Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Для любой страны, и Российская Федерация не является исключением, большое значение имеет взимание налогов и сборов. Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Налоги представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Доходная часть бюджета формируется в основном из налоговых поступлений. Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем недопоступления НДФЛ и предположительных путей их решения.

Содержание

Введение 3

Глава 1Теоретические основы системы обложения налогом на доходы физических лиц как основного источника формирования регионального бюджета в РФ…………………………………………………………………......8
1.1 НДФЛ в налоговой системе государства: сущность, роль и значение при формировании регионального бюджета…………………………………...............................................................8
1.2 Общая характеристика механизма исчисления и уплаты НДФЛ…………………………………………………………………………….19

Глава 2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.1Анализ доходной части регионального бюджета…………………………………………………………………………..32
2.2 Динамика поступлений налога на доходы физических лиц и его влияние на формирование регионального бюджета………………………......40

Глава 3 Совершенствование НДФЛ как этап реформирования налоговой системы государства…………………………………………………………….54
3.1 Проблемы, связанные с поступлением НДФЛ как основного источника формирования доходной части регионального бюджета 54
3.2 Пути совершенствования порядка исчисления и взимания НДФЛ 66

Заключение 77

Библиографический список 80

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по НДФЛ.doc

— 767.50 Кб (Скачать файл)

2 Анализ и динамика структуры доходной части регионального бюджета

2.1 Анализ доходной части регионального бюджета

 

Управление  финансовыми ресурсами области  обеспечивается формированием и  исполнением регионального бюджета, внебюджетных и валютных фондов, установление  порядка взимания региональных налогов  и сборов, доходов от использования региональной собственности, осуществлением региональных заимствований и управление региональным долгом, регулирование финансовых отношений с хозяйствующими субъектами вышестоящего  подчинения и межбюджетных отношений.  

В соответствии с Уставом Орловской области в области принимается единый региональный бюджет, предназначенный для мобилизации доходов и финансирования расходов.

Связь налогов и бюджета  имеет двусторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей, в то время как неналоговые доходы формируют лишь 15–20% бюджета.

Таблица 2- Состав и структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Орловской области, тыс. руб. [54]

 

Наименование показателя

период

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007

2008

2009

2008/ 2007

2009/ 2008

2008/ 2007

2009/ 2008

Налог на прибыль организаций

2261787

3 121 267

3 007 072

134

101

34

1

НДФЛ

2225377

2 982 006

3 147152

138

96

38

-4

НДС

2724179

3154469

3201873

116

102

16

2

Акцизы

2149551

2711816

2851173

126

105

26

5

Безвозмездные поступления от других бюджетов

4374160

5 730 150

8 524 354

131

148

31

48


 

 

 

продолжение таблицы

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

1122867

2 043 618

2 631 821

182

128

82

28

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов

102544

222 922

675 843

46

303

-54

203

Субвенции

846739

787468

1 356 273

93

172

-7

72

Субсидии

1921688

2 248 375

3 601492

117

160

17

60


 

Анализируя данные, отраженные в таблице 1, можно сделать вывод  о том, что по итогам 2007 года наблюдается рост поступлений собственных доходов в бюджете Орловской области. Это обусловлено состоянием экономики области, которая характеризуется стабильным ростом основных социально-экономических показателей. Индекс промышленного производства составил 109%, на развитие экономики и социальной сферы области направлено около 24000 млн. руб. инвестиций в основной капитал [39.С. 79].

Рост поступлений собственных доходов обусловлен, прежде всего, ростом реальной заработной платы, и, как следствие, поступления налога на доходы физических лиц на 30%. Также высокими темпами выросли доходы областного бюджета от налога на прибыль и других налогов. План перевыполнен по следующим источникам доходов:

- по налогу на прибыль организаций на 30524 тыс. руб. за счет поступлений от основных инвесторов;

- по налогу на доходы  физических лиц на 21596 тыс. руб. за счет роста фонда оплаты труда;

- по акцизам на 6334 тыс. руб. в связи с увеличением реализации алкогольной продукции.

Безвозмездные поступления  из федерального бюджета составили 4370 млн. руб. Из общей суммы безвозмездных поступлений 1122 млн. руб., или 25,7%, составила дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 483,1 млн. руб. - дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Остальные поступления носят строго целевой характер.

По доходам областной  бюджет исполнен в сумме 11270 млн. руб., или 100,5% годового плана.

Гарантии и поручительства за счет средств областного бюджета  в 2007 году не предоставлялись, заимствования  не проводились, бюджетные кредиты  не выделялись. Возврат ранее предоставленных  бюджетных кредитов составил 698 млн. руб. Списана задолженность перед федеральным бюджетом в сумме 160 млн. руб. [39.С. 79].

Исполнение бюджета  области в 2007 году позволило на должном  уровне обеспечить решение основных задач: в бюджетной сфере своевременно выплачивалась заработная плата с учетом повышения на 15 процентов с 1 сентября 2007 г.; своевременно проведена подготовка к отопительному сезону; бесперебойно обеспечивалось питание в бюджетных учреждениях; произведены все необходимые социальные выплаты населению; медицинские учреждения своевременно обеспечивались медикаментами; профинансирована программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан; выплачивались субсидии производителям молока, зерна, успешно реализовывались приоритетные национальные проекты.

Таким образом, необходимо отметить, что бюджетная наполненность по доходам Орловской области за анализируемый период, обладает позитивной тенденцией и постоянным ростом, что характеризует возрастающую динамику налоговых поступлений и увеличение объема денежных средств в бюджете области за счет налогообложения градообразующих предприятий.

Доходы бюджета области  в 2008 году сложились в сумме 15,4 млрд. руб., что выше по сравнению с прошлым годом, соответственно, на 37%. Собственные доходы регионального бюджета составили 8,7 млрд. руб., превысили уровень предыдущего года, соответственно, на 30,8%.

Увеличение поступления доходов в областной бюджет по сравнению с предыдущим годом на 37% отмечено исполнение бюджета с профицитом в 365,3 млн. руб. при плановом дефиците 768,3 млн. руб. [37.С. 79].

Однако, ситуация по 2009г. резко меняется. Итоги исполнения бюджета  текущего года неутешительны. Резко упали собственные доходы бюджета - на миллион рублей от плана. Свыше трети этой суммы составил недобранный налог на прибыль. Области помогают держаться на плаву трансферты из федерального центра. Однако даже с их помощью Орловская область по темпам доходов отстает от прошлогодних показателей. При этом расходы, напротив, растут. В основном, за счет повышения заработной платы бюджетникам, в частности, учителям.

И хотя органам государственной  власти удалось  удержать ситуацию под контролем и сохранить  социальную стабильность в области, собственные доходы консолидированного бюджета (налоговые и неналоговые) в 2009 году исполнены в сумме 109,3 млрд. руб., что ниже факта 2008 года на 20,8%.

Основным источником формирования налоговых доходов  бюджета области в 2009 году являлся налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в общем объеме поступлений составил 54,5 % против 31 % в 2008 году. За 2009 год его поступило 12 671 000 000 млн. руб. это на 3 000 174 000 000 руб. или на 33,4 % больше 2008 года.

Кризисная ситуация в 2009 году способствовала тому, что многие организации старались использовать для покрытия дефицита денежных средств удержанные суммы НДФЛ, и не перечисляли их в бюджет, таким образом, фактически кредитовались за счет бюджета.

За 2009 год повысили заработную плату 2207 налогоплательщиков, в том  числе выше минимального размера  оплаты труда - 663 и до среднеотраслевого уровня – 1544. В бюджет дополнительно поступило более 18 млн. руб. налога на доходы физических лиц. Основной состав налогоплательщиков, имеющих низкий уровень заработной платы - это предприятия малого бизнеса [54.С. 79].

Вторым источником формирования налоговых доходов территориального бюджета в 2009 году являлся налог на прибыль, удельный вес которого в общем объеме поступлений составил 21,7 % против 54,4 % в 2008 году. За 2009 год поступило 5 млрд. 58 млн. руб. это на 11 млрд. 541 млн. руб. или на 69,5% меньше 2008 года.

Из проведенного анализа  видно, что налоговые доходы бюджета  Орловской области могут обеспечить лишь 62,25% доходной части бюджета. Остальную  часть расходов бюджета области  покрывают неналоговые доходы, основной статьей которых являются дотации из федерального бюджета РФ. Однако 9,1% расходов на нужды области в 2009 г. бюджет области не в состоянии был обеспечить необходимой суммой денежных средств.

Для более подробного анализа рассмотрим динамику доходов  в разрезе основных отраслей.

Таблица 3-Динамика доходов в разрезе основных отраслей за 2007- 2009гг., млрд. руб. [28]

 

Наименование показателя

период

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007

2008

2009

2008/ 2007

2009/ 2008

2008/ 2007

2009/ 2008

Обрабатывающее производство

1392011

1637524

1023474

118

63

18

-37

Производство и распределение  электроэнергии, газа, воды

212158

259974

261870

123

101

23

1

Торговля

41678

52705

52166

136

99

36

-1

Производство с/х продукции в хозяйствах всех категорий

21775

24960

26874

129

108

29

8

Строительство

8045

11 398

6 745

142

59

42

-41


 

В структуре промышленного  производства области обрабатывающие производства занимают 81,3%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 18,5%. В 2009г. ситуация относительно стабилизировалась. Наблюдается некоторое замедление снижения объемов производства с 30,8% в 2008г. до 27,8% в 2009г.

Ситуация в сельскохозяйственном производстве является достаточно стабильной и характеризуется положительной динамикой. В агропромышленном комплексе области в 2008 году валовой объем сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составил более 32,7 млрд. рублей, или в фактически действующих ценах 169,5%, в сопоставимой оценке – 126,2% к 2007 году. Рост сельскохозяйственного производства обусловлен значительным увеличением объема продукции растениеводства и животноводства.

Инвестиционная активность под влиянием событий мирового кризиса значительно снизилась. Сократилось строительство. Объем выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство» составил в 2008 году 11,3 млрд. руб., что соответствует уровню 2007г.

Оборот розничной торговли за 2009г. в действующих ценах ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1,0 %, с учетом темпов инфляции имеет место его снижение в сопоставимой оценке на 10,9 %. Оборот розничной торговли за 2008 год составил 52,3 млрд. руб., что выше уровня 2007 года на 36,2%.

В социальной сфере в текущем году наблюдается некоторое снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения. Темпы роста потребительских цен превышают темпы роста денежных доходов населения. Далее проанализируем динамику доходов населения за 2007-2009гг.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4-Динамика доходов населения за 2007- 2009гг. [28]

 

Наименование показателя

период

Темп роста

Темп прироста

2007

2008

2009

2008/

2007

2009/

2008

2008/

2007

2009/

2008

Среднедушевые денежные доходы населения (руб.)

8112

9 801

9 997

135

102

35

2

Номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.)

10015

11 132

11 900

129

106

29

6

Безработица официальная (тыс. человек)

5,8

6,1

8,2

103

134

3

34

Информация о работе Влияние налоговых поступлений с доходов физических лиц на формирование регионального бюджета