налоги как дозволенную  форму грабежа. Ш. Монтескье (1689–1755) с полным основанием полагал, что  ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той  части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Согласно действующей в настоящее  время классификации налогов  к местным налогам частично можно  отнести характеристику таких налоговых  платежей как прямые налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно  с имущества или доходов налогоплательщиков. Плательщиком таких налогов является владелец соответствующего имущества  или дохода.

Поэтому, следует рассматривать  историю возникновения местного налогообложения с точки зрения первоначального появления прямых налогов.

Налоговая система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних ступенях государственной организации  начальной формы налогообложения  можно считать жертвоприношение. Оно было неписанным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах  на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII–VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

Позже Римской, Греческой и Византийской стала складываться финансовая система  Руси. Объединение Древнерусского государства  началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был сначала нерегулярный, а позже все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

После татаро-монгольского нашествия  основным налогом стал «выход», взимавшийся  сначала басками – уполномоченными  хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» — обязанность доставлять подводы  ордынским чиновникам, или содержание посла Орды с огромной свитой.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440–1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. В результате различных способов составления «сошного» письма, которое служило для определения размера прямых налогов и прочих нововведений, финансовая система России в XV – XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629–1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. Началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Эпоха Петра I (1672–1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до налога на усы и бороды.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.

И даже на протяжении XIX в. главным источником доходов государства Российского оставались государственные прямые налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Начиная с 1863 г. с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 г.

Второе место среди прямых налогов  занимал оброк. Это была плата  казенных крестьян за пользование землей. Ставка сбора дифференцировалась по классам губерний.

Кроме государственных прямых налогов  функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось  право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

В апреле 1836 г. были «высочайше утверждены» новые налоги и сборы «для приращения городских доходов» с торговых и ремесленных заведений, с разных лиц, обязанных по занятиям и промыслам своим платежом акцизы городу, с разных других статей городских доходов, сборы существующие, по коим допускается усиление.

К концу XIX в. все суммы, включая земские, стали поступать в кассу государственного казначейства.

В восьмидесятых годах XIX в. наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог.

Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости  от степени родства они имели  ставку от 1 до 6% стоимости имущества.

Существовали паспортные сборы, в  том числе с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожаров.

В 1898 году Николай II утвердил положение о Государственном промысловом налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались при ежегодной выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.

Дополнительный промысловый налог  по размеру превосходил основной и зависел от размера основного  капитала и прибыли предприятия. Кроме того, он зависел от характера  предприятия – являлось ли оно  гильдейским или акционерным  обществом.

Наиболее крупным из прямых налогов  был налог с недвижимых имуществ. В указанный период он взимался по ставке 9%.

Значительную сумму среди прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входили стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений и др.

После февральской революции положение  дел еще более ухудшилось. Временное  правительство ни при одном из своих лидеров не сумело справиться с экономическими и финансовыми  трудностями. Нарастали темпы инфляции.

Очередной спад во всей финансовой системе  России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.

С первых дней своего существования  местные советские органы не только получили политическую полноту власти, но и стали основными центрами формирования новых экономических  и финансовых отношений молодого Советского государства. При этом они  сохранили структуру административного  деления дореволюционной России, включая волостные, уездные, городские  и сельские советы.

Исходя из положений Конституции  РСФСР 1918 г., принятой Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., бюджетная система состояла из государственного и местных бюджетов. В соответствии с инструкцией о правах и обязанностях Советов, принятой в декабре 1917 г., на местные Советы возлагалось управление и обслуживание всех сторон местной жизни, т.е. хозяйственной, финансовой, культурно-просветительной; указывалось, что в вопросах местного хозяйства они являются самостоятельными. Для удовлетворения местных потребностей местным Советам было предоставлено право вводить налоги и сборы, что расширяло их хозяйственные и финансовые функции, придавало самостоятельность. Но, несмотря на то, что местные Советы были наделены известными бюджетными правами, степень зависимости местных бюджетов от центральных органов была велика. Это находило выражение в том, что сметы Советов городов уездного подчинения, сметы уездных органов Советской власти утверждались губернскими или областными съездами Советов, а сметы губернских и областных органов - ВЦИК и СНК.

Информация о работе Теоретические и исторические аспекты местного налогообложения